Инструменты реальной экономической политики
Типы инструментов и механизмов:
Ò Бюджет– это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Основные задачи, стоящие перед бюджетом:
1)Перераспределение ВВП (в РКС до 50% расходов и доходов), 2)Государственное регулирование и стимулирование экономики, 3)Финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальная политика государства, 4)Контроль за образованием и использованием денежных средств
БЮДЖЕТ состоит из доходов и расходов
Доходы– это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления
Бюджетное устройство – определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах
Консолидированный бюджет –это постатейное сложение бюджетов всех уровней.
Важно: все бюджеты автономны, они суммируются, а не включаются друг в друга
ПРИНЦИПЫ ФУЕНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ:
1)Единство бюджетной системы, 2)Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, 3)Самостоятельность бюджетов разных уровней, 4)Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов, 5)Сбалансированность бюджетов, 6)Эффективность и экономичность использования бюджетных средств, 7)Общее покрытие расходов бюджета, 8)Гласность, 9)Достоверность бюджета, 10)Адресность и целевой характер использования бюджетных средств
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов
Финансово-бюджетный федерализм – Разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА:
1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней
2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения их функций
3. Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы
4. Наличие единых и прозрачных методов регулирования для всех уровней
5. Самостоятельность и равноправие бюджетов всех уровней
Доходы территориальных бюджетов:
ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
1.Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность
2.Стабильность и долгосрочная устойчивость
бюджетов
3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений
4.Консолидация бюджета и бюджетного процесса
5.Среднесрочное финансовое планирование
6.Бюджетирование, ориентированное на результаты
7.Эффективный финансовый контроль и мониторинг