Институт образования и культуры
Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности. В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:
- превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);
- решающее воздействие на личность (по существу образования является основным фактором ее социализации);
- предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.
Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:
трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);
формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);
социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).
Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:
- учащихся;
- преподавателей;
-организаторов и руководителей образования.
В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.
Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
Институт семьи и брака
Семья как социальный институт – это совокупность социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми, другими родственниками.
Институт семьи включает в себя множество частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др.
Важнейшей частью социального института семьи является регулирующее ее законодательство – семейное право. Никто и ничто, помимо семьи, не способны обеспечить ребенку (т.е. новому члену общества) социальную «прописку» в данном обществе. Подготовка ко взрослой жизни происходит полностью только в семье, т.к. она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогия).
Семья выполняет функцию первичной социализации, формирования личности, транслирует фундаментальные ценности от поколения к поколению.
Важнейшими функциями семьи являются:
репродуктивная – биологическое воспроизводство членов общества;
воспитательная – отвечает за процесс социализации: родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия;
хозяйственно-экономическая – охватывает различные аспекты семейных отношений, ведение домашнего хозяйства, составления и использования семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами;
рекреационная – психологическая защита, эмоциональная поддержка; а также духовно-эстетические моменты, в том числе и организация семейного досуга и отдыха;
социально-статусная – эта функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье получает в качестве наследия некоторые статусы: национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д.
медицинская функция – или поддержание физического здоровья. Эта функция часто носит профилактический характер и состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, проведении оздоровительных мероприятий.
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи.
Принципиальное различие института брака и института семьи состоит в том, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами.
Брак – это совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. В любом обществе семья формируется как правило через брак. Заключение брака – это еще и совокупность обычаев. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и т.п. Наконец брак неотделим от законов, связанных с ним; регистрация брака, право на развод, брачный возраст жениха и невесты и т.д.
В развитии российской семьи прослеживается ряд негативных тенденций; рост числа разводов, малодетности (доля бездетных семей составляет 31% от общего числа семей), неполных семей (их число достигло 5.2 млн., из них-98% составили семьи, матери одиночки с одним ребенком), резкое увеличение численности социально-уязвимой группы детей, в первую очередь из бедных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, распространение насилия в семье: физического, сексуального, психологического [3;250].
Экономический институт
Экономические институты обеспечивают опережающее технико-экономическое развитие общества, организуют хозяйственную деятельность, выраженную в производстве товаров и предоставлении услуг. Товары и услуги в социологии рассматриваются как средство удовлетворения какой-либо потребности.
Выделяют четыре группы услуг:
бытовые;
деловые;
интеллектуальные;
финансовые.
Экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валют, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг и проч.
Институт религии
Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилась примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет назад) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет назад), считают ее возраст несколько меньшим. Изначально церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем стала заниматься таким образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и т.п.), попечительством (покровительством) и филантропией (помощь особо нуждающимся).
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих. В роли социального института церковь предстает как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку»[7].
Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
В функционировании религии и церкви важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете. Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что «религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство»[7].
Важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:
мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
коммуникативная – религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.
культуротранслирующая – эта функция способствует развитию письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения.
Церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.
Политический институт
Через политические институты осуществляются все политические процессы. Основная функция заключается в регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными группами и национальными общностями, а также между государствами. К наиболее важным политическим институтам общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Они проявляют себя в деятельности органов государственной, законодательной и исполнительной властей – парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий и СМИ, прежде всего печати, радио и телевидения.
К неглавным политическим институтам относятся, например институт судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля, президенства и т.д. Каждый из этих политических институтов имеет свои специфические функции, направления обеспечения деятельности того или иного звена политической системы. В конечном счете, система политических институтов призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие всей политической жизни общества и тем самым осуществление политических интересов всех его социальных групп и национальных общностей для этого необходима гибкая деятельность самих политических институтов, их способность обеспечивать сочетание политических интересов всех членов общества, решить политические проблемы на основе компромиссов между различными политическими силами и, когда нужно, проявить твердость и решительность в отстаивании коренных интересов всего общества.
Если это происходит, значит, политические институты справляются со своей функцией. Если политические институты данного общества несовершенны, то они не могут решать проблемы его развития в соответствии с существующими социальными реалиями, они неспособны управлять происходящими политическими процессами.
Деструктивные процессы наносят урон интересам больших масс людей. Помимо этого деструктивные процессы (разрушительные) могут привести не только к утрате жизнеспособности института, но и вообще к разрушению сложившейся государственности и тем самым к необратимым деформациям как в политической, так и в социально-экономической и духовной жизни общества.
Вопрос №39
Институционализа́ция — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
За любым институтом стоит история его институционализации.
Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.
Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо жанром популярной музыки — в субкультурную организацию.
Государство и институциональная структура экономики
Институциональная структура – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления»[1][1]. Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт.
Государство играет важнейшую роль в формировании и изменении институциональной структуры экономики той или иной страны. Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство – организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных»[2][2]. Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и, наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации. И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности (в смысле приближения к условиям Парето-оптимального распределения ресурсов), но и препятствовать ему[3][3].
Неэффективность институтов возникает вследствие высоких издержек (дороговизны) коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую эффективность.
Можно предложить два подхода к анализу государственной политики в рамках институциональной исследовательской программы – экзогенный и эндогенный.
Согласно экзогенному подходу к исследованию государственной экономической политики, основное внимание уделяется положительной (легко наблюдаемой) внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем связь между инструментами и результатами проводимой политики строго каузальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направлено воздействие, а также их изменение.
Согласно эндогенному подходу, наоборот, особый акцент делается на изменении в результате проведения мер государственной экономической политики ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики. Тем самым успех применяемых экономических инструментов зависит от согласованности векторов экономической политики и внутренних (институциональных) изменений в обществе, которые ею генерируются в процессе функционирования хозяйственного механизма.
Институциональная структура экономики любой страны – это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.
Иная ситуация наблюдается в странах с неразвитыми рыночными отношениями или с переходной экономикой. Рыночные институты в подобных странах находятся в стадии формирования или вообще отсутствуют. Их институциональная структура включает институты, характерные не только для рыночного порядка, поэтому различные способы экономической координации часто вступают между собой в конфликт. Эффективность таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно управляемой системы. И если государством в условиях переходной экономики излишне регулируются экономические отношения, складывающиеся на рынках, то это отрицательно сказывается на темпах и качестве формирования соответствующих рыночных институтов. Возникает парадокс: государственное вмешательство осуществляется, потому что не работают рыночные механизмы, а последние не могут эффективно функционировать из-за отсутствия необходимой институциональной структуры.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все меры государственной политики развитых стран могут быть применены в условиях переходной экономики. Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.