А) Задания для письменных работ.
1. Объясните происхождение термина «институционализм» и связанное с ним расширительное толкование предмета экономической теории представителями данного течения. См.: Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. – Ростов н/Д, 1999. – С. 160-162.
2. Разъясните, в чем видит Дж. Гэлбрейт специфику нового индустриального общества, которое, по его мнению, пришло в XX веке на смену обществу свободной конкуренции. См.: Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. – Ростов н/Д, 1999. – С. 164.
3.Какую роль в современных корпорациях играет, по мнению Дж. Гэлбрейта, так называемая «техноструктура»? См.: Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. – М.: 1996. – С. 498-499.
4. Раскройте смысл выражения «кейнсианская революция» в экономической теории и поясните, почему Дж. Кейнс считается создателем нового направления в экономической науке – макроэкономики. См.: История экономических учений / под ред. Автономова В. и др. – М.: 2008. – С. 481-490.
5. С точки зрения теории Кейнса, раскройте взаимосвязь между уровнем занятости и национального дохода с динамикой эффективного совокупного спроса. См.: История экономических учений / под ред. Шмарловской Г.А. и др. – Минск, 2000. – С. 229-232.
6. Опишите набор инструментов государственного регулирования экономики, предложенный Кейнсом в целях повышения эффективного спроса и вывода экономики стран Запада из затяжного экономического кризиса 30-х годов XX века. См.: История экономических учений / под ред. Шмарловской Г.А. и др. – Минск, 2000. – С. 242-246.
7. Объясните, почему Ф. фон Хайека принято называть последним представителем чистого либерализма (последним из «laissez faire)? См.: Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. – М.: 1996. – С. 514-518.
8. Дайте одно из возможных толкований термина «социальное рыночное хозяйство», опираясь на высказывания одного из теоретиков этого направления А. Мюллер-Армака. См.: Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: 2004. – С. 286-287.
9. Докажите, что монетаризм М. Фридмена есть ничто иное как, современная интерпретация количественной теории денег. См.: Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.- 2008. – С. 372-374.
10. Раскройте смысл известного афоризма М. Фридмена «Деньги имеют значение». См.: Бартенев С.А. История экономических учений. – 2004. – С. 330-332.
Б) Используя рекомендованную литературу, найдите определение следующих понятий:
Демонстративное потребление (Т. Веблен), институциональная экономика (Дж. Коммонс), техноструктура (Дж. Гэлбрейт), денежное правило (М. Фридмен), совокупный эффективный спрос (Дж. Кейнс), основной психологический закон (Дж. Кейнс), мультипликатор (Дж. Кейнс), социальное рыночное хозяйство (А. Мюллер-Армак), спонтанный экономический порядок (Ф. Хайек), планируемый хаос (Л. Мизес), монополистическая конкуренция (Э. Чемберлин), ценовая дискриминация (Джоан Робинсон), монопсония (Джоан Робинсон).
В) Составьте реферат по одной из предложенных тем.
1. «Дж. Кейнс – архитектор макроэкономики».
2. «Основные характеристики нового индустриального общества с точки зрения Дж. К. Гэлбрейта».
3. «Почему Ф. Хайек считал конкуренцию «процедурой открытия»?
4. «Западногерманский неолиберализм как теория и практика социального рыночного хозяйства в ФРГ».
5. «Дж. Робинсон о легальных барьерах, создающих монополию».
Г) Составьте конспект фрагментов следующих работ экономистов-теоретиков эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики, используя хрестоматию, которая содержится в книге – Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. – Ростов н/Д, 1999 и первоисточники.
1.Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: 1984. – Гл. 3, 5.
2. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: 1976. – Гл. X.
3. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: 1978. – Гл. 3.
4. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М.: 1992. – Гл. II.
5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М.: 1991.- С. 13-19.
III Контрольный этап
Тестовые вопросы и упражнения по Модулю 3
1. Выберите из предложенного списка представителей институционального направления в экономической теории: (3)
А) К. Менгер; Б) Ф. Хайек; В) Л. Мизес; Г) Д. Коммонс; д) м. Фридмен; е) Д. Гэлбрейт; ж) У.К. Митчелл; З) Е. Домар.
