Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека).

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

 
  Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru

ð 1.

Современная экономическая теория или экономика[1] как общественная наука, изучающая поведение людей, отношения между ними в процессе П-Р-О-П материальных благ и услуг структурно делится на несколько разделов: микро-, мезо-, макро- и мегаэкономику.

Микроэкономика[2]изучает поведение отдельных экономических субъектов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий. В центре внимания – цены (относительные цены, т.е. соотношения цен отдельных благ), объемы выпуска и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики (АПК, ВПК, региональная экономика).

Макроэкономика[3]исследует функционирование экономической системы в целом и ее отдельных крупных секторов. Объектом изучения является: национальный доход, общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, общий уровень цен и инфляции.

Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Все разделы ЭТ одинаково важны для формирования экономического знания и тесно взаимосвязаны.

Микроэкономический анализ базируется на следующих предпосылках:

ð экономического атомизма - сосредоточение внимания на поведении субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

ð экономического рационализма – принятие решений экономическими субъектами на основе сравнения выгод и затрат, обеспечивающих максимизацию полезности (выгоды).

Хозяйственная деятельность субъектов осуществляется с целью удовлетворения безграничных потребностей посредством использования ограниченных ресурсов. Следовательно, экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Потребности –это осознанные запросы или состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть. Потребности служат внутренним мотивом, побуждающим к экономической деятельности.

Потребности многогранны и обобщенно могут быть классифицированы по ряду критериев: 1) по сфере удовлетворения – материальные, духовные, социальные; 2) по назначению– производственные, непроизводственные; 3) по форме удовлетворения – индивидуальные, общественные; 4) по важности удовлетворения – первичные (предметы первой необходимости), вторичные (предметы роскоши, духовная и интеллектуальная деятельность).

Совокупность потребностей человека можно выразить через иерархическую пирамиду А.Маслоу (каждый последующий уровень опирается на предыдущий) (рис.1).

Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru

Рис. 1. Пирамида потребностей человека.

1. Физиологические потребности(в пище, одежде, жилье, воспроизводстве рода).

2. Потребность в безопасности(защита от врагов, преступности, нищеты, болезней).

3. Потребность в социальных контактах(общение, дружба, любовь).

4. Потребность в уважении(признание, уважение со стороны других людей и самоуважение, достижение определенного общественного статуса, социального положения).

Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека).

Потребности людей безграничны,что означает:

· их удовлетворение на более высоком уровне;

· по мере удовлетворения одних потребностей, возникновение других;

· возрастание и изменение потребностей по их структуре, количеству и качеству с развитием общества[4].

Объективная необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с прогрессом производства и культуры выражается в экономическом законе возвышения потребностей. [5]

В микроэкономике различают, прежде всего, потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относят лишь те потенциальные потребности, которые трансформируются в покупательский спрос.

Для производства благ и услуг, идущих на удовлетворение безграничных потребностей людей, используются ресурсы.

Ресурсы –это необходимые для создания экономических благ элементы, которые могут быть вовлечены в производственный процесс.

· Природные ресурсы - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества (земля, ее недра, леса, вода и т.д.).

· Материальные ресурсы –средства производства, созданные человеком.

· Трудовые ресурсы –активное население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте оценивается по профессионально-квалификационному и культурно-образовательному признаку, здоровью.

· Финансовые ресурсы –денежные средства, вкладываемые в организацию и развитие производства.

· Информационные ресурсы –объем информации необходимый в производстве.

Главная особенность ресурсов – редкость или ограниченность,которая носит относительный характер, и заключается в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Т.е. редкость ресурсов это их ограниченность по отношению к размерам потребностей.

Ограниченность - это не объективное, заданное самой природой свойство ресурсов, а выражение отношений между людьми по поводу использования ресурсов.

Редкость ресурсов вызывает необходимость:

· наилучшего, оптимального распределения их между различными конкурирующими целями и субъектами за наилучшее использование;

· их экономии и повышения эффективности использования;

· выбора.

Проблема выбора неоднозначна. Выбор не сводится к поиску технически оптимального способа использования ресурсов. Необходимо учитывать различие целей субъектов (государства, фирм, домохозяйств). То, что является оптимальным с позиций одного хозяйствующего субъекта, с позиции другого – наихудший вариант. Кроме того, не хватает знаний о наличии ресурсов, о сути потребностей, о способах их оптимального удовлетворения. Поэтому деятельность предпринимателя во многом связана с устранением информационного дефицита в экономике, нахождением наиболее востребованного рынком способа использования ресурсов.

Вывод: поскольку потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для производства экономических благ ограничены или редки, то, перед обществом стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Необходимость выбора наилучшей комбинации ресурсов из альтернативных вариантов их использования, с целью максимизации выгоды определяет мотивацию и поведение экономических субъектов.

