Методические указания, задачи и упражнения по темам
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМЕТРИКИ
|
СТАТИСТИКА
Раздел: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Методические указания и задания для контрольных работ
для студентов заочного отделения специальностей:
080105, (060400) – Финансы и кредит;
080109, (060500) – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
и направления:
521600 – Экономика
МОСКВА 2010
Составители: | зав. кафедрой статистики, профессор Башина О.Э., доцент Агентова Г.В., профессор Ярных Э.А., доцент Меженный М.Ю. |
Под редакцией: | зав. кафедрой статистики д.э.н., профессора Башиной О.Э. |
Российский государственный торгово-экономический университет, 2010
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной информации об уровне и возможностях развития страны. Она является одним из решающих ориентиров экономики и политики и удовлетворяет потребности в информации всех лиц и учреждений, вовлеченных в процессы политической жизни. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной государственной задачей, выполнение которой вменяется в обязанность так называемой «официальной статистики».
Социально-экономическая статистика включает два самостоятельных раздела.
Первый раздел «Социальная статистика» – представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Социальная статистика ведет свою работу по двум направлениям:
- как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе;
- как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Второй раздел «Экономическая статистика» – это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике. Наиболее простые показатели количественных измерений экономических явлений это показатели динамики цен, объема произведенной продукции, численности населения и трудовых ресурсов, безработицы, степени равномерности распределения доходов, наличия основных и оборотных фондов и т.д. Однако в некоторых случаях в экономической статистике количественно измеряются более сложные экономические процессы и явления, а также устанавливаются взаимосвязи между ними. Например, с помощью межотраслевого баланса дается цифровая характеристика межотраслевых связей, зависимости между выпуском продукции отраслей народного хозяйства и конечным продуктом» т.е., продукцией, используемой для потребления и накопления. Данные экономической статистики позволяют обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса и экономики в целом. Они необходимы, прежде всего, органам государственного управления для решения вопросов, связанных с регулированием экономики и разработкой экономической политики.
Изучение социально-экономической статистики призвано помочь студентам экономических специальностей овладеть методологией статистического и экономического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, обобщения тенденций развития социально-экономических процессов. При этом основное внимание студентов должно направляться на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, раскрытие их логики, овладение необходимым для этого статистическим аппаратом.
Социально-экономическая статистика изучается студентами в следующей последовательности:
- ознакомление с программой курса;
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- выполнение соответствующих задач и упражнений.
Для изучения данного раздела курса «Статистика» рекомендуются учебники:
1. Социально-экономическая статистика.: Учебник / под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с. ил.
2. Экономическая статистика.: Учебник / под ред. Ю.Н. Иванова – М.: ИНФРА-М, 1998-480с.
3. .
4. .
Кроме основной литературы, кафедра рекомендует студентам следить за периодическими изданиями (журналами, газетами), в которых публикуются статьи, освещающие важнейшие вопросы, стоящие перед статистикой на современном этапе.
Государственный комитет по статистике выпускает ежегодники, а также статистические сборники, содержащие данные о развитии экономики и культуры нашей страны, о состоянии и развитии сферы производства и потребления.
Если при работе над выполнением контрольных заданий возникнут вопросы, следует обратиться за консультацией к преподавателю статистики.
В настоящее время в стране идет процесс становления новых форм хозяйствования и формирования многоукладности экономики, обязательных для нормального развития рыночных отношений: разгосударствление собственности, развивающееся на основе аренды; создание коммерческих фирм, крестьянских фермерских хозяйств; привлечение иностранных инвестиций в форме создания совместных предприятий, приватизация.
Главной проблемой современного и перспективного развития экономики является значительное улучшение использования имеющегося производственно-ресурсного потенциала. Поэтому, одновременно с изменением форм собственности, места и роли предприятий, либерализацией ценообразования, необходимо создание организационных, экономических, юридических условий для эффективного функционирования предприятий, фирм, ассоциаций.
Изменение системы управления, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей, базируется на изучении спроса рынка и степени его насыщения, требований к продукту.
Переориентация производственно-сбытовой деятельности основана на многовариантных экономических расчетах для обеспечения максимального использования потенциальных возможностей и резервов производства. Для этого необходимо наличие обширной статистической информации, отражающей тенденции развития, взаимосвязи и взаимообусловленности протекающих социально-экономических процессов.
Знание системы статистических показателей, методологии их расчета и анализа – необходимое условие подготовки специалистов современной экономики, способных обоснованно принимать управленческие решения. Основным методом изучения и практического освоения курса является самостоятельная работа по решению рекомендуемых данным пособием задач.
Каждый вариант контрольной работы содержит 7 задач по наиболее важным разделам социально-экономической статистики. Для написания контрольной работы необходимо изучить содержание программы курса и рекомендуемую литературу. Поскольку в статистической литературе часто встречается большое количество формул и условных обозначений, важно осмыслить экономическое содержание этих формул, освоить соответствующую символику, запомнить применяемую в статистике терминологию.
Каждый студент выполняет тот вариант контрольной работы, который соответствует начальной букве его фамилии (см. таблицу 1).
Таблица 1
Начальная буква фамилии студента | Номер варианта контрольной работы |
А, Б, В, Г | Вариант 1 |
Д, Е, Ж, З | Вариант 2 |
И, К, Л, М | Вариант 3 |
Н, О, П, Р | Вариант 4 |
С, Т, У, Ф | Вариант 5 |
Х, Ц, Ч, Ш | Вариант 6 |
Щ, Э, Ю, Я | Вариант 7 |
При выполнении контрольной работы надо соблюдать следующие правила:
1. указывать вариант в тетради;
2. представлять решения задач подробно, со всеми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями;
3. оформлять решения задач статистическими таблицами и графиками, правильно составлять и озаглавливать статистические таблицы; четко и ясно именовать подлежащее и все колонки сказуемого;
4. все именованные статистические показатели выражать в соответствующих единицах измерения;
5. проверять правильность примененных методов решения задач;
6. проанализировать полученные результаты и установить связи между исчисленными показателями;
7. формулировать четкие, ясные, грамотные и обоснованные выводы, сопровождая каждый из исчисленных экономических показателей соответствующими подробными пояснениями;
8. в конце контрольной работы студентам необходимо привести перечень использованной литературы и обязательно поставить свою личную подпись.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается.
Выполненная контрольная работа представляется в университет для рецензирования. Правильно выполненная работа зачитывается. Если по зачтенной работе рецензентом будут сделаны замечания, необходимо внимательно разобраться в них, внести требуемые исправления и представить соответствующую доработку преподавателю.
Студенты, не получившие зачет по контрольным работам, к сдаче экзамена не допускаются. На экзаменах студенты должны быть готовы ответить на вопросы преподавателя по решению задач контрольной работы.
Кроме того, прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с приложениями, где указаны основные формулы и положения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМАМ
Раздел: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА