История развития идей в области качества

Министерство образования и науки РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ и ГАЗА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Имени И.М. Губкина

Кафедра “Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования”

ВАЩЕНКО Н.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине

«Специальные главы квалиметрии и управления качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ»

Москва 2016г.

УДК 006.0ХХ

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы квалиметрии и управления качеством»; учебно-методическое пособие для студентов РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, обучающихся по направлению подготовки 27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ» /

Ващенко Н.В. – М.: РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2014. – 19 стр.

Настоящее пособие предназначено для студентов направления подготовки 27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ» профиля «Стандартизация и сертификация в нефтяной и газовой промышленности».

Рассмотрены содержание и методика выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Специальные главы квалиметрии и управления качеством».

Рецензент – д.т.н., профессор кафедры «Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования» Кершенбаум В.Я.

© Российский Государственный институт нефти и газа им. И.М.Губкина 2016 год.

Оглавление

1. Основные понятия о качестве, об управлении качеством и о квалиметрии как о науке 4

2. Самостоятельная работа............................................................................................... 10

Список литературы............................................................................................................ 13

1. Основные понятия о качестве, об управлении качеством и о квалиметрии как о науке

Качество – осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности, результативности и эффективности любого труда. Поэтому знания в области качества, методов его обеспечения (метрологии и стандартизации), оценки и подтверждения соответствия (сертификации) являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавров и магистров по всем направлениям техники и технологии.

История развития идей в области качества

С незапамятных времен человечество было знакомо с проблемой качества продукции и изобретало различные способы его контроля, а также мер ответственности за низкое качество. Так, Вавилонский Царь Хаммурапи (около 1700 лет до нашей эры) издал Кодекс ответственности за продукцию, в котором, в частности, содержались следующие положения: «Если часть дома обвалилась и это стало причиной гибели хозяина, то строитель также должен быть убит. Если же погиб один из детей хозяина, то и один из детей строителя также должен быть убит». Жестоко, однако, вполне в духе того времени.

Строители Египетских пирамид требовали точного измерения всех размеров. С тех пор сохранилась картинка, на которой изображен рабочий, обтесывающий каменный блок, и контролер, проверяющий качество блока, идущего на строительство пирамиды. Этот сюжет стал логотипом Института Джурана (США) – одного из ведущих центров подготовки специалистов по качеству в мире.

Один из самых ранних примеров применения выборочного контроля качества имеется в истории Великобритании, где с середины 12 века существовала церемония «Пробы ящика» ("The trial of the Books"). Одна из 15 золотых монет, изготовленных на Королевском Монетном Дворе, помещалась в специальный ящик, который хранился в Вестминстерском Аббатстве для последующего контроля. Инспекция производилась через интервалы в один год независимым жюри. Целью таких инспекций было желание удостовериться, что Королевский Монетный Двор, который был независим от власти Королевской Короны, не обманывает при производстве монет. Если, например, общее количество золота в ящике было ниже установленного стандарта на некоторое количество, Мастер Монетного Двора оплачивал разницу в качестве наказания. Кстати, наиболее известным Мастером Королевского Монетного Двора был Исаак Ньютон (1642 - 1727), который прекрасно знал законы вариации и, естественно, учитывал их для сохранения своей репутации при производстве золотых монет.

Наши далекие предки также отлично понимали необходимость высокого качества работы и продукции. В соответствии с духом времени они своеобразно добивались этого. Примером тому может служить Указ Петра Великого от 11 января 1723 года.

Уже в наше время проблема качества интересовала многих великих мыслителей и политических деятелей России. Особый интерес представляет в этой связи работа русского философа И. Ильина «Спасение в качестве», которая была опубликована в 1928 г. в «Русском колоколе» и полностью воспроизведена в «Российской газете» за 18 февраля 1997 года. В статье И. Ильин утверждает, что только поворот общественного сознания и всей практической деятельности способно вывести Россию из кризисного состояния и обеспечить ее процветание.

В истории любого народа и государства можно найти много примеров того, что в России называли «борьба за качество», поскольку именно качество является интегральным показателем уровня цивилизации и прогресса.