Отсюда, предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора, или управление редкостью.

ð 2.

В процессе выбора, обусловленного ограниченностью ресурсов, люди во все времена сталкиваются с необходимостью решения трёх фундаментальных задач:

1. Что следует производить, в каком количестве в данном экономическом пространстве, в данное время?

2. Как следует производить, какие ресурсы и технологии использовать?

3. Для кого предназначены результаты производства?

При их решении экономисты пользуются разного рода моделями. Простейшей моделью отражающей проблему выбора в экономике является кривая производственных возможностей (КПВ),или кривая трансформации.

Модель подразумевает ряд допущений упрощающих действительность[6]:

1)экономика функционирует в условиях полной занятости;

2)объем используемых факторов производства остается постоянным;

3)технологии производства не изменяются;

4)все ресурсы общества затрачиваются на производство только двух товаров: Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru - предметов потребления иПотребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru- средств производства.

Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru

Рис. 2. Кривая производственных возможностей.

Кривая Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru на рис. 2. - граница области производственных возможностей, или кривая трансформации, показывает значения альтернатив максимально возможных объемов производства при полном использовании всех ресурсов.

Каждая точка на кривой (напр. Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru ) - это определенная комбинация товаров двух видов: Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru единиц предметов потребления и Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru единиц средств производства (возможный и желаемый уровень их производства).

При сравнении альтернатив Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ruи Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ruвидно, что в точке Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ruотдается предпочтение выпуску средств производства, в точке Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru- предметов потребления.

Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена сокращать производство другого. Количество одного товара, которым необходимо «пожертвовать», чтобы увеличить производство другого товара хотя бы на единицу, называют альтернативными затратами,или затратами упущенных возможностей (opportunity cost)[7].

Точкавнутри КПВ – показывает неэффективное использование ресурсов ( Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru ). Причины: безработица, остановка предприятий, структурные изменения, неэффективное государственное регулирование экономики.

Точказа КПВ – показывает недостижимый на данный момент времени объем производства ( Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru ).

При поступательном развитии ПС, осуществлении научно-технических нововведений, либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытии, разработки новых месторождений полезных ископаемых, строительстве новых предприятий и т.д.) общество может выйти за границу производственных возможностей.

При равномерном и одновременном внедрении новых технологических процессов во всех отраслях КПВ сдвинется параллельно, рис. 3а. Если же нововведения будут осуществляться разными темпами в различных отраслях, то увеличение области производственных возможностей будет скошенным, как показано на рис. 3б.

Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru Потребность в саморазвитии (самореализация,совершенствование всех возможностей и способностей человека). - student2.ru

Рис. 3. Расширение области границы производственных возможностей.

Если общество согласно пожертвовать текущим благосостоянием в пользу будущего, то такая структурная перестройка экономики позволит перейти на новую границу ПВ, что говорит об увеличении экономического потенциала страны, экономическом росте.

Важно правильно оценить экономическую ситуацию (выбрать положение на КПВ), поскольку быстро и безболезненно нельзя перейти от одного экономического состояния к другому (из точки в точку на КПВ). Перестройка производства будет сопровождаться его спадом: закрытием предприятий, дополнительными затратами на их перепрофилирование, переобучение персонала, безработицей. Выбор обществом структуры своего производства в каждый данный момент предопределяет его будущие производственные возможности и уровень благосостояния.

ð 3.

Метод –это совокупность способов и приемов познания. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.[8]

Позитивная микроэкономика предназначена для объяснения и прогнозирования экономических явлений. Изучает факты и зависимости между ними и отвечает на вопрос: что есть, что было, что может быть? Любые выводы могут быть подтверждены или опровергнуты практикой.

Нормативная микроэкономикапредполагает однозначные суждения и основана на отыскании наилучших форм организации производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Отвечает на вопрос - «что должно быть?». Нормативные суждения базируются на позитивных, но содержат субъективную оценку.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Методы изучения действительности позитивной[9]микроэкономики:

1. Предельный анализ (маржинализм) – анализ экономических явлений не только в законченном (общие, средние величины), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ – предполагает следующую последовательность исследования: а) выявление типичного качества явления; б) установление факторов на него влияющих; в) определение способа взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функции.

3. Равновесный подход- изучение микроэкономикой состояния относительной стабильности (когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению). Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменилось существенно - такое равновесие называют неустойчивым. Если, при внешних изменениях, в самой системе имеются силы, возвращающие её в прежние состояние - равновесие называют устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории. Теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. При несогласовании теории с практикой её приводят в соответствие.

Сторонникинормативного подходаприменяют моделирование экономических процессов и явлений (косвенное исследование объекта путем моделей)[10].

