Конструктивистские концепции
Примордиальные концепции
По мнению сторонников примордиализма, этносы существовали всегда, принадлежность к этносу носит предопределенный характер.
Делится на эволюционно-историческое направление (этносы формируются историей) и социобиологическое (Пьер ван ден Берге). Первое в основном представлено постсоветскими маразматиками, второе считает, что этнос - «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда. Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором
К примордиализму относятся также религиозные концепции, такие как концепция Льва Гумилева, и тому подобные, которые здесь не рассматриваются, так как данная статья о научном понятии.
Конструктивистские концепции
Конструктивисты считают, что этносы сознательно конструируются на почве культурной общности. Один из наиболее ярких представителей - Карл Маркс, который считал, что до феодализма имелись только национальности. Во время борьбы против феодализма появляется национальное самосознание, соответственно нация выступает как исторически сложившаяся форма самознания, без формирования которой этногенез нельзя считать завершенным.
К конструктивизму относится также этатистская концепция Б. Андерсона, который понимает этнос как «воображаемую общность», которая конструируется для достижения каких-либо политических интересов. Он считает, что открытие книгопечатания и распространение грамотности имело следствием нивелировку языковых и культурных различий. Именно с развитием книгопечатания возникают и массовые национальные движения. Одним из его организаторов выступает государство: оно предлагает символику, формирует национальное сознание и пр. Андерсон утверждает, что без сознательной и усиленной пропагандистской работы в этой сфере этнические общности не формировались бы как активные политические единицы. При этом организатор национально-идеологической работы (государство или партия) в соответствии с национальной идеей, как правило, манипулирует историческими фактами, отбирая из прошлого лишь те, что работают на эту идею.
Наиболее развитой современной формой конструктивизма является инструментализм. Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм. Первое акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств, второе объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.
12.
Возникновение рода
Интересные соображения относительно перехода от гаремной семьи к роду и парному браку сводятся к тому, что причиной этой трансформации явился переход к охоте на крупных животных, потребовавший увеличения числа мужчин в стаде. В целом гипотезы о переходе от гаремных объединений к роду остаются пока почти не разработанными, и прежде всего нуждается в дальнейшем изучении лежащая в их основе посылка о гаремной структуре первобытного стада.
Все изложенные выше точки зрения - из которых гипотеза об обезьяньем стаде с доминированием и тенденцией к экзогамии и матрилинейности как прообразе первобытного человеческого стада, а затем и материнского рода представляется нам при современном уровне знаний наиболее вероятной, хотя и мало разработанной - опираются не на прямые, а на косвенные доказательства, страдают от недостатка фактических данных, непосредственно относящихся к эпохе становления человеческого общества, и поэтому остаются в значительной мере умозрительными.
Формы рода
Из этнографических наблюдений и исторических источников известно, что род обычно выступает в двух основных формах: материнской и отцовской. Вопрос о соотношении этих форм уже много десятилетий является одним из главных предметов спора между этнографами. Мы уже бегло касались этого вопроса и отмечали, что зачатки материнской филиации у приматов, стабильный характер женской части первоначального рода, а также некоторые другие данные позволяют считать, что первоначальный род был материнским. Остановимся теперь на этой теме более подробно, исходя уже из свидетельств не приматологии и археологии, а прежде всего этнографии.
Род - община - семья
Вопрос о соотношении рода с другими социальными структурами первобытности, прежде всего с общиной и семьей, является одним из наиболее дискуссионных. в истории первобытного общества.
К началу неолита охотничья добыча, несмотря на совершенствование орудий охоты (появление лука и других), перестала обеспечивать потребности первобытных общин, что сделало необходимым коренные преобразования, начавшие эру производящего хозяйства.
К концу верхнего палеолита в Европе и Северной Азии, а несколько позднее также в Америке и Австралии резко уменьшилось количество промысловых животных, а многие из них исчезли с лица земли. В результате крупная родовая община распалась на небольшие бродячие группы, которые вынуждены были в поисках пищи систематически передвигаться, а вместе собирались лишь несколько раз в год. В таких условиях род конечно же в серьезной мере потерял свои хозяйственные функции и функционировал преимущественно как надстроечное или брачно-регулирующее структурное объединение.
13.
Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.
Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась вмоногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.[4]
Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материнской общины, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчиныохотника.
В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: группы мужчин, женщин, стариков, детей занимались различными видами трудовой деятельности. Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустойчивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
14 и 15.
Основой экономических отношений первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпохи были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоянная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.
Особенности экономического строя первобытного общества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и социальных норм.
Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл ТРУД. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел какихлибо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
16.
Брак и семья в раннепервобытной общине
Исходя из работ Морана и Энгельса многие исследователи считают, что первой формой был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все чины одного рода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами др. опр. Рода. Во-первых запрещен. Брака с сородичами, во-вторых требование взаимобрачия 2-х опр. Родов. В-третьих требование супружеской верности.