В новое время источником и общего менеджмента и менеджмента качества служит система Ф.У.Тейлора. Именно «отец научного менеджмента» обратил внимание на важность учета вариабельности производственного процесса и оценил необходимость ее контроля и устранения (по возможности). Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего предела качества, поля допуска, вводила такие инструменты как шаблоны и калибры, а также должность независимого инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов». Эта система предполагала также стандартизацию прогрессивных форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем на достаточно длительный период времени (с 20-х по начало 80-ых гг.) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись. Главная причина такого положения очевидно в том, что проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента − как проблема, в основном, организационного и даже социально-психологического плана.

В самом деле, Тейлор, как известно, концентрировал основное внимание непосредственно на контроле и вопросах инженерного обеспечения качества продукции (деталей, сборочных узлов и т.д.). В дальнейшем внимание исследователей было сосредоточено в большой степени на контроле и управлении производственными процессами.

В 1924 году в компании «Bell Telephone Laboratories» (современное название AT&T, США) был создан отдел обеспечения качества, который возглавил доктор Р.Л. Джонс. В штате этого отдела работали Уолтер Шухарт (Walter A Shewhart 1891-1967) − создатель так называемых «контрольных карт». Гарольд Ф Додж (Harold F Dodge 1893-1976) и Гарри Г Ромиг (Harry G Romig 1900-1989) – которые обосновали методы выборочного контроля качества продукции и процессов. В этом же отделе работал и Эдвардс Деминг (Edwards W Deming 1900-1993) – впоследствии ставший всемирно известным «гуру» в области качества.

Будучи специалистом по математической статистике, Шухарт применил эти методы к анализу производственного процесса и в 1924 году предложил «контрольные карты» в качестве внутрифирменного документа для регулирования техпроцессов. Центральная идея Шухарта заключалась в том, чтобы строить выводы на основе фактических данных и всемерно сокращать вариацию в производственном процессе. С другой стороны, для него чрезвычайно важным была ориентация в работе по качеству на потребителя продукции.

Уолтер Шухарт оказал огромное влияние на современные взгляды на контроль качества. Именно его на Западе называют «отцом современной философии качества». В 1931 году он выпустил книгу «Экономический контроль качества промышленной продукции», в которой широко были описаны методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control − SQC), a также основные этапы цикла управления качеством. Эта книга до сих пор вызывает большой интерес у специалистов и не потеряла своей актуальности для инжиниринга качества. Вплоть до Второй мировой войны основное внимание инженеров американских компаний было сосредоточено на методах SQC.

Новый толчок развитию методов обеспечения качества дала Вторая мировая война, особенно в части статистического выборочного контроля. Именно с этого момента началось тотальное наступление на вариабельность производственного процесса с помощью широкого применения статистических методов. И появились новые «гуру по качеству» - уже упомянутый выше Деминг и Иозеф М Джуран (Joseph M Juran – г.р. 1904).

Деминг и Джуран активно пропагандировали статистический взгляд на качество и производство, однако именно они первыми стали обращать внимание на организационные вопросы обеспечения качества, делать акцент на роли высшего руководства и всего персонала компании в решении проблем качества Они утверждают, что только приверженность высшего руководства идее качества способно обеспечить его постоянное повышение.

Философия менеджмента Деминга основана на всеобъемлющей концепции качества и понимании природы изменчивости (тесно связанной со статистическим управлением процессами).

Естественно, что философия Деминга, как и все современные подходы к качеству, концентрируется на потребителе. Еще в 1950 году Деминг учил японцев, что они должны рассматривать потребителя как «самую важную часть производственной цепи». Деминг идет гораздо дальше, чем все другие, которые предпочитают говорить о качестве в терминах «удовлетворения потребителя при минимально возможных затратах». Например, в британском стандарте BS 5750 термин «качество» рассматривается как пригодность для целей, т. е. достаточно ли точно спроектирован и изготовлен продукт, чтобы удовлетворить нужды потребителя.

Свои знаменитыечетырнадцать принципов Деминг разрабатывал постепенно на протяжении 20 лет. В этих принципах уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово «менеджмент» еще не присутствует в лексиконе, но у специалистов оно уже находится «на кончике пера».

Наши рекомендации