Смысловой модуль 1. размещение производительных сил. хозяйственный комплекс украины
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Кафедра финансов
Н.М. Щербина
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельного изучения курса
(Электронный ресурс)
Донецк
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Кафедра финансов
Н.М. Щербина
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельного изучения курса
(Электронный ресурс)
Щ 64Региональная экономика [текст]: Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения курса /Н. М. Щербина // ГОВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», Каф. финансов. – Донецк: ДонНУЭТ, 2016. – 193 с.
Учебно-методическое пособие поможет студентам экономических специальностей очной и заочной форм обучения приобрести навыки самостоятельного изучения курса «Региональная экономика». Пособие последовательно и логически раскрывает темы «двух модулей», каждая тема заканчивается вопросами для самоконтроля. Кроме этого, в состав методического пособия входят вопросы к экзамену, терминологический словарь и рекомендованная для самостоятельного изучения курса литература.
© Щербина Н.М.
© ГОВПО «Донецкий национальный университет экономки и торговли имени Михаила Туган-Барановского, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВСТУПЛЕНИЕ. 4
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ.. 6
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи дисциплины.. 6
Тема 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирование экономики регионов.. 17
Тема 1.3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства 28
Тема 1.4. Регион в системе разделения труда. 34
Тема 1.5. Сущность, цель и задачи государственной региональной экономической политики.. 40
Тема 1.6. Механизм реализации государственной региональной экономической политики 44
Тема 1.7. Экономический потенциал регионов Украины.. 51
Тема 1.8. Хозяйственный комплекс Украины, его структура, трансформация в рыночных условиях. 74
Тема 1.9. Межотраслевые хозяйственные комплексы и региональные особенности их развития и размещения. 80
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ КАК ЕДИНСТВО РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.. 122
Тема 2.1. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития. 122
Тема 2.2. Международные экономические связи Украины и ее интеграция в Европейские и другие мировые структуры.. 146
Тема 2.3. Факторы устойчивого развития производительных сил. 163
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Региональная экономика» 172
Толковый словарь. 178
ЛИТЕРАТУРА.. 189
ВСТУПЛЕНИЕ
Современное состояние становления национальной экономики требует поиска в корне новых подходов к формированию политики регионального развития, которая бы обеспечила устойчивый экономический рост страны в целом. Решение региональных проблем экономического и социального развития приобрело особенную актуальность на пороге нового тысячелетия. Эти проблемы и перспективы их решения находятся в поле зрения центральных законодательных и исполнительных органов Украины. Это касается, в частности, Посланий президента Украины к Верховной Раде Украины, законов “О местном самоуправлении в Украине”, “О государственных социальных стандартах и социальных гарантиях”, “О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины”, “О стимулировании развития регионов” и других актов по вопросам государственной региональной политики в Украине.
В этом контексте начальной задачей сегодняшнего дня является подготовка специалистов в разных областях экономической науки, нацеленных на решение конкретных вопросов социально-экономического развития регионов. При этом необходимый комплекс знаний студенты традиционно получают из учебных дисциплин регионального цикла – “Экономическая и социальная география”, “Размещение производительных сил”, “Региональная экономика”, “Экономика регионов”, “Управление региональным развитием” и др. На протяжении достаточно долгого времени курс “Размещение производительных сил” объединяется с курсом “Региональная экономика” в единую комплексную учебную дисциплину. Но по новым учебным стандартам при подготовке специалиста “Бакалавр” изучается снова дисциплина “Региональная экономика”. Это связано с тем, что за последние годы произошли существенные изменения как в структуре хозяйства регионов, так и в динамике и темпах регионального развития, которые подняли большой пласт проблем развития и размещения производительных сил регионов страны. С целью получения всей полноты представления о состоянии экономики регионов и возникла проблема отделения дисциплины “Региональная экономика” от дисциплины “Размещение производительных сил”.
Цель дисциплины “Региональная экономика” – формирование знаний о теоретических и практических принципах размещения и территориальной организации производительных сил Украины, современного состояния и основных направлений регионального развития экономики в условиях рыночных отношений.
Задачи: усвоение теории региональной экономики и регионального развития, научных основ государственной региональной экономической политики; обоснование практического значения регионального подхода к управлению социально-экономическим развитием территории; овладение студентами знаниями о территориальной и отраслевой структуре хозяйственного комплекса Украины и ее регионов; углубление знаний об объективной необходимости рационального и эффективного использования природных, научно-производственных, человеческих ресурсов регионов страны.
Предмет: хозяйственный комплекс Украины и ее регионов. Обязательный объем знаний студентов по дисциплине “Региональная экономика” определяется рабочей учебной программой, которая составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. В курс “Региональная экономика” входит три смысловых модуля:
ü размещение производительных сил;
ü региональная экономика;
ü экология.
Первые два модуля читаются по кафедре “Финансов”; третий – по кафедре “Физики и экологии”. Поэтому данная методическая разработка охватывает первые два смысловых модуля.
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