Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения

В современных условиях государство ограничивает свои обязательства оказанием содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственная политика в области содействия занятости определена ст. 5 Закона и направлена на:

развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение массовой и сокращении длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости. Политика занятости может иметь пассивный и активный характер. Содержанием пассивной политики является система мероприятий по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

34 вопрос Показатели концентрации и монопольной власти на отраслевых рынках и возможности их использования

Знать о концентрации продавцов на рынке нужно для того чтобы получить количественную характеристику структуры рынка. Для ее расчета можно использовать различные основания

1.доля продаж фирмы в общем обьеме реализации

2.доля занятых на фирме в общей численности занятых в данной отрасли

3.доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм в отрасле

4.доля добавленной стоимости, созданной данной фирмой в общей добавленной стоимости на рынке

Концентрацию на рынке можно определить с помощью следующих показателей:

1.Степень концентрации

CRn – степень концентрации

n – количество крупных фирм которые мы включили в расчет

CRn = ∑Yi

Y- объемы производств

«-» состоят в том, что он не охватывает всего рынка, а сосредоточен только на крупнейших фирмах, не ориентируется на динамику, не рассматривает разбросы рыночных долей

2.Индекс Херфиндаля-Хиршмана

HHI=∑Yi²

«-» является то, что он дает картину в целом, но не делает акцент на распределение рыночных долей

Данный показатель можно измерять как в долях так и в процентах

если HHI>200 или 0,2 то рынок считается концентрированным, олигопольым

3.Индекс Джини это статистический показатель, который основывается на кривой Лоренца Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

Индекс Джини – это отношение площади ограниченной абсолютной и реальной кривой Лоренца к площади заключенной между абсолютной и осями абсцисс и ординат

«-» делает акцент ни сколько на концентрацию, а на равномерное распределение рыночных долей

Все показатели конценотрации используются прежде всего для характеристики рынка. При сопоставлении результатов можно обнаружить, что полученны разные данные, при жтом выделена тенденция, чем менеее концентрированный рынок, тем более близкими являются результаты расчетов. Выбор индекса зависит от цели исследования.

Монопольная власть на рынке

Существует несколько способов опрделения монопольной власти на рынке.

1.Индекс Бейна Коэффициент Бейна=Бухгалтерская прибыль-Нормальная прибыль/Собственный капитал фирмы

2.Коэффициент Лернера=Р-МС/Р

3.Коэффициент Тобина

q=P/C

Где Р- рыночная стоимость активов фирмы, а С-восстановительная стоимость активов этой же фирмы

35 Рынки дифференцированного продукта. Особенности стратегического поведения фирмы на рынках с вертикальной и горизонтальной дифференциацией

Общая модель рынка дифференцированного продукта была создана в 20ые годы 20 века Эдвардом Чемберленом

Даже в долгосрочном периоде на рынке с монопольной конкуренцией при дифференциации товара эффективность функционирования фирмы ниже, чем на рыке совершенной конкуренции, т.к недостаточно минимально значение средних издержек

Это приводит к недозагрузке производственных мощностей, имеющихся в экономической системе

Для современной экономики в целом характерна недозагрузка производственных мощностей на ровне 15-20 процентов

Считается так же что недозагрузка производственных мощностей и более высокие средние издержки по сравнению с минимальным их значением это есть плата общества за разнообразие. Выделяют 2 разновидности дифференциации товара: горизонтальная и вертикальная

Горизонтальная связана с различием потребительских характеристик товара, удовлетворяющих разные потребительские вкусы

Вертикальная связана с различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые потребительские предпочтения

Особенности вертикальной и горизонтальной дифференциации

Вертикальная Дифференциация товара Горизонтальная
Уровень дохода Факторы определяющие, выбор товара Приверженность марке
От уровня цены Зависимость конкурентоспособности рынка От предпочтений потенциальных клиентов
Ведет к вытеснению с рынка товаров низкого качества, тем самым конкуренция снижается влияние роста платежеспособного спроса на рыночную конкуренцию Ведет к увеличению разнообразия и снижению концентрации на рынке в итоге конкуренция усиливается

Измерение продуктовой дифференциации необходимо для того чтобы:

1 сделать вывод о наличии монопольной власти

2 чтобы определить какую продуктовую стратегию осуществляет фирма

Основные показатели свидетельствующие об уровне продуктовой дифференциации

- число торговых марок на рынке

- номенклатура, выпускаемых товаров одной фирмы

- перекрестная ценновая эластичность спроса

- затраты на рекламу

Модели на рынке с горизонтальной дифференциацией

Модель линейного города (1 город в нем одна улица- 2 производителя один това, уровень дохода у всех одинаковый максимальная цена одинаковая)

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

Модель линейного города модно рассматривать как общую модель дифференциации продукта, если х, т.е расстояние интерпретировать как различие потребительских характеристик товаров в этом случае t- транспортный тариф будет рассматриваться как денежный эквивалент потери полезности потребителя. Можно интерпретировать как сумму скидки с цены с широких джинс, необходимой для того чтобы предпочтители узких джинс купили широкие.