Её универсальность и глуб. древность доказываются огромным этнограф. материалом.
Супружеская общность основывается на анализе сохранившихся брачно-семейных институтов и форм и классификаций родства.
Этот брак ещё оставался очень несовершенной формой соц. Регулирования.
Брак сузился до групп, принадлежащих к одному поколению, женились двоюродные братья и сёстры. Запрещались браки между между перекрёстно=двоюроднями братьями и сёстрами.
Предполагают, что уже к концу эпохи раннеродовой общины постепенно сложился парный брак.
Хотя в парном браке соединялась только одна пара кросс-кузенов, он прод. оставаться непрочным.
Полиандрия – многомужество.
Сорорат-брак с сёстрами.
Гетеризм-порядок, по которому девушка перед втупл. В брак должна поочереди отдаваться своим потенциальным мужьям.
Долго парн. Браку сопутствовало терпимое отношение к добрач. И послебрачным половым связям.
Но некоторые начинают историю семейно брачных отношений непосредственно с парной семьи.
Возможно был парно-групповой брак. Всё ещё является спорным вопросом.
17.
Совершенно иначе пошла жизнь тех племён, которые ещё каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству. Новые формы хозяйства вскоре в корне изменили условия существования этих племён и далеко продвинули их вперёд по сравнению с охотниками, собирателями и рыболовами.
Эти племена, всё ещё не знавшие металла, по-прежнему ограниченные в своей технике мезолитическими и неолитическими приёмами обработки камня и кости, иногда даже не умевшие выделывать глиняные горшки, конечно, испытывали жестокие последствия капризов природы. Но принципиально важное значение для их жизни имело то обстоятельство, что они уже могли смотреть вперёд, думать о будущем и заранее обеспечивать себе источники существования, сами производить для себя пищу.
Это был новый важнейший. шаг человека по пути от бессилия в борьбе с природой к власти над её силами. Он повлёк за собой затем множество других прогрессивных изменений, вызвал глубокие перемены в образе жизни человека, в его мировоззрении и психике, в развитии общественных отношений.
Борьба первых земледельцев с природой была нелёгкой. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на те грубые орудия, которые найдены в древнейших земледельческих поселениях. Эти орудия дают представление о том, сколько физических усилий, сколько изнурительного труда требовалось для того, чтобы вскопать землю простыми деревянными палками или тяжёлыми мотыгами, чтобы срезать жёсткие стебли злаков — колос за колосом, пучок за пучком — серпами с кремнёвыми лезвиями, чтобы, наконец, растереть зёрна на каменной плите — зернотёрке. Но весь этот тяжёлый труд возмещался его результатами, дававшими некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности человека несравненно расширилась, а самый характер её качественно изменился.
Громадным достижением человечества в период первобытнообщинного строя было освоение почти всех известных в настоящее время земледельческих культур и одомашнение важнейших видов животных.
Первым из диких животных, одомашненных человеком, как уже упоминалось ранее, была собака; одомашнение её произошло, видимо, ещё в период верхнего палеолита и связано с развитием охотничьего хозяйства. С возникновением земледельческого хозяйства первые земледельцы одомашнили овцу, свинью, козу, корову, а позже, уже в век металла — лошадь и верблюда.
Древнейшие следы разведения домашнего скота могут быть установлены лишь с большим трудом и очень условно. Важнейшим источником для исследования вопроса являются костные останки, но должно было пройти очень много времени для того, чтобы в результате изменения условий существования сколько-нибудь заметно изменилось строение костяка одомашненных животных в отличие от диких. Всё же можно считать доказанным, что коровы, овцы, козы и свиньи разводились в неолитическом Египте (VI—V тысячелетия до н. э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (V—IV тысячелетия до н. э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н. э.).
Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама (гуанако) в Центральной Америке, где кроме этого животного и собаки, появившейся здесь вместе с первыми переселенцами из Азии, не было других животных, пригодных для одомашнения. Наряду с одомашненными животными некоторую роль в хозяйстве и жизни продолжали и в дальнейшем играть приручённые животные (например, слоны).
Первые земледельцы Азии, Европы и Африки сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже домашние животные стали использоваться для вьючного и гужевого транспорта а также как тягловая сила в плужном земледелии. Развитие скотоводства, таким образом, в свою очередь содействовало прогрессу в земледелии.
Введение земледелия и скотоводства способствовало росту населения; человек мог теперь расширять источники существования, всё более эффективно используя освоенные земли и осваивая всё новые и новые её пространства.
18.
Общинно-родовой строй сначала был представлен в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов. Родовая организация была демократичной: все были равны и свободны. Однако общепринятые традиции и обычаи подавляли интересы отдельных членов рода, сковывали их свободу и инициативу. Поэтому дальнейшее развитие производственных отношений, семьи и личности становилось возможным лишь через распад первобытно-общинного строя
Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другиму в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.
