Интеграционные процессы в эк-ке стран СНГ. Эк-я интегр-я РБ и РФ.
СНГвозникло в результате распада СССР на постсоюзном эк-ком простр-ве. Соглаш-е об образовании СНГ было подписано рук-лями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г. В состав СНГ входят 12 стран:Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%. Преимущества: увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства; возрастает конкуренция между странами; происходит обеспечение лучших условий торговли; расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспр-е в пользу более сильных партнеров; олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, к-рый спос-ет повыш-ю цен на товары; эффект потерь от увеличения масштабов производства.
Развитие СНГ прошло в ряд этапов: 1991-1992гг.-распад единого народно-хоз-го комплекса, стремление гос-в к автономии и самост-му выходу на внешние рынки. Подписано соглашение о созд-и СНГ, в состав кот. вошли 12 стран бывшего СССР за исключ-ем Прибалтики, 1993-1994гг.- период резкого спада произв-ва, кризис в эк-ке, падение ур-ня жизни. Подписан устав СНГ. В сент. 1993 подписан договор о созд-и эк-го союза, 1994-1996гг.- попытка реализ-и договора о созд-и эк-го союза, созд-е единой рублевой зоны. В кон. 1994г подписан договор о созд-и платежного союза. В тоже время были подписаны договоры о произв-й кооперации, о созд-и транснац-х хоз-х структур, о сотруднич-ве в области инвестиций, о единой антимоноп-й политике, созданы первые наднац-е стр-ры. В 1995 подписано соглашение о созд-и таможенного союза м/у РФ, РБ, Казахстаном.К нему перисоедин-ся Таджикистан, Кыргызстан. 1996-1999гг. сформир-сь многоярусная структура взаимод-я стран СНГ.1-й ур-нь-РФ и РБ(наиб. глубокая форма интеграции с общими наднацион-ми, в т. ч. полит-ми стр-ми); 2-й ур-нь-РФ, РБ, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстаном. В 2000г. этими странами образовано Евразийское эк-е сообщество, цель кот созд-е ощего рынка; 3-й ур-нь- страны СНГ в целом, межгосуд-е объедин-я, исполняющие преимущ-но координац-е ф-ции. К концу этапа наметились кризисные явления, кот могли привести к распаду СНГ. Принятые реш-я не реализ-сь гос-вами, стал вопрос о целесообр-ти существов-я содруж-ва. 1999-наст.- реформиров-е СНГ. Изменена стр-ра СНГ, внесены измен-я в устав, созданы органы отраслевого сотруднич-ва.В рамках СНГ созданы также след. интеграц-е блоки:Центр-е азиатское эк-е сообщество(ЦАЭС), ГУУАМ(Грузия, Украина, Узбекистан, Молдова, Азербайджан)-блок полит-го хар-ра Цеь: сотруднич-во с НАТО и разв-е единого простр-ва. При создании СНГ государства-учредители этой организации ставили следующие задачи:
• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками, • создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научнотехническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнох-ный комплекс в рамках единого гос-ва. Союз Беларуси и РоссииЯвляется наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза бьш подписан в декабре 1999г., которому предшествовало подписание: • в 1995г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995 - 1999Г.Г. ,присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, • в апреле 1996г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. ,• в апреле 1997г. Дог-ра о Союзе Беларуси и России. В декабре 1999г. был подписан договор о создании Союзного государства РФ и РБ. Но сохранялся на-й суверенитет стран-участников с одновременным формир-ем союзных гос-ных органов и наднац-ных органов управления. Целями Союзного гос-ва являются: формир-е единого эк-го простр-ва, осуществление единой соц-й пол-ки, проведение согласованной оборонной и внешней пол-ки.
15.Внешнеэк.деят-ть.внешнеэкономический потенциал (ПП и ВП).ВП-сов-ть всех рес-ов и усл-я осущ-я внешнеэк.д-ти. Опред-ся наличием природ.рес-сов, Произв.Потенциал и НТП. ВП объед.отдельные эл-ты др.потенциалов в той их части,кот.связана с пр-вом прод-и,предназнач.для внешнего рынка.Пок-ли:V пр-ва ВВП, в т.ч. на душу насел.; уд.вес EX тов. и услуг ВВП; доля EX промышл-ых тов. в общем V EX; пок-ли платежного баланса страны. Для РБ ВП им.особое знач-е,т.к.более 50% ВВП экспорт-ся(1место среди стран СНГ). РБ произв-т 16%мир-го объема калийных удобрений, 8%тракторов, 6%льноволокна, около 2,5%картофеля, более 1%хим.волокон. ВП оцен-ся конеч.рез-тами деят-ти. Напр. Vпрод-ции поставл-й на экспорт и её долей в Vпр-ва
48.Осн.направл.соц-эк развития РБ на 2006-2015гг конкретизируют цели и задачи , направления и приоритеты развития, предусмотренные в Нац.стратегии устойч.соц-эк.развития РБ. Гл.цели Основных направлений – оздоровление народа и повышение ур-ня его благосостояния на основе сбалансир-го и устойчивого эк.развития, обеспечение рац.занятости населения и доведение его соц.защищенности до ур-ня эк-ки развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны. Программа соц-эк развития РБ на 2006-2010гг- важнейший документ, определяющий соц-эк развитие страны в текущем пятилетии.Основной целью соц-эк развития РБ на 2006-2010гг явл.дальнейшее повышение ур-ня и кач-ва жизни населения на основе развития и эф-го использ-ия человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования стр-ры эк-ки, роста ее конкурентосп-ти. Для ее достижения предусматрив-ся решить след.задачи: создание благопр.условий и возможностей для интеллект-го и физ.развития чел-ка, обеспечение роста реальных денежн.доходов населения и снижения ур-ня малообеспеченности, улучшение демографической ситуации, инновационно-структурное обновление эк-ки, повышение ур-ня конкурентосп.эк-ки на основе структурной перестройки, радикальное улучшение инвестицион.климата, повышение эф-ти АПК и развитие соц.инфраст-ры села, обеспечение нац.безоп-ти страны, и др.
41. Антиинфляционная политика в Беларуси Инфляция – обесценивание бумажных денег.Динамику инфляции в РБ можно проследить в рамках 4 периодов:1 период(1991-1994гг.);2 период(ноябрь 1994-1996гг.);3 период(1997-1999гг);4 период(2000-2003гг).Всю совок-ть мер антиинфл. пол-ки,применяемых в РБ,можно условно разделить на 3 группыКомпл-с мер по огранич-ю издержек и рес-сосбер-ю;Компл-с мер по огранич-ю монетарн фак-ров инф-и;комплекс мер по структурн регулир-ю рынка товаров и услуг и совершенств-ю системы.1-ый комплекс включает меры:по регул-ю з/п;поиск путей удеш-я имп-х эн-нос-й и сырья;сниж-е материало- и эн-ем-ти прод-ции;реструкт-ция и финанс оздор-е предпр-й. 2-ой комплекс охватывает меры: по регул-ю V и стр-ры ден. массы; сокращение скорости оборота денег; ограничение бюдж дефицита; стабилизации бел рубля. 3-ий комплекс предусматривает меры: по гос. регулир-ю цен на прод-ты и услуги 1-й необх-ти,а также на товары монополистов; регулир-е импорта; ограничение инфляц ожиданий.