Бюрократическая культура Культура достижений
Ценности: Ценности:
Экономность Состязательность
Формализм Перфекционизм
Рациональность Агрессивность
Порядок Усердие
|
Источники: основано на Paul McDonald and Jeffrey Gandz, "Getting Value from Shared Values", Organizational Dynamics 21, no. 3 (Winter 1992): 64-76; Deanne N. Den Hartog, Jaap J. VanMuijen, and Paul L. Koopman, "Linking Transformational Leadership and Organizational Culture", The Journal of Leadership Studies 3, no. 4 (1996): 68~83; Daniel R. Denison and Aneil K. Mishra, "Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness", Organizational Studies 6, no. 2 (March-April 1995): 204-223; Robert Hooijberg and Frank Petrock, "On Cultural Change: Using yhe Competing Values Framework to Help Leaders Execute a Transformational Strategy", Human Resource Management 32, no. 1 (1993): 29-50; R. E. Quinn, Beyond Rational Management: Mastering the Paradoxes and Competing Demands of High Performance (San Francisco: Jossey-Bass, 1998).
Рис. 8. Четыре типа корпоративной культуры
5. Диагностические исследования способности решать проблемы творчески
Тест 1. Решение проблем, творчество и инновационность
Оцените соответствующим образом приведенные здесь утверждения, согласно приводимой ниже шкале. Ваши ответы должны отражать ваши реальные установки и поведение, а не желаемые, какими бы вам хотелось их видеть. Будьте честны. Это упражнение поможет вам оценить ваш уровень компетентности в сфере творческого решения проблем и определить ваши конкретные потребности в обучении навыку. Выполнив упражнение, вы можете определить свой уровень владения навыком по ключу, чтобы узнать, какая область из рассматриваемых в этой главе наиболее важна для вас как для профессионала.
Шкала оценок
1.Полностью не согласен
2.Не согласен
3.Скорее, не согласен
4.Скорее, согласен
5.Согласен
6.Полностью согласен
Оценка
Когда я сталкиваюсь с обычными проблемами: | ||
______ | 1. | Я даю четкое и исчерпывающее определение сути проблемы. Я не пытаюсь решать ее до тех пор, пока мне не удастся определить ее. |
______ | 2. | Я всегда нахожу несколько решений, не ограничиваясь каким-то одним очевидным решением. |
______ | 3. | Я исхожу как из краткосрочных, так и из долгосрочных последствий принятия решения, выбирая вариант решения. |
______ | 4. | Я пытаюсь собрать как можно больше информации о данной проблеме и только затем приступаю к ее решению |
______ | 5. | Процесс решения проблемы состоит для меня из нескольких вполне определенных стадий; я определяю суть проблемы прежде, чем предлагать различные варианты ее решения; я нахожу ряд альтернативных решений и только после этого останавливаюсь на одном из них. |
Когда я сталкиваюсь с неопределенными и сложными проблемами, не имеющими простых решений: | ||
______ | 6. | Я пытаюсь дать сразу несколько определений данной проблемы. Я не ограничиваю себя лишь одним ее определением. |
______ | 7. | Я пытаюсь быть гибким в поиске подходов к решению проблемы, пытаясь использовать не какой-то один метод, а несколько альтернативных способов решения проблемы. |
______ | 8. | Я пытаюсь выявлять основополагающие связи между элементами проблемы, и это позволяет мне раскрыть основные измерения и принципы, что облегчает ее понимание. |
______ | 9. | Я пытаюсь стимулировать мое мышление, задавая различные вопросы о природе проблемы, и лишь затем перехожу к рассмотрению возможных вариантов ее решения. |
______ | 10. | Я пытаюсь обдумывать проблему, используя как левое (отвечающее за логическое мышление), так и правое (отвечающее за интуицию) полушария мозга. |
______ | 11. | Для лучшего понимания проблемы и нахождения ее альтернативных решений я прибегаю к использованию аналогий и метафор. |
______ | 12. | Порою я изменяю первичное определение проблемы на прямо противоположное, чтобы понять, не является ли истинным и оно. |
______ | 13. | Я не рассматриваю преимуществ того или иного решения до тех пор, пока не составлю список всех возможных решений. То есть, я избегаю выбирать решение, пока не разработаю несколько возможных вариантов. |
______ | 14. | Я привык разбивать стоящую передо мной проблему на отдельные компоненты и производить их раздельный анализ. |
______ | 15. | Я использую особые методы для поиска творческого и инновационного решения проблем. |
Когда я пытаюсь стимулировать творчество и инновационность своих коллег или подчиненных, с которыми мне приходится работать: | ||
______ | 16. | Я пытаюсь организовать их работу так, чтобы у них была возможность работать над своими идеями за рамками их обычных плановых заданий. |
______ | 17. | Я уверен, что в ситуации решения сложной проблемы должен быть представлен или проявлен дивергентный (всесторонний подход. |
______ | 18. | Порой я подбадриваю людей для того, чтобы они изыскивали новые пути решения проблем. |
______ | 19. | Я стараюсь получать информацию и от лиц, не входящих в группу, занимающуюся решением данной проблемы, но так или иначе связанных как с ней, так и с ее решением, желая ознакомиться и с их позициями и ожиданиями. |
______ | 20. | Порой при обсуждении решения проблемы я прибегаю к помощи сторонних лиц (например, потребителей или признанных экспертов). |
______ | 21. | Я стараюсь отдать должное не только авторам лучших идей («чемпионам идей»), но и тем, кто поддерживает других (приверженцам) и предоставляет ресурсы, необходимые для их воплощения (оркестрантам-исполнителям). |
______ | 22. | Я поддерживаю нарушение признанных правил в поиске творческого решения. |
Ключ к тесту «Решение проблем, творчество и инициативность»