По этнографическим данным, родо-племенная организация достигла расцвета в неолите. Позднеродовые общины, подразделяемые на материнские домовые общины, объединялись во фратрии (греч.phratria— братство), фратрии — в племена.
19.
У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья.
Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемыебигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоев общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.
Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.
Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих ихдружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.
Стали возникать вождества — политические единицы, включающавшие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.
20.
В позднеродовой общине существовали парные брак и семья. Сохранились пережитки группового брака в виде свободы добрачных и внебрачных половых связей, свободы половых отношений во время племенных празднеств
На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. Браки долгое время оставались кросскузенными, но с расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться свадебная обрядность.
Возникновение трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а по мнению других, укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям. Словом, уже наблюдались какие-то зачатки превращения парной семьи в позднейшую малую, или моногамную. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и родовая община находились в состоянии усиливавшегося противоборства.
21.
Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось не-одинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Про-дукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же кар-тину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к воз-никновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифферен-циацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдель-ными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вто-рые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племе-на или даже группы племен.
22.
По мере хозяйственного обособления семей родовая община переставала быть необходимой в качестве производственного коллектива, так как препятствовала развитию частной собственности и в конечном счете росту производительных сил. Производственные отношения уже не соответствовали обогнавшим их производительным силам. В результате борьбы между частнособственническим началом, которое олицетворялось отдельными семьями, и первобытно коллективистским, отстаивавшим старые принципы коллективного производства и уравнительного распределения, кровнородственные связи еще более отделяются от производственных, а родовая община прекращает свое существование.
Однако обособлявшиеся семьи не могли стать самодовлеющими ячейками общества. Помимо существующих в любом обществе потребностей общественной интеграции сохранялась необходимость производственной кооперации. Первое привело к сохранению в эпоху разложения первобытного общества рода как преимущественно надстроечного института, сохранявшего брачно-регулирующие, идеологические и некоторые общественные функции, второе - к возникновению соседской общины.
Теряя свои функции цементирующего ядра родовой общины, род обычно сохранял некоторые надстроечные функции. В зависимости от конкретно-исторических условий это происходило в форме патриархального или поздне-материнского рода. В некоторых случаях род вообще прекращал свое существование, и тогда можно говорить о безродовом варианте первобытной соседской общины. Соответственно прекращала свое существование родовая община как производственный коллектив. Родовые производственные отношения сменялись территориально-соседскими. На смену родовой пришла первобытная соседская община.
23.
Развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, ремесел подняло роль мужчин в хозяйственной деятельности, в обществе и семье. В результате возрастания роли мужчин осуществляется переход от матриархальных отношений к патриархальным. Этот переход повлек за собой переустройство уклада жизни, появлению новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества. Община превращается из первобытной в сельскую, соседскую.
В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов.
24.
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
На поздних стадиях существования родового строя начался процесс его разложения: отпочкование новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований братств (фратрий) и племен.
Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.
25.
Первое крупное общественное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен будучи главным средством обособления индивидов делает стадное существование ненужным.
Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.
В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства
26.
Первоначально в качестве зримого выражения мыслей человека служили рисунки, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Эта форма письма носит название пиктография, т.е. картинное письмо.
Пиктограммы – единицы такого письма – выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой жизни. Сообщения в пиктограммах не расчленялись на слова, а передавались как бы целиком.
Пиктографическое письмо выражало мысль посредством символического осмысления изображения лиц, предметов, явлений. Для пиктографии характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей определенным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как день, и как на следующий день, завтра, и как солнце), т.е. пиктограмма не может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру (последовательность морфем, слов, их форму, звучание и т.д.).
Вот почему с течением времени пиктограмма была заменена более совершенным письмом. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различаются идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-слоговое (или алфавитное).
На начальном своем этапе, пиктограмма, утратив зрительный образ и превратившись в немотивированный знак, была заменена идеограммой.
Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова. Для того чтобы отчетливее представить себе сущность идеограммы, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам. Эти знаки – весьма совершенные идеограммы. каждый из них ничем не напоминает изображаемый «предмет»: цифра «3» не похожа на реальное количество, изображаемое словом три, знак деления не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом делить и т.д.
Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Здесь уже возникает вопрос алфавита, т.к. для того, чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное количество иероглифов.
Идеографическое письмо существовало лишь как переходное от пиктографии к словесно-слоговому письму.
В основе словесно-слогового письма лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы (слово в целом или его части), либо понятийные, т.е. уточняли круг понятий, к которым относится данное слово. По мере развития этого письма оно становилось все более приспособленным для передачи не только целых слов, но и их частей, отдельных морфем. Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи.
И последний этап – алфавитное письмо, когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Оно получило свое развитие из фонографии. Первый этап развития фонографии называется слоговым, когда согласная сочетается вместе с гласным. Слоговой (силлабический) алфавит должен соответствовать количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается довольно простой алфавит