Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические рекомендации
для бакалавров направления
38.03.03 «Управление персоналом»
САМАРА 2015
УДК 330(07)
ББК 65.01
Э-40
Экономическая теория. Методические рекомендации для бакалавров направления 38.03.03 «Управление персоналом». / Составитель Нестерова С.И. – Самара, МИР, 2015. - 32 с.
Рекомендации предназначены для бакалавров Международного института рынка, обучающихся по направлению 38.03.03 «Управление персоналом» заочной, очной форм обучения.
Составитель: Нестерова С.И., к.э.н., доцент
Рецензент: Кравченко О.В., к.э.н., доцент
Печатается по решению
Учебно-методического совета
Международного института рынка
© Международный институт рынка, 2015
© Составление Нестерова С.И., 2015
Содержание
Введение. 4
Программа учебного курса. 5
Фонд оценочных средств. 13
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. 13
Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23
Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной работы обучающихся. 25
Темы рефератов по курсу. 25
Список рекомендованной литературы.. 29
Введение
Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.
Цель курса - формирование основ экономического мышления, навыков в области системного подхода к решению общеэкономических задач микроуровнего и макромасштабного характера.
Задачи курса:
– ознакомить с инструментарием и категориями, помогающими овладеть элементами рыночной экономики;
– создать целостное представление о предмете экономической науки, ее законах, методах экономического анализа;
– научить обучающихся использовать полученные знания в практической деятельности.
Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть учебного плана.
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе и в вузе в результате освоения дисциплин «История», «История отечества», «Обществознание», «Математика», «Концепции современного естествознания».
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения экономической теории, необходимы в качестве методологической предпосылки для освоения иных дисциплин таких как «Статистика», «Основы финансового менеджмента», «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Основы организации труда», «Оплата труда персонала».
Дисциплина «Экономическая теория» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по данному направлению подготовки ВО:
а) общекультурных:
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
б) общепрофессиональных:
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;
в) профессиональных:
владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике (ПК-14).
В процессе изучения дисциплины «Экономическая теория» обучающийся должен:
знать о принципах и законах функционирования рыночной экономики на уровне агрегированных потребителей, фирм, государства и заграницы; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
уметь разбираться в объективных тенденциях экономического развития, закономерностях функционирования экономических систем; применять знания, полученные в области микроэкономики в анализе практической хозяйственной деятельности предприятий; анализировать последствия воздействия государственной макроэкономической политики на поведение макроэкономических агентов, результаты их экономической деятельности и уровень благосостояния; анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
владеть навыками анализа функционирования экономики развитых стран мира и специфику экономического развития России; расчета потенциальной и фактической величины показателей СНС, уровней безработицы, инфляции, внутреннего и внешнего равновесия в экономике.
Программа учебного курса
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. В том числе:
для очной формы обучения: лекции – 18, практические занятия – 36, внеаудиторная работа – 54;
для заочной формы обучения 4 года 6 месяцев: лекции – 4, практические занятия – 10, внеаудиторная работа – 90, зачет – 4.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории | Предмет экономической теории. Функции экономической теории. Структура экономической теории. Методы познания экономических явлений. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономические категории и законы. Экономические модели. Экономическая стратегия и экономическая политика. | |
Тема 2. Общие проблемы экономического развития общества. Основы рыночной экономики | Потребности и их виды. Экономические блага, классификация экономических благ. Экономические ресурсы, их ограниченность. Проблема выбора в экономике. Основные проблемы экономической организации: что? как? для кого? Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Натуральная и товарная формы хозяйства. Условия становления рыночного хозяйства. Товар и его свойства. Содержание понятий стоимости, полезности, ценности, их соотношение. Сущность денег, основные функции денег. Эволюция форм и функций денег. Понятие рынка, виды рынков. Инфраструктура рынка. Несовершенство рынка и роль государства в рыночной экономике. | |
