Тема 4. Законодательные и исполнительные аспекты культурной политики.
Тема 1. Феномен менеджмента.
Менеджмента как практическая дисциплина, обобщающая практику оптимизации организации и управления. Организация и управление корпорацией (структура, кадры, процедуры). Организация взаимодействия с другими субъектами хозяйственной жизни. Переговоры, конфликты, координация, консультирование. Стратегия корпорации - анализ рынка, презентация новой продукции, управление изменениями, корпоративная культура, управление в кризисной ситуации. Анализ, постановка задачи, принятие решения, управление рабочим процессом, делегирование полномочий, повышение эффективности.
Сущность менеджмента, его место в общей теории управления.Организация как объект менеджмента. Развитие принципов менеджмента в условиях совершенствования рыночных отношений.Менеджмент как совокупность административного, социально- экономического и психологического аспектов управления. Функции менеджмента, их неразрывная связь и взаимообусловленность.
Семинарское занятие № 1.
Дискуссия на тему: "Менеджмент – наука или искусство?".
Тема 2. Менеджмент как теория управления в сфере культуры
Специфика культуры как поля управленческой и хозяйственной деятельности. Особенности работы учреждений культуры - кадры, традиции, ценности, мотивации. Стратегический уровень хозяйственного и организационного мышления. Связь деятельности корпорации с тенденциями развития культуры, идеалами и ценностями, доминирующими в обществе. Развитие культурной ситуации в РФ. Формулирование стратегии, стратегическое планирование и реализация планов.
Менеджмент культуры как современная технология управления. Культура руководства: содержание, функции, критерии.
Семинарское занятие № 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Менеджмент – история и семантика термина.
2. Специфика менеджмента в сфере культуры.
3. 5-я конференция Международной Ассоциации Менеджмента Культуры и Искусств (AIMАС).
Тема 3. Феномен культурной политики.
Возникновение культурной политики. Самоорганизация общества и организация культурных процессов со стороны государства, диалектика этих тенденций. Культурная политика как компромисс. Существующие модели культурной политики. Связь моделей культурной политики, политического режима, системы базовых ценностей общества. Нормы и процедуры взаимодействия государства и общества.
Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования культурной деятельности. Развитие культурной ситуации в истории России. Цивилизационная специфика России в аспекте менеджмента культуры. Федерализм как культурная проблема. Специфика национальных и этнических интересов в сфере культуры. Региональная специфика государства в аспекте менеджмента культуры. Категория национальных интересов, специфика интересов в сфере культуры.Механизмы и субъекты, участвующие в формировании концепции национальных интересов в сфере культуры.Семинарское занятие № 3.
Вопросы для обсуждения:
1. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.
2. Основные субъекты, действующие в сфере культуры.
3. Основные направления развития СКС в Российской Федерации: современность, социально-экономические аспекты.
Тема 4. Законодательные и исполнительные аспекты культурной политики.
Региональный уровень. Общенациональный уровень. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры.
Анализ практики законодательной деятельности сложившейся в РФ.
Структура исполнительных органов власти в РФ.
Специфика С-Петербурга.
Семинарское занятие № 4.
Вопросы для обсуждения:
1. Субъекты Российской Федерации, их специфика.
2. Государственные и муниципальные органы законодательной власти в сфере культуры. Структура. Сфера ответственности. Практика.
3. Закон РФ «Об основах законодательства в сфере культуры» как механизм согласования интересов общества, организаций и граждан страны.
4. Структура исполнительных органов. Анализ практики работы исполнительных органов.
5. Основы юридического сопровождения организации деятельности в сфере культуры.