По дисциплине «Микроэкономика».
Методические рекомендации по выполнению
УИРС (учебно-исследовательской работы студентов)
по дисциплине «Микроэкономика».
УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) по микроэкономике– это вид аттестационной работы, являющейся заключительной частью освоения дисциплины «Микроэкономика»».
В процессе написания и защиты учебно-исследовательской работы студент (группа из 2-3 студентов, лучше из 2-х человек) должен преследовать две цели:
· закрепить и углубить теоретические и практические знания по выбранной теме;
· сформировать навыки самостоятельной аналитической и исследовательской работы.
Основные задачи, которые должен решить студент в процессе написания и защиты УИРС, заключаются в следующем:
- продемонстрировать умение использовать методы и модели экономической науки для исследования реальных проблем в рамках выбранной темы;
- показать навыки поиска, селекции, анализа и творческого осмысления научной и статистической информации по выбранной теме;
- продемонстрировать индивидуальность и самостоятельность исследования, умение экономически грамотно и логично формулировать аргументы и выводы.
Оценка научным руководителем учебно-исследовательской работы студентов отражает степень реализации студентами целей и задач, сформулированных выше.
Учебно-исследовательская работа студентов по микроэкономике объемом 15-20 страниц состоит из следующих частей:
· Титульный лист (см. Приложение 1)
· Содержание (Оглавление) с указанием номеров страниц.
· Введение (1-2 стр.)
· Два раздела (10-14 стр.)
· Заключение (1 стр.)
· Список литературы
· Приложения (если есть необходимость)
Введение содержит следующие элементы, выделяемые в тексте полужирным шрифтом:
- Актуальность темы исследования, т.е. ответ на вопрос, почему данная проблема настолько важна в теоретическом и практическом плане, и чем она заинтересовала лично исследователя.
- Цель исследования : что предстоит сделать в результате всего исследования (например, вскрыть причины, определить воздействие на... и т.д.).
- Задачи исследования: что предстоит предпринять для достижения поставленной цели (например, проанализировать..., рассмотреть... и т.д.). Исследование – процесс творческий, цели и задачи могут меняться. Поэтому после написания работы, когда уже ясна исследовательская канва и логика изложения, следует откорректировать цель и задачи.
- Объект исследования: что анализируется (например, эффект Веблена как один из неценовых факторов спроса на товар).
- Предмет исследования: какие стороны и свойства в объекте исследования будут анализироваться (например, возможности ограничения использования ценовой дискриминации в современной российской экономике).
- Методы исследования (например, метод системного анализа, диалектический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, метод сравнительного анализа, экономическое моделирование, позитивный, нормативный и предельный анализ и т.д.)
- Структура работы (например, учебно-исследовательская работа состоит из Введения, двух разделов (глав), Заключения, Списка литературы и двух Приложений).
В первом разделе следует на основе обзора имеющейся учебно-научной литературы изложить теоретические основы (сущность) исследуемого процесса или явления.
Во втором разделе (главе) анализируется современное состояние, тенденции развития процесса (явления), методы его регулирования и т.д. Здесь необходимо представить фактический материал (статистические данные, таблицы, рисунки, диаграммы), но в разумных пределах и обязательно (!) с комментариями в тексте. Аналитический и фактический материал должен касаться, прежде всего, современной российской экономики.
Разделы учебно-исследовательской работы не могут быть разнородными, логически оторванными друг от друга, иначе нарушается целостность работы.
Прямые цитаты, точки зрения различных авторов, фактический и статистический материалы должны сопровождаться ссылками на источники информации.
Заключениесодержит основные результаты исследования в форме выводов. Никаких новых идей или фактического материала в Заключении не должно быть. Выводы и рекомендации, сформулированные в Заключении, должны свидетельствовать о том, что поставленные во Введении цели достигнуты, а задачи – выполнены.
Список литературы должен содержать не менее 8 источников информации по теме исследования, из них учебников и словарей - не более трех. Периодическая литература должна быть представлена статьями, изданными в последние 2-3 года, за исключением источников, описывающих эволюцию явления или развитие взглядов на объект исследования. В Список литературы включаются не только те источники, на которые были ссылки в тексте, но и все изученные материалы, даже если они не упоминаются в учебно-исследовательской работе. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ (см. приложение. 4). Литература по выбранной теме подбирается автором (авторами) учебно-исследовательской работы САМОСТОЯТЕЛЬНО, научный руководитель может дать только общее направление поиска. Ссылки на Wikipedia не приветствуются!
Приложенияне являются обязательной частью учебно-исследовательской работы, но они удобны для того, чтобы «разгрузить» основной текст, тем самым соблюдая пропорциональность объема разделов. В Приложения можно выносить: рисунки, диаграммы, объемные таблицы, материалы социологических опросов и т.д. Ссылки на источники информации в Приложениях обязательны. Приложения не существуют автономно, т. е. самостоятельно, в отрыве от основного текста. В основном тексте материалы Приложений обязательно комментируются, а в круглых скобках должна быть указана ссылка на соответствующее Приложение.
Оформление УИРС
1. Текст учебно-исследовательской работы должен соответствовать следующим требованиям:
- Формат текста – Microsoft Word;
- Формат страницы: А4 (210x297 мм);
- Ориентация - книжная;
- Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм;
- Шрифт: размер (кегль) — 14;
- Тип шрифта: Times New Roman;
- Межстрочный интервал – полуторный.
