Тема 2 Механизм рыночной экономической системы
План лекции:
- Паутинообразные модели рыночного равновесия. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие.
- Равновесие по Вальрасу и Маршаллу.
- Излишки производителя, излишки потребителя и общественный выигрыш.
- Эластичность спроса и предложения
Ключевые слова: спрос, объем спроса, индивидуальный спрос, рыночный спрос, цена спроса, закон спроса, предложение, объем предложения, цена предложения, индивидуальное предложение, рыночное предложение, закон предложения, долгосрочный период, краткосрочный период, мгновенный период, рыночное равновесие, устойчивое рыночное равновесие, неустойчивое рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем продаж, дефицит, излишки, излишки производителя, излишки потребителя, общественный выигрыш, эластичность, коэффициент эластичности, эластичный спрос, неэластичный спрос, эластичное предложение, неэластичное предложение, перекрестная эластичность, нормальные товары, товары низшего качества.
На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:
1. налоги и субсидии;
2. прямое регулирование цен;
3. регулирование обращающихся на рынке товаров.
Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги.
Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.
Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0 . Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.
|
Рассмотрим последствия установления верхней границы цены (социально-низкой цены Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены - РГ» находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит (А-В). Он превращается в хронический, так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА). В результате хронического дефицита возникает необходимость нормированного распределения товара Q, неизбежно развивается теневая экономика, черный рынок и т.д.
На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате:
- общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1);
- Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);
- Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0).
Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма.
Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.
Пусть устанавливается квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.
Тема № 2. Эластичнос
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.
Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.
Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Индекс перекрестной эластичности Edс = DQd% товара Х / Dр% товара У.
Edс = (DQх/Dру) (ру/Qх).
1. Если х и у – независимые товары, то Edс = 0;
2. Если х и у – взаимозаменяемые товары, то Edс > 0;
3. Если х и у – взаимодополняющие товары, то Edс < 0.
Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
EdI – коэффициент эластичности спроса по доходу.
EdI = DQd%/DId% = (DQd / DI)×(I/Qd).
Значение EdI зависит от характеристики товара.
- Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или полноценного» товара;
- Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;
- EdI = 0 – для нейтральных товаров.
Значение EdI для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:
- если товар первой необходимости, то 0 < EdI < 1;
- для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;
- для товаров длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1.
Эластичность предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.
Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения.
Реакция предложения на изменение цены может быть:
а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично (рис. 2.3.1);
б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.3.2);
в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3).
Возможны 2 крайних случая:
1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.
2. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. мобильность ресурсов;
2. время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший, короткий, долгий.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не изменяет S.
В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1.
Долгий период предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.