2. Основоположник институционализма Т. Веблен утверждал, что: (2)
А) рыночную экономику характеризует рациональное использование ресурсов;
Б) необходим социальный контроль над экономикой в интересах большинства, а не праздного класса;
В) социальный контроль может быть установлен в результате пролетарской революции;
Г) финансовые магнаты составляют «праздный класс» в отличие от инженеров и техников и других участников производственного процесса.
3. Наиболее характерными чертами нового индустриального общества Дж. К. Гэлбрейт считал: (3)
А) решающую роль крупных и крупнейших корпораций в современной экономике, создающих львиную долю ВВП;
Б) ослабление роли государства в экономической жизни стран Запада;
В) возникновение в экономике «планирующего сектора», представленного крупными корпорациями;
Г) переход власти в корпорациях от номинальных собственников к «техноструктуре»;
Д) полную материальную готовность к переходу на принципы развития, отрицающие частную собственность.
4. Представители правового варианта институционализма главным предметом своих исследований считали: (1)
А) правовые формы совершения сделок и пути их совершенствования;
Б) природу конфликтов между работодателями и наемными работниками и правовые способы их разрешения;
В) правовые основы функционирования корпоративного капитала и защиту интересов мелких акционеров.
5. Под кейнсианской революцией в экономической теории подразумевают: (2)
А) введение Кейнсом в научный оборот макроэкономических величин;
Б) разрыв с классической традицией невмешательства государства в экономику и переход на позиции активного государственного регулирования экономики;
В) «открытие» основного психологического закона в сфере распределения и использования личных доходов;
Г) создание нового направления исследований в экономической теории – макроэкономики.
6. Основными направлениями государственного регулирования экономики Кейнс считал: (2)
А) кредитно-денежную политику, налоговую политику, политику перераспределения доходов;
Б) протекционизм в сфере таможенной политики;
В) отмену золотого стандарта, который он считал «варварским пережитком»;
Г) увеличение государственных доходов за счет роста налогов.
7. Целью государственного регулирования нормы ссудного процента по Кейнсу должно стать: (1)
А) увеличение нормы ссудного процента в интересах коммерческих банков;
Б) уменьшение нормы ссудного процента в интересах предпринимателей, действующих в реальном секторе экономики;
В) поддержание стабильной нормы судного процента в интересах общего равновесия в экономике;
Г) резкие колебания нормы ссудного процента в интересах антикризисного государственного регулирования.
8. Термин «социальное рыночное хозяйство» первым ввел в научный оборот: (1)
А) немецкий реформатор Л. Эрхард;
Б) немецкий профессор А. Мюллер-Армак;
В) лауреат Нобелевской премии М. Фридман;
Г) первый президент России Б. Ельцин.
9. К основным принципам Фрайбургской школы ее глава В. Ойкен относил: (3)
А) государство призвано создавать и обеспечивать «хороший хозяйственный порядок»;
Б) следует допускать конкуренцию везде, где возможно, а регулирование только там, где необходимо;
В) частное предпринимательство необязательно дополнять сильной социальной политикой государства;
Г) бизнес должен быть социально ответственным, так как именно это создает основу социального рыночного хозяйства.
10. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком дифференциации товара является наличие у него какого-либо существенного отличительного признака, который может быть: (1)
А) реальным; Б) воображаемым; В) как реальным, так и воображаемым.
Упражнение № 1
Заполните таблицу, исходя из следующих данных.
Варианты ответов:
Годы жизни: а) 1897-1977; б) 1857-1929; в) 1912-2006; г) 1909-2006; д) 1891-1950.
Основная работа:
А) Новое индустриальное общество.
Б) Благосостояние для всех.
В) Теория праздного класса.
Г) Основы национальной экономики.
Д) Становление денежной системы США
Фамилия автора | Годы жизни | Название основной работы |
Л. Эрхард | ||
В. Ойкен | ||
М. Фридмен | ||
Т. Веблен | ||
Д. Гэлбрейт |
Упражнение № 2