Номера присваиваются всем страницам, включая титульный лист, при этом на титульном листе номер (1) не проставляется, нумерация страниц начинается с «Содержания» (это – страница 2).
Каждый раздел (глава) начинается с нового листа.
2.Если в тексте используются аббревиатуры, они должны быть расшифрованы при первом упоминании, за исключением общепринятых сокращений (ООН, МВФ, РФ и т.д.)
3. Все таблицы, графики, рисунки в тексте должны иметь сплошную нумерацию, название и обязательно – указание на источник информации, правильно оформленный (см. Приложения 2, 3).
4. Ссылки на источники информации в тексте могут оформляться двумя способами, из которых нужно выбрать только один и следовать только ему:
- либо внизу текущей страницы с указанием страницы источника;
- либо в конце предложения, где нужна ссылка, в квадратных скобках указывается номер источника информации в Списке литературы. Например, [4, стр.12] означает, что информация взята со страницы 12 источника № 4 в Списке литературы.
5. Оформление Списка литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Библиографическое описание источников должно содержать все необходимые сведения: прежде всего - автор(ы), название исследования (документа), затем: для книг – издательство, год издания; для статей - название, год и номер журнала (газеты); для Интернет - источников – название сайта, журнала и т.д., электронный адрес. Источники группируются по следующим разделам:
Ø - нормативно-правовые акты;
Ø - книги, изданные под фамилией автора (авторов);
Ø - книги, указанные по заглавию;
Ø - книги, изданные под редакцией автора (авторов)
Ø - периодические издания;
Ø - электронные ресурсы;
Ø - сетевые ресурсы.
Названия источников информации в каждой группе располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Пример оформления Списка литературы приведен в Приложении 4.
Тематика УИРС (учебно-исследовательских работ студентов) по дисциплине «Микроэкономика»
1. Методы конкуренции, используемые российскими фирмами (на конкретных примерах).Анна и Валерия
2. Анализ прямых и альтернативных издержек получения высшего образования (на собственном примере). Никита
3. Эластичность и факторы спроса на художественную литературу.
4. Эластичность и факторы спроса на учебную литературу.
5. Эластичность и факторы спроса на меховые изделия. Ананда
6. Эластичность и факторы спроса на театральные постановки.
7. Эластичность и факторы предложения на рынке вторичного жилья в г. Москве.
8. Структура явных (внешних) издержек фирмы (постоянные, переменные, средние издержки) и оценка скрытых издержек на примере конкретной фирмы. Мунхжин
9. Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе (на конкретных примерах).
10. Анализ поведения российских фирм в условиях монополистической конкуренции (на примере конкретного рынка).Карина и Карина
11. Тайный сговор олигополистов и его проявление в российской экономике. Никита Рыков
12. Ценовая дискриминация и ее проявление в экономике России. Рожков Никита
13. Выгоды и потери от монопольной власти (на примере одной из российских монополий). Артем Гол. и Ксения
14. Анализ спроса и предложения на рынке труда менеджеров в г. Москве. Анастасия, Полина
15. Анализ спроса и предложения на рынке труда банковских работников в г. Москве.
16. Применение метода дисконтированной стоимости для оценки выгодности инвестиций (на примере покупки российских ценных бумаг).
17. Влияние места расположения фирмы на цену товара (формирование дифференциальной ренты 1) на конкретных примерах. Андрей и Алексей
18. Анализ спроса и предложения на общественные блага (на примере конкретного общественного блага в г. Москве).
19. Проявления положительных внешних эффектов в г. Москве. Надежда, Александра
20. Проявления отрицательных внешних эффектов в г. Москве.
21. Причины нерационального поведения потребителя. Марат, Андрей К.
22. Возможности ослабления отрицательного воздействия современной экономики на экологию.
23. Особенности проявления эффекта Веблена в России. Екатерина и Солонго
Критерии оценки УИРС
Критерии оценки УИРС представлены в Таблице 1. Обращаем внимание, что текст, «скачанный» и скомпилированный (составленный) из разнородных, логически не связанных кусков, будет возвращаться на переработку.
Таблица 1. Оценка учебно-исследовательской работы по 20-балльной системе.
Объект оценки | Максимальное количество баллов | Критерии оценки |
Содержание | Ø степень раскрытия темы, Ø количество и качество изученной литературы, Ø логика исследования и изложения материала; Ø индивидуальность исследования, собственные примеры и комментарии, Ø способность обобщать, формулировать аргументы и выводы; Ø - использование фактического материала как иллюстративной и доказательной базы теоретических концепций. | |
Оформление | ü соответствие требованиям к оформлению текста УИРС; ü - соблюдение правил и норм русского языка. | |
Защита | Ø уровень владения темой; Ø способность коротко и ясно изложить основные результаты исследования; Ø - понимание смысла задаваемых вопросов, умение сформулировать свою точку зрения и подобрать аргументы. | |
Всего |
Рекомендуемая литература и источники информации для написания УИРС по дисциплине «Микроэкономика»
Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации. – М., 2015.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2015.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 2015.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2015.
5. Налоговый кодекс. Части 1, 2. – М., 2015.