Выбор вида стандарта в зависимости от вида услуги
Виды услуг | Виды стандартов на: | |||||||
услугу в целом и ее составляюшие | процесс оказания услуги | метод контроля (испытаний, измерений и т.д.) | термины | параметры | требования к персоналу | классификацию предприятий | социальные нормы | |
Услуги по ремонту, покраске и пошиву обуви | + | + | + | + | + | + | ||
Услуги по ремонту и пошиву швейных изделий | + | + | + | + | + | + | ||
Услуги по ремонту и пошиву трикотажных изделий | + | + | + | + | + | |||
Услуги по установке, ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники | + | + | + | + | + | + | + | |
Услуги по изготовлению и ремонту ювелирных изделий | + | + | + | + | + | |||
Услуги по изготовлению и ремонту мебели | + | + | + | + | + | + | ||
Услуги по химической чистке и крашению, услуги прачечных | + | + | + | + | + | + | ||
Услуги по уборке зданий и сооружений | + | + | + | + | + | |||
Услуги фотоателье и кинолабораторий | + | + | + | + | ||||
Услуги бань и душей, саун | + | + | + | + | + | |||
Услуги парикмахерских | + | + | + | + | + | |||
Услуги проката | + | + | + | |||||
Услуги ритуальные | + | + | + | + | + | + | ||
Услуги обрядовые | + | + | + | + | + | |||
Услуги ломбардов | + | + | + | |||||
Услуги по установке, ремонту и техническому обслуживанию охранной сигнализации | + | + | + | + | ||||
Прочие услуги | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 этап.Проведение научных исследований по обоснованию параметров.
В научной литературе по исследованию проблем установления оптимальных требований к услугам делается вывод, что стандарты являются результатом «венцом» научно-исследовательских работ или концентрированной формулировкой результата научных исследований. Так, например, установить научно обоснованную и экономически оправданную норму содержания растворителя на одежде после химической чистки или снижение параметра холодопроизводительности холодильника после пяти лет эксплуатации возможно только путем теоретических и экспериментальных исследований с применением методов статистического контроля.
В задачи этого этапа подготовки стандарта входит:
- установление оптимального перечня параметров и требований к услуге и их количественных значений;
- установление предельных величин значений параметров и допустимых диапазонов нормирования;
- установление требований к услугам в целом;
- выбор способов транспортирования и хранения;
- выбор методов и процедур утилизации отходов, возникающих при оказании услуг.
8 этап.Установление гарантийных обязательств и условий договора.
Данный этап является завершающим в подготовке стандарта. Существующая практика применения нормативов при оказании услуг показывает, что данный параметр необходим. Так, при оказании услуг химической чистки важно знать величину срока гарантии, а наряду с этим и способы оценки процента износа изделия. Отремонтированная бытовая техника также нуждается в экономических гарантиях исполнителя. С этой целью при проведении работ необходимо проработать вопросы:
- установления условий гарантии;
- выбора элемента услуги, на которые можно установить гарантии (изделие в целом, запчасти и т.д.);
- обоснование гарантии с позиций экономической целесообразности;
- обоснование количественных значений гарантии.
9 этап.Экономический расчет стоимости разработки стандарта и эффективности его использования.
На этом этапе подготовки стандарта осуществляется окончательный расчет экономических затрат на разработку стандарта и уточняются цифровые характеристики, полученные на каждом этапе разработки.
Экономическую целесообразность разработки национального стандарта возможно рассмотреть на примере применения его на одном из предприятий сферы услуг по следующей методике.
В качестве объекта исследования повышения эффективности работы предприятия на основе внедрения национального стандарта было выбрано предприятие, оказывающее услуги j-го вида (в соответствии с ОКУН)
Был проведен анализ затрат и выгод, связанных с внедрением стандарта, регламентирующего показатели качества.
Необходимый показатель при оценке эффективности внедрения стандарта – это прибыль.
, где (1)
– прибыль,
– выгода от внедрения стандарта,
– затраты на внедрение (единовременные и текущие) стандарта.
Выгоды, связанные с качеством (WQ), делятся на внутренние (Wв) и внешние (Wн)
WQ = Wв + Wн
Внутренние выражаются в совершенствовании процесса оказываемой услуги, сокращении брака(числа возвратов, количества повторных операций по оказанию услуги) а, следовательно, в понижении расходов предприятия с повторным оказанием той же самой услуги, отсутствием штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов, потребительских организаций, судебных издержек.
