Правила оформления и структура отчета
Эффективное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента на практике возможно только при тесном взаимодействии и объединении усилий руководителей практики от института и организации. Задание на практику, её программа должны быть согласованы действующими ведомствами и в соответствии с планом графиком контролироваться как по этапам, так и по результатам выполнения тех или иных пунктов программы.
Контроль хода практики, интерес к творческой жизни студента, гласность результатов его выводов, предложений и достижений - гарантия его положительной эволюции и пользы организации.
По результатам практики студент должен подготовить отчет, предоставить дневник, характеристику и заполненную руководителем практики организации анкету.
Отчет должен содержать следующие обязательные формы:
· Оформленное и подписанное руководителями дипломной работы и от организации кафедры задание на практику;
· Календарный план работ по практике;
· Все материалы, собранные за период практики;
· Дневник студента по практике
· Заверенный печатью письменный отзыв руководителя практики от организации. Подпись руководителя практики должна сопровождаться указанием его фамилии, имени, отчества (полностью), места работы и занимаемой должности.
Отчет по практике должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОСТ 7.32-91 к отчету о научно-исследовательской работе, и сброшюрован в следующей последовательности:
· титульный лист;
· задание, календарный план, отзыв о практике с соответствующими подписями;
· содержание;
· основная часть, включающая характеристику организации, функциональные области логистики, личное участие в работе структурного подразделения предприятия)
· выводы;
· приложения.
Титульный лист, задание и календарный план, отзыв о практике оформляются на бланках в соответствии с установленными правилами (прил. 3, 4, 5, 6).
Содержание включает название всех разделов, подразделов и приложений с указанием номера страницы, с которого они начинаются.
Основная часть и заключение оформляются на одной стороне листа формата А4 (210 x297 мм) белой бумаги с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее – по 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Таблицы и иллюстрации допускается представлять на листах формата A3 (297 х 420 мм).
Текст готовится и распечатывается на компьютере. Рекомендуемый шрифт «TimesNewRoman», кегль 14, междустрочный интервал – полуторный.
Наименования разделов необходимо располагать по центру строки без точки в конце и набирать прописными буквами без подчеркивания. Заголовки подразделов набирают с абзаца строчными буквами (кроме первой) без точки в конце. Переносы в словах в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее двух интервалов.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют внизу страницы по центру листа в пределах рабочего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.
Все заголовки в тексте нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, состоящей из номера заголовка с наследованием нумерации структурного элемента более высокого уровня.
При оформлении таблиц и иллюстраций следует руководствоваться следующими правилами:
· все иллюстрации (рисунки, чертежи по тексту, схемы, диаграммы, графики) и таблицы должны иметь нумерационные заголовки, размещаемые у рисунка под ним, а у таблицы – над ней;
· их нумерация должна соответствовать разделам (Таблица 1.3, или Рис. 2.2 и т. п.), причем при ссылке на рисунок или таблицу в тексте они обязательно пишутся в сокращенной форме: рис. 1.1; табл. 1.3 со строчной буквы.
· рекомендуемый шрифт таблицы «TimesNewRoman», кегль 12, междустрочный интервал – одинарный.
В качестве примера ниже приведен вариант оформления табл. 3.
Таблица - 3. Финансовые показатели деятельности фирмы, тыс. руб.
№ п/п | Показатель | 2010 г. | 2011 г. |
Объем продаж | 10 345,8 | 12 635,4 | |
Валовая прибыль | 3 556,4 | 6 376,8 | |
… | … | … | … |
В тексте работы обязательно требуется ссылка на таблицу или рисунок, которая может быть оформлена одним из нижеприведенных способов:
· «На рис. 2 представлен график, который иллюстрирует ...»
· «В табл. 3 отражены результаты экспертного опроса, показывающие»
· «Как следует из данных (табл. 2) и графика (рис. 2)...»
Приложения помещают за выводами в порядке упоминания в основном тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово ПРИЛОЖЕНИЕ с указанием порядкового номера приложения арабскими цифрами. На каждое из приводимых приложений в тексте должна содержаться ссылка.
В приложение к отчету могут включаться документы организации, изученные студентом и используемые при подготовке отчета (копии устава организации, документы по финансовой отчетности, положение о подразделении, примеры должностных инструкций, и т.д.).
Наличие графического материала в отчете по практике является необходимым условием. Графический материал может быть представлен в виде схем, рисунков, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно иллюстрировать и подтверждать основную часть работы. Графический материал может помещаться или в основном тексте, или (если он представлен в формате, большем чем А4) выноситься в приложения к отчету.
Защита отчета
По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет объемом 25- 30 листов текста (без учета приложений). Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проделанной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
Отчет подлежит защите перед комиссией, назначаемой заведующим выпускающей кафедры, по результатам защиты проставляется оценка.
К защите допускается студент при получении положительного письменного и заверенного печатью организации отзыва о прохождении практики, подписанного руководителем практики от организации и письменного отзыва руководителя от кафедры.
На защиту представляются:
- отчет о практике;
- разработанные студентом планы и другие документы по итогам практики;
- информационная база выполненных исследований;
- предложения, разработанные студентом, и отчеты по их внедрению.
Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком (5-7 минут) докладе студента и ответах на вопросы по существу отчета.Защита проводится с дифференцированной оценкой по четырех балльной системе(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с учетом правильности ответов на вопросы и качества представленного отчета.
При оценке работы студента принимаются во внимание отзыв и оценка руководителей практики от организации и от кафедры.
Студент, не выполнивший программу практики и/или получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на повторное прохождение практики, а в случае недобросовестного отношения к практике и нарушения дисциплины представляется к отчислению из вуза.
Все материалы отчета оставляются в архиве кафедры.