Территориальная организация в промышленности
До 80-х годов значительных различий в динамике социально-экономического развития по многим показателем не наблюдается.
Но с начала 80-х годов положение области в сравнении с Россией в целом несколько ухудшается. Со времени проведения экономических реформ разрыв в показателях социально-экономического развития увеличился.
В период с 80-х годов и по настоящее время наблюдается увеличение удельного веса населения, занятого в сфере обслуживания. Т.о., происходит перемещение трудовых ресурсов из отраслей материального производства в непроизводственную сферу.
В промышленности Калининградской области в 1970 – 1990 гг. преобладали машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Наибольшее значение имела рыбная отрасль.
До 1992 г. ведущими были рыбная и целюлозно-бумажная отрасли, а также машиностроение и металлообработка.
В период 1992-1996 годы. Выпуск промышленной продукции сокращался более высокими темпами, чем в России, практически по всем видам.
Сокращение деловой активности в реальном секторе экономики Калининградской области не могло не сказаться на параметрах уровня жизни населения.
В 1992-1996 г. сохранялась высокая инфляция в экономике. Высокие темпы роста цен наряду с другими, факторами блокируют рост реальных инвестиций, реальных доходов населения, обесценивают финансовые ресурсы органов государственной власти и управления, организаций, усиливают расслоение граждан по уровню доходов. [1, с.167]
По производству мяса, молока, на душу населения в год Калининградская область в 1980 г. находилась на 30 и 18 местах, а в 1994 г. уже на 43 и 31. т.о. снизилась эффективность сельскохозяйственного производства.
Но получая продукты питания по импорту из Польши и Литвы в 1994 г., область занимала более высокое место от общего числа регионов России. Доля импортных продуктов питания достигала 50-60% от общего их потребления в области.
С 1991 года снижается роль Калининградского региона в России по уровню производства, промышленной и сельскохозяйственной продукции, кроме выпуска целлюлозы, а также улова рыбы и морепродуктов.
По количеству легковых автомобилей в личной собственности граждан (на 1 тыс. человек) в 1994 г. область находится на 7 месте. (в 1990 году была на 30 месте). Это объясняется тем, что используя возможности территориального расположения области, калининградцы приобретают автомобили для последующей их продажи в центральных районах России.
Заключение
Если внимательно проанализировать ситуацию по развитию экономики региона после 1992 года, то становится очевидно, что развиваться в самостоятельно экономика этого региона не сможет.
Наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. Для этого предстоит реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.
Для приведения рыночных структур региона в соответствие с реформированием экономики и новыми геополитическими условиями необходимо:
- единство общегосударственных политико-экономических интересов федерального центра и региона. Четкая регламентация прав и ответственности федерального центра и региона на период проведения экономических преобразований в стране
- в качестве второго стратегического направления в области реформирования и функционирования региональной экономики следует считать проведения структурной перестройки народнохозяйственного комплекса региона.
В связи с этим необходимо обеспечить развитие приоритетных отраслей региона, увязав процесс приватизации и структурной перестройки отраслей в единое целое.
- создать в регионе разветвленную рыночную инфраструктуру, поддерживать и развивать малое предпринимательство. По предварительным расчетам при создании благоприятных условий и интенсивном развитии малое предпринимательство может стать в ближайшее время доминирующем, способствуя при этом выходу экономике из кризиса.
Список литературы
1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 2004.
2. Концепция социально-экономического развития Калининградской области М.: Юнити, 2003 г.
3. Костомаров В., Балтийский регион и параметры безопасности. Янтарный край. – М.: Лань, 2001 г.
4. Лавров С., Приходько С., Проблемы создания зон совместного предпринимательства. // Вопросы экономики. – 2000. - №6.
5. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Рекреационный комплекс Калининградской области. – М.: Юрайт, 1993.
7. Федоров Г.М., Экономическое и социальное развитие Калининградского региона и зарубежных постсоциалистических стран Балтийского региона. – М.: Владос, 1996.