Статистические показатели для анализа внешней торговли
Мировая торговля - основа международного разделения труда.
Современная мировая торговля (для большинства стран - это основная форма внешнеэкономических связей) сконцентрирована в руках узкого числа стран; так, на долю 10 стран-лидеров приходится 3/4 всего товарооборота (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, СНГ, Нидерланды, Бельгия.
В 80-90-е гг. США значительно превосходили все страны мира по объему внешнеторгового оборота (доля в мировом экспорте в среднем - 13%, в импорте - 11%) и вывозу капитала. Второе место занимала ФРГ. К началу 90-х гг. Япония вышла на третье место в мире по объему внешней торговли, увеличив свою долю в экспорте всех стран мира в два раза.
Значимые изменения в расстановку экономических сил в мире внесли новые индустриальные страны. За последнее десятилетие объем внешней торговли Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Таиланда и Тайваня, а также Китая, увеличился в среднем в три раза. Гонконг вышел на одно из первых мест в мире по экспорту одежды и тканей. Ожидается, что к середине 90-х гг. Китай войдет в десятку ведущих торговых держав (в 1980 г. - 20-ый в списке лидеров), а его доля в мировом товарообороте возрастет до 2,5%.
В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира география внешней торговли сильно зависит от политической ориентации. Торговые санкции и экономическая блокада государств, нарушающих нормы международного права, стали действенным оружием в современном мире (например, запреты на торговлю с ЮАР, Ираком, Сербией).
География внешней торговли стран Восточной Европы существенно изменилась после второй мировой войны, что было следствием переориентации их внешней политики на СССР. Структурная перестройка хозяйства, произошедшая за 50-80-е гг. в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), привела к изменению структуры, размещения и специализации всех отраслей.
Переход к рыночным отношениям в 90-е гг. и политическая ориентация на связи со странами Западной Европы вызвали изменения как в структуре производства, так и в географии внешней торговли.
Статистические показатели для анализа внешней торговли
К числу важнейших показателей, используемых при анализе географии внешней торговли относятся следующие:
1) Объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (сумма стоимости экспорта и импорта.
2) Объем экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в расчете на душу населения, 1 кв. км национальной территории.
3) Индексы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, рассчитываемые как отношение объемов предыдущего года к настоящему.
4) Доля экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в соответствующих мировых показателях.
5) Сальдо внешней торговли - разница между экспортом и импортом.
6) Структура импорта (экспорта) - соотношение стоимости товарных групп в общей стоимости импорта (экспорта).
7) Доля импорта в потреблении показывает зависимость национальной экономики от международной торговли.
где
A. К1 - коэффициент специализации
B. Тс - доля страны в мировом экспорте данного товара
C. Тм - доля страны в мировом экспорте
D. где
E. К2 - коэффициент специализации
F. Дс - доля данного товара в экспорте страны
G. Дм - доля товара в мировом экспорте
*Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)*
Специализация в международном разделении труда на производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности, типичная для экономически развитых стран, предполагает значительные капиталовложения в экономику и наличие высоко квалифицированной рабочей силы. Например, такие небольшие по площади страны как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, не имеющие своих значимых природных ресурсов, входят в число стран - лидеров мировой торговли. Они импортируют сырье и полуфабрикаты, экспортируют готовую продукцию, обеспечивая высокие прибыли экономике и доходы населению.
В структуре экспорта и импорта экономически развитых стран преобладает продукция обрабатывающей промышленности, прежде всего, машины и оборудование. В импорте значительна доля сырья и топлива. Подобная структура внешней торговли объясняется ее географией (экономически развитые страны торгуют прежде всего между собой), а также развитой подетальной специализацией их промышленности.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ. Структура и география внешней торговли развивающихся стран была заложена в колониальный период. Экономические и политические связи с бывшими метрополиями, однотипная структура хозяйства (главные статьи экспорта - топливо и сырье, культуры тропического земледелия, не пользующиеся спросом на внутренних рынках) препятствовали развитию межрегиональной торговли.
Мировая тенденция снижения цен на сырье (главной статьи экспорта развивающихся стран) и роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности, (главной статьи экспорта промышленно развитых стран) ставит первые в условия неэквивалентного обмена: они должны продавать все больше и больше, чтобы купить необходимые для модернизации хозяйства машины и оборудование.
Доля развивающихся стран в мировой торговле в последние десятилетия неуклонно снижается в основном за счет сокращения доли экспорта. В его структуре преобладает продукция добывающей промышленности и тропического земледелия, причем в ряде стран доля главной статьи экспорта составляет более 90% (например, в Катаре, Кувейте, Бахрейне, Иране, Ираке нефть и нефтепродукты являются главной и единственной статьей валютных поступлений).
В структуре импорта преобладают необходимые для развития экономики машины и оборудование, а также продовольствие. Регионы, лишенные энергетических ресурсов, Восточная Африка, Центральная Азия - вынуждены закупать их во все возрастающих объемах.
Продовольственная проблема, обострившаяся в последние десятилетия, привела к резкому росту.