Функции информационной логистической системы в торговле
должны выполнять множество специфический функций, в том числе функцию обслуживания потребителя, управления, планирования, функцию координирования.
Рис. 1.44. в Информационная пирамида торговой организации (фирмы).
В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых руководителями предприятий, на основе рис. 1.45. Надо иметь в виду, что их решение не является выражением "воли", а строго обусловлено окружающими обстоятельствами.
Рис 1.44. Информационные системы с обратной связью.
Разработку же цепи поставок рекомендуется начинать с ответа на один принципиально важный вопрос: является ли продукт, движущийся по этой цепочке, функциональным или инновационным?
Функциональные продукты служат удовлетворению насущных потребностей и покупаются часто, в большинстве случаев без оглядки на место приобретения (понадобилось — увидел — купил). На них существует более-менее предсказуемый спрос, а их жизненный цикл длится относительно долго. Конкурентам легко их имитировать, а следовательно, их трудно сделать высокорентабельными.
Инновационные продукты, напротив, представляют собой последнее слово техники или моды, спрос на них трудно предсказать, а их жизненный цикл значительно короче. В качестве компенсации за риск и краткость существования такого товара его производитель получает относительную свободу от конкуренции и связанную с этим возможность добиться более высокой рентабельности.
Маршалл Фишер приводит следующие примерные показатели спроса на функциональные и инновационные продукты:
Функциональные продукты | Инновационные продукты | |
Жизненный цикл | свыше 2 лет | 3-12 месяцев |
Превышение цены над переменными издержками | 5-20% | 20-60% |
Количество видов или вариантов | небольшое (10-20) | значительное (иногда — миллионы) |
Диапазон ошибки в оценке величины спроса на момент начала подготовки производства | 10% | 40-100% |
Частота отказов клиенту из-за отсутствия товара в наличии | 1-2% | 10-40% |
Средняя, вынужденно предоставлена скидка в конце сезона | 10-25% | |
Время подготовки производства продуктов, изготовленных на заказ | 6-12 месяцев | 1-14 дней |
Важно помнить, что цепочка поставки выполняет две основные функции.
Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те — в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
Посредническая функция цепи поставок менее очевидна, но не менее важная — на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.