Тема 15 Конфликт, власть, политика
Виды конфликтов в организации: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Источники конфликта: несовместимость целей, дифференциация, взаимозависимость задач, ограниченность ресурсов.
Рациональная, профессиональная и политическая модели организации.
Власть и организации. Взаимосвязь власти и полномочий организации. Свойства полномочий в организации: полномочиями в организации наделены должности, полномочия признаются подчиненными, полномочия спускаются вниз по иерархической вертикали. Источники иерархии в организации: официальная должность, ресурсы, центральная позиция в информационной сети, контроль над условиями решения и информацией. Потеря контроля. Правило О.Уильямсона.
Политические процессы в организации как деятельность, направленная на приобретение, расширение и использования власти и других ресурсов организации.
Использование власти, политики и сотрудничества. Тактические и политические приемы усиления власти. Тактика усиления власти: работа при высокой неопределенности, создание зависимости, обеспечение дефицитными ресурсами, работа со стратегически непредвиденными обстоятельствами. Политическая тактика использования власти: формирование коалиций, расширение сетей, контроль условий принятия решений, повышение легитимности и компетенции и прямое заявление.
Тактика расширения сотрудничества: создание механизмов интеграции, межгрупповые консультации, ротация персонала, формирование общей миссии и постановка соподчиненных целей.
Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины с обеспечиваемыми и последующими дисциплинами
№ п/ п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||
Экономическая теория | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
Организационное поведение | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Теория управления | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Менеджмент | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Маркетинг | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||
Стратегический менеджмент | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Финансовый менеджмент | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||
Управление персоналом | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Организационное проектирование | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||
Управление проектами | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
Экономика предприятия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||
Правоведение | * | * | * | * | * |
2.3. Практические занятия и семинары
Тема 1 Организация как сложная социальная система
План занятия
№ | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 50 мин. | |
Решение задач по изучаемой теме | Решение задач | 40 мин. | |
Итого | 90 мин. (2 часа) |
Темы для обсуждения на практическом занятии:
1. Понятие «организации» с точки зрения интеграционного подхода и подхода по принципу дополнительности. Кратко охарактеризуйте каждую из ее частей.
2. Отличие открытой системы от закрытой.
3. Сравнительный анализ организации, ориентированной только на повышение производительности, и организации, ориентированной на обучение и изменения.
4. Место и роль институтов, рынков и организаций в современной смешанной экономике.
5. Объективные причины возникновения и развития организаций.
6. Соотношение основных частей организации (по Минцбергу) с функциями ее подсистем.
7. Различие между коммерческой и некоммерческой организацией.
8. Организационно-правовые формы коммерческих организаций по российскому законодательству.
9. Сравнительный анализ организационно-правовых форм коммерческих организаций.
10. Объективность возникновения сложных форм организационных образований.
11. Процедура регистрации компании. Состав и содержание учредительных документов.