В микроэкономике применяют модели двух видов:

Оптимизационные модели- используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов (предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты и т.д.).

Равновесные модели – применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. С их помощью изучается равновесное и неравновесное положение экономической системы.

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование, которое подразделяется на знаковое и интуитивное.

Знаковое моделирование:использование формул, графиков. Различают два типа графиков: эмпирических зависимостей и теоретических. Первые, это эмпирическое отражение зависимости между переменными величинами[11].

Графики теоретических зависимостей выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными и применяются с целью пояснения процессов функционирования ирреальных экономических систем либо их составных элементов[12].

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики, которая определяется государством, посредством установления конкретных целей для отдельных рынков, отраслей.

На разных этапах развития экономической теории использовались различные методы исследования, которые, как и предмет, совершенствовались с развитием общества и в равной степени применимы в рамках микроанализа.

Наблюдательный или эмпирический метод наблюдение, сбор информации, фиксация и описание определённых фактов или событий. В естественных науках эмпирический метод опирается на эксперименты, в ходе которых повторение результата из опыта к опыту позволяет говорить о некоторой закономерности. В экономике проводить эксперименты затруднительно, а иногда невозможно, поэтому эмпирический метод в экономической науке заключается в наблюдении, фиксации событий, происходящих на практике, а не по воле экспериментатора, а потом экономисты пытаются понять их значение.
Экономико-статистический метод заключается в сборе и обработке информации, количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни. Дополняет эмпирический метод, поскольку построен не только на сборе информации, но и на её количественном анализе.
Причинно-следственный (каузальный) метод заключается в выявлении связей между отдельными явлениями. Он основан на создании четкого категориального аппарата. Категории – это осознанные экономические явления, отраженные в понятиях экономической науки.
Метод моделирования или экономико-математический метод заключается в выделении наиболее существенных явлений при мысленных отвлечениях от второстепенных деталей и позволяет с применением математического аппарата выбирать оптимальные варианты экономических решений.
Метод научного абстрагирования был сформулирован и применен К. Марксом. Мысленное отвлечение в процессе познания от всего несущественного, второстепенного, случайного, выявление конкретного.
Метод анализа и синтеза анализ – расчленение целого на простейшие составные части и изучение их как части целого. Синтез – воссоединение расчлененных и проанализированных элементов в единое внутренне – связанное.
Метод единства исторического и логического познание явлений экономики в их хронологии (зарождение, становление, развитие, смена) с использованием логики. Логическое – тоже историческое, но освобожденное от случайностей обобщения.
Метод индукции и дедукции индукция – движение мыслительного процесса от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция – получение частных выводов на основе общих положений.
Метод экономический эксперимент искусственное воспроизведение экономических процессов путем разработки тех или иных моделей для их изучения в различных условиях хозяйствования.

[1] Термин «экономика» введен в оборот А.Маршаллом в 1890 году.

[2] Основы микроэкономики заложили представители австрийской школы в конце 19в. К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк. Значительный вклад в ее развитие внесли английские экономисты А.Маршалл, А.Пигу, Дж.Хикс, американец Дж.Б.Кларк, итальянец В.Парето, швейцарец Л.Вальрас.

[3] Основоположник Дж. Мейнард Кейнс.

[4] В течение каждых 10 лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более, чем в два раза.

[5] Закон выражает одну из сущностных сторон прогресса человеческой цивилизации – возрастание, усложнение и обогащение целеустремленной преобразовательной деятельности человека.

[6] Экономический потенциал любого государства определяется:

- природными ресурсами, их разнообразием, богатством, разработанностью и эффективностью использования;

- трудовыми ресурсами, их численностью, половозрастной структурой, уровнем образования и квалификации;

- размерами капиталов, эффективностью его использования, способностью экономики к его увеличению;

- технологиями, их развитостью, возможностью создавать или применять новые технологии;

- предпринимательской инициативностью нации, благодаря которой создаются новые фирмы, и расширяется национальное производство.

[7] КПВ выпукла вправо-вверх. При движении по ней изменяется структура производства в пользу товара Х.Но, каждая дополнительная единица товара Х требует все большего сокращения производства товара У. Т.е. в производственный процесс вовлекаются малоэффективные ресурсы. По мере приближения к осям координат растет наклон кривой, следовательно, растут альтернативные затраты.

[8] Термины введены в научный оборот А.Смитом.

[9] Сторонники позитивного подхода считают, что микроэкономика должна изучать явления такими же методами, как и естественные науки, а экономические явления изображать такими, как они существуют в реальности.

[10] Модель – упрощённая картина реальности.

[11] На графике каждая точка демонстрирует значения переменных, наблюдаемых совместно.

[12] Графики, как правило, представляют собой сплошные линии, а не изображаются в виде множества отдельных точек.

Наши рекомендации