Тема 3. Рыночная конкуренция и монополия | Понятие конкуренции, ее формы, роль конкуренции в развитии рыночных отношений. Понятие и признаки совершенной конкуренции. Основные виды несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Виды монополий, ценовая дискриминация. Естественные монополии и их регулирование. Проблемы монополизма в экономике России. Антимонопольное законодательство. | |
Тема 4. Собственность и формы предпринимательской деятельности | Экономическое и правовое содержание собственности. Права собственности, их структура и передача. Основные виды и формы собственности. Собственность и предпринимательство. Условия предпринимательской деятельности. Понятие предприятия, его внутренняя и внешняя среда. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Различие между предприятием и фирмой. Организация деятельности фирмы. Экстерналии в рыночной экономике. Теорема Коуза. Разгосударствление и приватизация собственности в России. | |
Тема 5. Теория спроса и предложения | Спрос, закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Предложение, закон предложения. Факторы, определяющие предложение. Сдвиги кривых спроса и предложения. Цена равновесия как цена саморегулирующегося товарного рынка. Излишек потребителя и производителя. Государственное регулирование рыночных цен. «Потолок» и «пол» цены. Эластичность спроса. Абсолютная, единичная и нулевая эластичность. Характеристика эластичного и неэластичного спроса. Эластичность спроса по доходу. Товар низкого качества, нормальный товар, товар первой необходимости. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняющие, независимые товары. Эластичность предложения. Эластичность предложения в условиях мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. | |
Тема 6. Теория поведения потребителя и производителя | Теория предельной полезности. Понятия и взаимосвязь общей и предельной полезностей. Рента потребителя. Кардиналистский и ординалистский подходы к выбору потребителя. Кривые безразличия и их экономическое содержание. Эффект замещения и эффект дохода. Бюджетная линия, факторы, ее определяющие. Поле безразличия и равновесие на нем потребителя. Факторы производства и подходы экономистов к их сущности. Производственная функция, ее экономическое значение. Выбор производителем факторов производства. Показатели предельной производительности и возможности их замещения в целях оптимизации объемов выпуска продукции. Изокванты и изокосты. Равновесие производителя. | |
Тема 7. Издержки, доход и прибыль фирмы | Издержки производства. Подходы к издержкам в различных методологиях. Постоянные и переменные издержки, их зависимость от объема производства. Явные и неявные издержки. Понятие предельных издержек. Средние издержки и их роль в определении экономического состояния производства. Точка нулевой прибыли и точка прекращения производства. Себестоимость продукта и факторы, ее определяющие. Доход и прибыль фирмы. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Условия получения экономической и нормальной прибыли. Различные варианты максимизации прибыли. | |
Тема 8. Ценообразование на факторы производства и образование доходов в рыночной экономике | Сущность цены, ее функции в рыночной экономике. Виды цен на различных рынках. Структура цен, особенности их формирования. Система цен в рыночной экономике. Ценообразование на факторы производства. Доходы производителей и потребителей. Факторы производства как источники доходов. Рынок труда. Экономическая природа заработной платы. Понятие номинальной и реальной заработной платы. Формы и системы заработной платы. Рыночные формы капитала. Доход с капитала. Процент как универсальная форма капитального дохода. Инвестиции и рынок капитала. Рынок земли и цена земли. Земельная рента и ее источники. Экономическая и земельная, дифференциальная и абсолютная ренты. Доход с земли. Распределение и перераспределение доходов. Кривая Лоренца. Роль государства в перераспределении доходов. Социальная справедливость. | |
Тема 9. Экономика неопределенности и риска | Неопределенность. Выбор в условиях неопределенности. Риски: понятие и основные виды. Методы измерения риска. Пути снижения риска в предпринимательской деятельности. Хеджирование. Цена информации, ее полезность и роль в снижении риска. Рынки с ассиметричной информацией. Спекуляция, ее функции и последствия. Риск инвестиционных решений. Особенности риска на рынке ценных бумаг и пути его снижения. | |
Тема 10. Национальная экономика: цели и измерение результатов | Общественное воспроизводство, его виды. Национальное богатство. Структура национальной экономики, межотраслевой баланс, теневая экономика. Система национальных счетов. Общие результаты национального производства. Макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход. Методы измерения макроэкономических показателей: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости. Личный доход, располагаемый доход. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт и национальный доход. Измерение реального валового внутреннего продукта и национального дохода. ВВП-дефлятор. | |
Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение | Совокупный спрос, его компоненты и неценовые факторы. Совокупное предложение, его компоненты и неценовые факторы. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Классическая макроэкономическая модель совокупного спроса и совокупного предложения. Закон Сэя. Кейнсианская модель совокупного спроса и совокупного предложения. Особенности экономического равновесия в кейнсианской модели. | |
Тема 12. Потребление, сбережения, инвестиции | Функции потребления и сбережений. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Гипотеза постоянного дохода Фридмена и модель жизненного цикла Модильяни. Кейнсианская макроэкономическая модель. Кейнсианский крест и модель утечек-инъекций. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Равновесие в кейнсианской модели. Сбережения и инвестиции. Инвестиции и доход. Потенциальный уровень выпуска, инфляционный и рецессионный разрывы. | |
Тема 13. Фискальная политика государства | Государственный бюджет, его формирование и использование. Понятие бюджетного дефицита и профицита. Государственный долг и его виды. Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система России. Влияние государственных расходов и налогообложения на выпуск продукции. Аккордные налоги и мультипликатор сбалансированного бюджета. Пропорциональные налоги и мультипликатор расходов. Фискальная политика и ее виды. Эффективность фискальной политики, эффект вытеснения. Кривая Лаффера. | |
Тема 14. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика | Двухуровневая банковская система. Центральный банк, его цели и функции. Коммерческие банки и основные виды их деятельности. Механизм создания денег системой коммерческих банков. Денежный (кредитный) мультипликатор. Инструменты денежного контроля. Спрос на деньги. Скорость обращения денег. Кейнсианская функция спроса на деньги, предпочтение ликвидности. Современные концепции спроса на деньги. Монетаристская версия количественной теории денег. Функционирование денежного рынка. Равновесие на денежном рынке, влияние на него различных факторов. Реальная и номинальная денежная масса. Условия равновесия товарного и денежного рынков. Модель IS-LM и ее значение для регулирования экономики. Рынок ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг, доход их владельцев. Биржа. Кредитно-денежная политика и ее эффективность. Политика дорогих и дешевых денег. | |
Тема 15. Экономический рост. Циклы в экономическом развитии | Экономический рост: его сущность, виды, показатели и факторы. Факторный анализ экономического роста. Модели экономического роста. Эндогенные и экзогенные переменные. Модели экономического роста Харрода-Домара, Солоу. Понятие акселератора и кумулятивного эффекта. «Золотое правило» накопления. Научно-технический прогресс и его виды. Значение и последствия экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Экологические ограничения экономического роста. Слаборазвитые и высокоразвитые страны. Экономический рост и проблема взаимоотношений стран с различными экономическими системами. Цикличность экономического развития. Деловой цикл и его фазы. Анализ циклического развития в различных экономических концепциях. Короткие циклические колебания. Длинные волны Кондратьева. Теория экономических волн Шумпетера. Особенности современного мирового кризиса. | |
Тема 16. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция | Численность и состав трудовых ресурсов, уровень занятости и безработицы. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Динамика общественного производства и безработицы. Закон Оукена. Инфляция, ее причины и виды. Инфляционные ожидания, инфляционная спираль. Кейнсианская и монетаристская трактовки инфляции. Методы измерения инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы, кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Экономические последствия инфляции. Социальные последствия инфляции, сеньораж. | |
Тема 17. Экономическая политика государства | Роль и функции государства в рыночной экономике. Методы государственного регулирования. Трактовки различных школ роли государственного регулирования экономики. Политика регулирования занятости. Антиинфляционная политика. Антициклическая политика. Стимулирование экономического роста. Социальная политика государства. Государственная политика регулирования доходов и социальной защиты населения. Защита населения от последствий безработицы и инфляции. | |
Тема 18. Открытая экономика и мировые интеграционные процессы | Формирование открытой экономики и проблемы включения страны в мировое экономическое пространство. Мировой рынок и мировая торговля. Внешнеторговая политика. Структура внешнеторгового баланса. Мировой рынок капитала. Иностранные инвестиции в экономике РФ. Миграция рабочей силы. Научно-техническое сотрудничество. Международная валютная система и этапы ее развития. Курсы валют. |
Фонд оценочных средств
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Проверочная работа №1
1. Уравнение рыночной кривой спроса представляет Qd = 10 – 4Р, а уравнение кривой предложения Qs = 4Р. Какой в этом случае будет равновесная рыночная цена?
