Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Совершенная конкуренция

Основные черты совершенной конкуренции:

1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов. Объем продаж одной фирмы составляет незначительную долю от общего объема продаж в отрасли. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену.

2. Продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. на рынке устанавливается единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается продать свой товар по цене выше равновесной, то покупатели уйдут к другим продавцам. А продавать по более низкой цене фирма не будет потому, что она может без затруднений продать по более высокой равновесной. Отсутствует ценовая дискриминация.

3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции. Товар одной фирмы является абсолютным заменителем другой фирмы. Поэтому нет оснований для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве товара, рекламе.

4. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Фирмы, которые только приступают к производству, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами, то есть они платят за ресурсы те же цены, что и другие фирмы. Не существует препятствий (технологических, юридических, финансовых и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

5. Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична). Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором MR = MC = P.

Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки, то фирма получает экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма получает нормальную (нулевую) прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Для длительного периода это невозможно, т.к. в условиях свободного входа и выхода из отрасли высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство:

MR = MC = AC = P.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны его цене. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

На рисунке 6.1 точки пересечения кривой предельных издержек (МС) с линией спроса (линия MR = P) определяет тот объем предложения конкурентной фирмы, который при данной цене обеспечивает максимум прибыли.

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru MR, MC

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru MC

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Р3

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Р2

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru Р1

АVС

 
  Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru

Q1 Q2 Q3 Q

Тема 6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР - student2.ru

Рис.6.1.Объем предложения конкурентной фирмы

Кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат.

Наши рекомендации