Фирма как основное организационно-экономическое звено рыночной экономики
ЛЕКЦИЯ 6. ФИРМА И РАБОТНИК. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ.
Фирма как основное организационно-экономическое звено рыночной экономики
Сущность заработной платы, ее функции, формы и системы
Издержки производства и прибыль фирмы. Экономическое содержание рентабельности
Социальная защита населения
Фирма как основное организационно-экономическое звено рыночной экономики
Реальная экономика представляет собой органическое переплетение различного рода хозяйственных единиц. Хозяйственная деятельность всегда осуществляется в определенной организационной форме. С переходом к машинной стадии производства основной формой организации производства становится предприятие.
Предприятие – основанная на сложной кооперации форма организации производства, выступающая в качестве экономически обособленного субъекта хозяйствования.
Предприятие имеет ряд отличительных признаков:
1) выступает звеном общественного разделения труда в виде комплекса производительных сил;
2) осуществляет процесс непосредственного производства;
3) обладает обособленным имуществом;
4) выступает субъектом гражданско-правовых отношений;
5) осуществляет обособленный хозяйственный оборот.
Роль предприятия в общественном производстве состоит в том, что оно обеспечивает, с одной стороны, соединение факторов производства, а с другой, – связь между товарными и ресурсными рынками.
Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.
Главным действующим лицом фирмы является предприниматель. В рыночной экономике фирма всегда является производителем и потребителем.
Фирма осуществляет коммерческую деятельность, производя товары и услуги для продажи с целью получения экономической выгоды – прибыли. Извлечение прибыли является конечной целью фирмы.
Понятия «предприятие» и «фирма» не тождественны друг другу.
1) предприятие представляет собой форму организации производства, в то время как фирма – тип организации обмена деятельностью.
2) понятие «фирма» шире. Ею может выступать любая хозяйственная единица независимо от характера внутренней организации, в то время как к предприятиям могут быть отнесены только те из фирм, которые опираются на разделение труда внутри производства.
3) в основе формирования размеров фирмы лежит принцип экономии трансакционных издержек (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные сопряженные затраты, расходы, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением контрактов, обеспечением юридической защиты), то масштабы предприятия предопределены рамками внутренней кооперации.
Фирма является основным организационно-экономическим звеном рыночной экономики. Это объясняется двумя обстоятельствами:
1) фирма – самое динамичное звено в структуре рыночной экономики. Все научно-технические достижения в области технологии, средств производства, предметов труда, передовой производственный опыт находят свое применение и отражение, прежде всего на фирмах. Фирма служит базой для всех других звеньев макро- и микроэкономики;
2) фирма является тем фокусом, где сходится все многообразие производственно-технических отношений в макро- и микроэкономике. На фирмах в конкретной форме проявляются законы общественного воспроизводства и рынка.
Фирма выражает широкий спектр экономических отношений. Среди них необходимо выделить следующие:
1) отношения между обществом в целом и фирмой;
2) отношения между отдельными фирмами;
3) отношения между фирмой и ее работниками.
Фирма выражает единство производственных, социально-экономических и организационно-технических отношений.
Фирму как экономическую категорию характеризует, то, что в ней происходит соединение рабочей силы со средствами производства. От характера этого соединения зависит тип фирмы. Существуют:
1) общественные фирмы, основанные на непосредственном соединении средств производства и рабочей силы:
а) государственные фирмы (средства производства обобществлены в масштабах всей экономики);
б) фирмы, принадлежащие работникам («самоуправляющиеся»), максимизирующие трудовой доход;
2) частные фирмы, различаются по типу собственности:
а) предпринимательские фирмы – фирмы, находящиеся в собственности предпринимателя;
б) капиталистические фирмы, которые принадлежат владельцам капитала.
В теории фирмы принято различать вертикально и горизонтально интегрированную фирму. Вертикальная интеграция обозначает объединение фирм, занятых в целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами). Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой продукции других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (разнообразие). Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли. Например, химический концерн «Дюпон-де-Немур» объединяет производство химических волокон, лекарств, рефрижераторов, самолетов.
Предпринимательство – это поиск таких комбинаций имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материалов, труда), которые обеспечивают ему получение максимальной прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли как превышения денежной выручки от реализации продукции над затратами на ее производство и продажу.
Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Предпринимательство – инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды – отличительная черта предпринимателя.
Коммерческий риск – это предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при осуществлении сделок, коммерческой деятельности. Он состоит в возможном снижении, потере доходов предприятия из-за действий, решений в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка. Коммерческий риск основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий.
Хозяйственная ответственность – это обязанность экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам, выполнять договоры, компенсировать ущерб, нанесенный чужой собственности, окружающей среде.
Комбинируя факторы производства, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Он осуществляет поиск наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим.
Новаторство – это практическое применение принципиально новых товаров, технологий, новых форм организации производства и сбыта, самих форм организации предпринимательской деятельности.
Предпринимательство осуществляет определенные функции:
– содействие установлению рыночного равновесия;
– осуществление преобразовательской функции;
– осуществление социальных функций.
Факторы предпринимательства – это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательства:
1. Природно-демографические факторы;
2. Социально-культурные факторы;
3. Технологические факторы;
4. Экономические факторы;
5. Институциональные факторы;
6. Правовые факторы;
7. Политические факторы.
Совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и возможности реализации предпринимательских функций составляет среду предпринимательства.
Для развития предпринимательства необходимы следующие условия:
1) наличие частной собственности, персонификация отношении собственности;
2) личная заинтересованность, выступающая как движущий мотив предпринимательства;
3) экономическая свобода производителей и потребителей;
4) рыночное пространство как поле приложения предпринимательской деятельности;
5) формирование гражданского правового общества;
6) стабильность государственной экономической и социальной политики, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства.
Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике– это индивидуальное предприятие, партнерство, корпорация (акционерное общество), государственное предпринимательство.
Индивидуальное предприятие – это форма организации бизнеса, при которой владельцем фирмы является один человек и он же одновременно выполняет функции менеджера и несет неограниченную имущественную ответственность.
Партнерство (товарищество) – это объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Партнерство тоже не является юридическим лицом.
Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для совместной предпринимательской деятельности как одно юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпорации называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции.
Государственное предпринимательство – это непосредственное участие государства в производительной деятельности.
В Российской Федерации государственное предпринимательство осуществляется в двух формах – государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом.
Государственные унитарные предприятия подразделяются на:
а) федеральные. К ним относятся те предприятия, имущественные права на которые принадлежат Государственному комитету по управлению госимуществом,
б) государственные. Это те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом республик в составе России, национально-административных образований, краев, областей, г. Москвы и С.-Петербурга,
в) муниципальные. К ним относятся те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом районных и городских властей.
По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. Оптимальный размер фирмы определяется величиной трансакционных издержек, зависит от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.
Экономическую и техническую мощь страны определяет крупный бизнес. Крупный бизнес отличается большой прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Малый бизнес (малое предприятие) – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.