В этой системе величина tстановится степенью приверженности марке если ее увеличить, то это озночает увеличение приверженности марки, это в свою очередь снижает ценовую конкурентность и укрепляет монопольную власть

Модель кругового города Салопа

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

На рынке где преобладает вертикальная дифференциация товара возможности входа нового продаца и соответственно конкуренция зависит от соотношения издержек неа ед товара и уровня качества товара

Выделяют 2 варианта возможного поведения у покупателя

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

Для 1го варианта, когда существует сильная зависимость издержек от качества, ценовая конкуренция на рынке ограничена и вход на рынок затруднен

Для 2го варианта конкуренция на рынке достаточно сильная и вход новых прдавцов наиболее вероятен. На таких рынках существует повышенный риск, что приводит к формированию особых стратегий продавцов по созданию дополнительных барьеров входа

Вопрос

Рынки с асимметрично распределенной информацией о качестве и цене товаров. Направления решения проблемы эффективности функционирования рынков с асимметричной информацией.

Причины неполноты информации на рынках:

1.Получение информации всегда связана с затратами ресурсов и рациональные экономические агенты будут платить за информацию только тогда когда ее предельные издержки будут меньше или равны ее предельному доходу связанного с ее использованием

2.Информация не всегда надежна, более того ее ценность несомненная сегодня может измениться завтра

3.Экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем информации, они вынуждены отбирать наиболее важную, в результате часть ее теряется

4.Не все агенты рынка обладают необходимыми знаниями и навыками для обработки информации

Следует разделять рынки с полной и симметрично распределенной информацией, рынки с неполной но симметрично распределенной информацией и рынки с асимметрично распределенной информацией, последний тип рынков представляет собой особый типа рынков с неполной информацией, когда часть агентов обладает большей информацией чем другие. Такие рынки наименее эффективны, так как приводят к уменьшению общего благосостояния

Причины существования рынков доминирующей фирмы. Варианты стратегического поведения доминирующей фирмы

Рынок доминирующей фирмы представляет собой такой рынок, на кот.присут-т фирма лидер, способная оказывать влияние на рыночные цены, а также большое число фирм аутсайдеров, при этом доминир фирма обладает монопольной властью. По законодательству доминирующей фирмой является та, доля которой >35%. Причины рыночной власти доминир фирмы: 1.Наличие преимущества в издержках; Если фирма имеет более эффектив технологии или обладает способностью исп накопленный опыт, или реализует экономию от масштаба. 2. Домин фирма может выпускать более кач-ый продукт, что определенно не только внутренними св-вами товара, но и рекламой, репутацией, приверженностью марки. 3.Доминирование может стать результатом картельного соглашения даже относительно небольших фирм.

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

Рост эффективности функ-я на рынке за счет достижения положит отдачи от масштаба и экономии на издержках, которая в совокупности дает больший положительный эффект по сравнению с отриц эфф-м, связанный с сущ монопольной власти. Если доминирование возникает в преимущ-вах в изд-ах, монополия эффективна.

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

“Потери мёртвого груза” - безвозвратные потери от монополии - это сокращение объёма производства относительно конкурентного уровня в результате назначения цены выше предельных издержек.

Преимущ-во в изд-ах доминир.Ф.:

Вопрос Направление государственной политики в сфере поддержки безработного населения - student2.ru

Варианты стратег.поведения: 1. «Самоубийственная», Если доминирующая фирма действует на рынке однородной продукции, то фирмы-конкуренты максимизируют прибыль, устанавливая цену на уровне предельных издержек. Лидер устанавливает цену при предположении, что он обладает всей полнотой информации относительно рыночного спроса, собственных издержек производства и предложения своих конкурентов. Если доминирующая фирма назначает высокую цену, которая позволяет конкурентным фирмам получать экономическую прибыль, то у конкурентных фирм будут стимулы для расширения производства. Кроме того, новые фирмы также будут желать войти на рынок. В результате предложение на рынке увеличится, доля доминирующей фирмы будет уменьшаться, сокращая естественно ее рыночную власть, что и демонстрирует ее “самоубийственное” поведение. 2. Ориентация на долгосрочный период и установление таких це, кот тормозят новое вторжение на рынок и расширение конкурентов. 3.Динамическая модель ценообразования, огранич.вход. Для того, чтобы войти в отрасль или увелич объем своего пр-ва фирмы аутсайдеры должны затратить нек время для строительства новых заводов, завоевания доверия и т.дд., поэт доминир фирма может сначала установить высокую цену, не опасаясь конкурентов, и понижать ее по мере того, как на рынке появляются нов товары.

Наши рекомендации