2. На рынке видеокассет следующая ситуация:
Цена (руб.) | |||||
Спрос (тыс. шт.) | |||||
Предложение (тыс. шт.) |
Постройте графики спроса и предложения. Определите равновесную цену. Какая ситуация будет на рынке при цене 8 руб.? При цене 32 руб.?
Если при увеличении доходов, спрос при каждой цене увеличился на 15 шт., каковы будут новые условия равновесия?
3. Владимир Иванович считает, что ему одинаково полезно еженедельно выпивать как 8 стаканов молока и три стакана кефира, так и 6 стаканов молока и 4 стакана кефира. Чему в этом случае равна его предельная норма замещения кефира на молоко?
4. Функция полезности для данного потребителя U = 4xy, а доход, выделенный им для покупки данных товаров, равен 24. В оптимальный набор вошли 2 единицы первого блага (х) и 3 – второго блага (y). Чему в этом случае равны цены первого и второго благ?
5. Определите денежную выручку, тип эластичности, ее коэффициент, заполнив таблицу:
Проверочная работа №2
1.Какие из указанных ниже видов доходов или расходов учитываются при подсчете ВВП? Поясните свой ответ для каждого случая:
а) получение студентом почтового перевода от родителей;
б) закупка пиломатериалов мебельной фабрикой;
в) оплата счета за междугородный телефонный разговор;
г) покупка на Лондонском аукционе «Сотби» Эрмитажем картины Ван Гога;
д) рост запасов сырья на заводских складах;
е) инвестиции в строительство нового завода по производству спичек;
ж) гонорар врача;
з) выручка оптового торговца «Сникерсами»;
и) надбавка к заработной плате учителей;
к) надбавка к пенсиям;
л) покупка 100 акций «КамАЗа».
2.Ткач купил шерсть на 600 д.е.; изготовил из нее ткань и продал ее портному за 800 д.е. Портной из этой ткани сшил костюмы и продал их потребителям за 1300 д.е. Найдите добавленную стоимость и изменение ВВП.
3.ВВП равен 240000 д.е. Амортизационные отчисления и косвенные налоги равны между собой и составляют в сумме 20% от национального дохода. Найдите национальный доход.
4.При увеличении инвестиций с 40 до 50 равновесный доход увеличился с 300 до 345. Найдите мультипликатор совокупных расходов и предельную склонность к потреблению.
5.Инвестиционная функция задана уравнением i = 1000 – 30r, где r- реальная ставка процента. Номинальная ставка процента равна 10%, темп инфляции составляет 2%. Рассчитайте объем инвестиций в этом случае.
Проверочная работа №3
1.Почему многие люди на Западе в поисках лучшей работы часто переезжают на новые места, а в России этого не наблюдается?
2.Всем известно, что бейсбол гораздо менее необходим, чем хлеб и сталь. Однако американцы платят игрокам гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?
3.Во время второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы применения «бумажного оружия»; обе страны напечатали денежные знаки другой и собирались выбросить их в большом количестве с самолетов над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?
4.В бывшем Советском Союзе крестьяне порой закапывали удобрения, чтобы скрыть тот факт, что их не внесли на поля. Существовали районы где можно было увидеть огромные кучи неиспользованных, лежавших годами и уже окаменевших удобрений. Как можно объяснить это явление – добровольный отказ от важнейшего ресурса? Почему американские фермеры не поступают таким образом?
Тест №1