Территориальная организация в промышленности

До 80-х годов значительных различий в динамике социально-экономического развития по многим показателем не наблюдается.

Но с начала 80-х годов положение области в сравнении с Россией в целом несколько ухудшается. Со времени проведения экономических реформ разрыв в показателях социально-экономического развития увеличился.

В период с 80-х годов и по настоящее время наблюдается увеличение удельного веса населения, занятого в сфере обслуживания. Т.о., происходит перемещение трудовых ресурсов из отраслей материального производства в непроизводственную сферу.

В промышленности Калининградской области в 1970 – 1990 гг. преобладали машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Наибольшее значение имела рыбная отрасль.

До 1992 г. ведущими были рыбная и целюлозно-бумажная отрасли, а также машиностроение и металлообработка.

В период 1992-1996 годы. Выпуск промышленной продукции сокращался более высокими темпами, чем в России, практически по всем видам.

Сокращение деловой активности в реальном секторе экономики Калининградской области не могло не сказаться на параметрах уровня жизни населения.

В 1992-1996 г. сохранялась высокая инфляция в экономике. Высокие темпы роста цен наряду с другими, факторами блокируют рост реальных инвестиций, реальных доходов населения, обесценивают финансовые ресурсы органов государственной власти и управления, организаций, усиливают расслоение граждан по уровню доходов. [1, с.167]

По производству мяса, молока, на душу населения в год Калининградская область в 1980 г. находилась на 30 и 18 местах, а в 1994 г. уже на 43 и 31. т.о. снизилась эффективность сельскохозяйственного производства.

Но получая продукты питания по импорту из Польши и Литвы в 1994 г., область занимала более высокое место от общего числа регионов России. Доля импортных продуктов питания достигала 50-60% от общего их потребления в области.

С 1991 года снижается роль Калининградского региона в России по уровню производства, промышленной и сельскохозяйственной продукции, кроме выпуска целлюлозы, а также улова рыбы и морепродуктов.

По количеству легковых автомобилей в личной собственности граждан (на 1 тыс. человек) в 1994 г. область находится на 7 месте. (в 1990 году была на 30 месте). Это объясняется тем, что используя возможности территориального расположения области, калининградцы приобретают автомобили для последующей их продажи в центральных районах России.

Заключение

Если внимательно проанализировать ситуацию по развитию экономики региона после 1992 года, то становится очевидно, что развиваться в самостоятельно экономика этого региона не сможет.

Наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. Для этого предстоит реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

Для приведения рыночных структур региона в соответствие с реформированием экономики и новыми геополитическими условиями необходимо:

- единство общегосударственных политико-экономических интересов федерального центра и региона. Четкая регламентация прав и ответственности федерального центра и региона на период проведения экономических преобразований в стране

- в качестве второго стратегического направления в области реформирования и функционирования региональной экономики следует считать проведения структурной перестройки народнохозяйственного комплекса региона.

В связи с этим необходимо обеспечить развитие приоритетных отраслей региона, увязав процесс приватизации и структурной перестройки отраслей в единое целое.

- создать в регионе разветвленную рыночную инфраструктуру, поддерживать и развивать малое предпринимательство. По предварительным расчетам при создании благоприятных условий и интенсивном развитии малое предпринимательство может стать в ближайшее время доминирующем, способствуя при этом выходу экономике из кризиса.

Список литературы

1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 2004.

2. Концепция социально-экономического развития Калининградской области М.: Юнити, 2003 г.

3. Костомаров В., Балтийский регион и параметры безопасности. Янтарный край. – М.: Лань, 2001 г.

4. Лавров С., Приходько С., Проблемы создания зон совместного предпринимательства. // Вопросы экономики. – 2000. - №6.

5. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Рекреационный комплекс Калининградской области. – М.: Юрайт, 1993.

7. Федоров Г.М., Экономическое и социальное развитие Калининградского региона и зарубежных постсоциалистических стран Балтийского региона. – М.: Владос, 1996.

Наши рекомендации