Практические и семинарские занятия - 6 часов
Теоретические занятия (лекции) - 3 часа.
Информационная лекция 1. «Этапы развития менеджмента»
1. Вводная часть
2. Основные рассматриваемые вопросы:
Природа управления и исторические тенденции его развития. Управление как форма живого труда. Процесс превращения управления в один из основных факторов производства.
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и научные школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей (американской, японской, европейской) и подходов к управлению в современном обществе (системный подход, ситуационный, комплексный, нормативный и др.), их специфика. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России.
3. Заключительная часть. Общие выводы.
Информационная лекция 2.. «Общая теория управления. Закономерности управления системами»
1. Вводная часть
2. Основные рассматриваемые вопросы:
Основные понятия теории управления. Система, ее основные признаки и свойства. Закономерности управления различными системами. Понятие контура управления. Единство управляющей и управляемой подсистем.
Условия управленческого взаимодействия. Управленческая ситуация и проблема. Понятия «управление» и «менеджмент», их сходства и различия.
Основные типы управления: оперативное и адаптивное. Управленческая связь и отношения управления.
Основные группы функций системы управления: принятия решений, обработки информации, обмена информацией.
Инфраструктура менеджмента, ее основные компоненты.
Управление как воздействие. Методология и организация менеджмента, их взаимосвязь. Элементы организации менеджмента: функции, обязанности, ответственность, полномочия, компетенции. Ресурсы и результат менеджмента.
3. Заключительная часть. Общие выводы.
Информационная лекция 3. «Интеграционные процессы в менеджменте»
1. Вводная часть
2. Основные рассматриваемые вопросы:
Роль менеджмента в интеграции деятельности. Объекты и факторы интеграции. Интеграция и дифференциация управления, их сочетание и взаимосвязь. Факторы, интегрирующие коллектив. Интеграция функций управления.
Стратегия и тактика менеджмента, их взаимосвязь. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Коммуникации как фактор интеграции управления, ее основные аспекты. Информация как средство коммуникации, ее основные характеристики. Виды коммуникаций в менеджменте.
3.Заключительная часть. Общие выводы.
Практические и семинарские занятия - 6 часов.
Занятие 1. Заслушивание докладов студентов, работа в команде.
Отрабатываемые вопросы:
1.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Процесс превращения управления в один из основных факторов производства.
2. Этапы и научные школы в истории менеджмента.
3. Разнообразие моделей (американской, японской, европейской), их
краткая характеристика.
4. Основные подходы к управлению в современном обществе (системный
подход, ситуационный, комплексный, нормативный и др.), их
специфика.
5 Развитие управления в России.
Занятие 2. Разбор кейсов, заслушивание докладов студентов, ответы на вопросы теста 1.
Отрабатываемые вопросы:
1. Понятие системы, ее основные признаки и свойства. Отличия системы от
совокупности элементов.
2. Понятие контура управления. Единство управляющей и управляемой
подсистем.
3. Управленческая ситуация и проблема.
4 Понятия «управление» и «менеджмент», их сходства и различия.
5. Основные типы управления: оперативное и адаптивное, их свойства и
характеристика.
6. Смысл и содержание информационного подхода к управлению.
Занятие 3. Разбор кейсов, заслушивание докладов студентов, написание итоговой контрольной работы № 1.
Отрабатываемые вопросы:
1.Объекты и факторы интеграции. Роль менеджмента в интеграции
деятельности компании.
2.Факторы, способствующие интеграции коллектива.
3. Интеграция функций управления.
4. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
5. Основные аспекты коммуникации как фактора интеграции управления.
Виды коммуникаций в менеджменте.