Носитель меновой стоимости – стоимость, ценность товара.
Что определяет пропорции в обмене различных товаров? –
?
– Здесь взгляды разделились, и прежде всего у представителей классической и марксистской теории и теории маржинализма [Карл Менгер (1840-1921), Евг.Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер (1851-1926)]
** Маржинализм – товары покупаются не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они ценны покупателю за их полезность.
Полезность же одного и того же товар различна для разных людей; она, следовательно, субъективна…
Чем определяется полезность (ценность) любого товара? – двумя факторами:
1. Количеством данного товара;
2. Степенью насыщения потребности в нем…
Закон Германа Госсена (1810-1858) – по мере удовлетворения потребности степень насыщения растет, а полезность товар уменьшается…(Яблоки: 1-ое, 2-ое и т.д.)
При ограниченном объеме товаров всегда есть последний «предельный» его экземпляр, удовлетворяющий потребность…
|
Вывод: Ценность товара определяется полезностью предельной (последней) единицы этого товара, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность.
! И теория трудовой стоимости, и теория предельной полезности отражают монистический подход к определению ценности товара… Поэтому, и та и другая теории критикуются с момента их возникновения…
Альфред Маршал (1842-1924) --à следует соединить, синтезировать эти теории; он исследовал взаимодействие рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (трудовая стоимость)
Структура рынка – это совокупность составляющих его элементов, характеризующая их взаимосвязь и функционирование системы как единого целого.
Структура рыночной системы классифицируется по ранним признакам.
По территориальному – местный или локальный; региональный; национальный; мировой …
По полноте реализации рыночного механизма – неразвитый; свободный или совершенный; регулируемый; деформированный (в условиях АКС).
По степени ограничения конкуренции – свободный; монополистический; олигополистический; монопсония; смешанный.
По функциональному назначению товаров – потребительских товаров и услуг; капитала; рабочей силы.
Рыночная система формирует свою инфраструктуру– совокупность систем, служб, предприятий, фирм, которые обслуживают рынок и обеспечивают его нормальное функционирование (товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли; аукционы; ярмарки; банки; центры занятости …).
Рыночная инфраструктура ускоряет кругооборот ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.
Модель кругооборота
ресурсов, благ, доходов и расходов:
Преимущества рынка:
· саморегулирующая система …
· эффективное распределение ресурсов …
· адаптивность к изменяющимся условиям …
· насыщенность товарами …
· наличие системы стимулов …
· свобода производителей и потребителей …
· рациональное использование ресурсов …
Недостатки рынка:
· отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования …
· неспособность сохранять невоспроизводимые ресурсы …
· игнорирование возможных отрицательных внешних последствий для общества (экстерналий) …
· отсутствие мотиваций для фундаментальных научных исследований
· игнорирование социальных требований нанятых работников …
· неравномерность в распределении доходов …
· периодические спады производства …
· высокие экономические риски и неопределенность.
Риск – ситуация, когда невозможно предсказать конечный результат рыночной деятельности из-за неопределенности всей совокупности составляющих этой деятельности.
· Неопределенность вытекает из самой природы рыночной системы, из ее вероятностного характера …
· Риски подразделяют на:
- производственные …
- коммерческие …
- финансовые …