Wв = Wш + Wб
Внешние – связаны с увеличением выручки вследствие удовлетворенности потребителя, удержания старых клиентов, притока новых клиентов фирмы, получения заказов на обслуживание от государственных предприятий, общественных организаций, заключения долгосрочных договоров с поставщиками технологий, оборудования, материалов, а также возможного повышения стоимости услуги за гарантию качества.
Затраты на внедрение стандарта (качество) можно разделить на две категории: издержки внедрения (единовременные затраты) и текущие издержки.
Под издержками, связанными с повышением качеством (затратами на качество) понимается совокупность затрат, вызванных требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены необходимостью проведения мероприятий по предотвращению и исправлению ошибок внутри и вне предприятия, планомерным контролем качества, выполнением внешних и внутренних менеджерских функций в данной области.
, где (2)
– единовременные затраты на внедрение стандарта,
– текущие затраты на внедрение стандарта (переменная величина, имеющая тенденцию к уменьшению с течением времени.
Единовременные затраты: затраты на маркетинговые исследования, связанные с изучением и определением факторов в обслуживании, особенно привлекательных для потенциальных клиентов фирмы; затраты на разработку стандарта, затраты на проведение процедур сертификации и категорирования (IЕ).
Текущие издержки(IТ) оценить сложно. (На разных предприятиях это различные затраты). Эти затраты относятся к текущим затратам, возникающим при функционировании предприятия (затраты на рекламу, новое оборудование, новые технологии, обучение персонала). Формула (1) примет вид:
(3)
Выгода, получаемая от внедрения стандарта возможна при: увеличении стоимости оказания услуги за счет повышения качества; увеличение количества заказов за счет приобретения услугой каких-либо новых качеств, привлекательных для заказчиков. Тогда, выгода от внедрения стандарта может быть выражена следующим образом:
, где (4)
– стоимость оказания J-ой услуги,
– количество услуг,
– прирост количества заказов на выполнение J-ой услуги после введения на предприятии стандарта, имеющий тенденцию к увеличению с течением времени, .
Подставляя в формулу (3) выражение (4), получаем следующее выражение для расчета прибыли:
(5)
Рассмотрим текущие затраты предприятия. Введение на предприятии нового стандарта приводит к повышению качества услуг, и, следовательно, текущие затраты могут быть снижены за счет снижения штрафных санкций, судебных издержек, издержек на устранение брака, Таким образом, текущие издержки можно представить, как:
, где (6)
– текущие издержки, связанные с работой предприятия,
– издержки на штрафные санкции, судебные издержки,
– издержки на устранение брака.
Формула (5) принимает следующий вид:
(7)
Характер возможного изменения числа заказов, не связанный с увеличением цены на услугу, а зависящий только от характеристик показателей качества, выражаемый функциональными зависимостями , уточняет формулу (7)следующим образом:
, где (8)
- функция, характеризующая прирост заказов в зависимости от изменения показателей качества ( )оказания услуги j-го вида
Можно привести пример учета издержек и выгоды от внедрения стандарта на предприятии по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники
Прибыль будем рассчитывать по формуле:
, где (9)
любой показатель качества выполнения услуги, установление которого приводит к увеличению числа заказов.
В качестве примера рассмотрим прибыль, получаемую предприятием за счет изменения только одного параметра качества при внедрении стандарта на отремонтированную технику, – увеличение гарантийного срока. Примем условно, что предприятие работает в соответствии с требованиями к качеству, заложенными в стандарте, т. е. отсутствуют затраты на переоборудование, обучение, и пр., т.е.
Было выяснено, что при изменении гарантии на отремонтированную технику, прирост числа заказов подчиняется экспоненциальной закону:
, где
τJ – гарантийный срок на J-ю услугу
– интенсивность прироста заказов,
При условии, что , издержки, связанные с качеством, учитывая формулу (2), можно представить в виде:
– издержки на разработку стандарта
– издержки на рекламу
Тогда, прибыль будет определяться по формуле:
(10)
Прирост заказов происходит при
Таким образом, представленные этапы формирования стандарта на услуги позволяют исследовать и экономически обосновать необходимость его разработки по формуле (8), а также произвести расчет для конкретной услуги и конкретного параметра по формуле (10).
Логика методического подхода к разработке национального стандарта на услугу приведена на рис. 3.4.
Вторым аспектом методики разработки стандартов является организационный (рис. 3.5), который определяет процедуру прохождения проекта документа по всем этапам разработки, обсуждения, согласования и утверждения. В рамках рассмотрения данного аспекта стандарту предается статус национального документа. Несмотря на наличие в законодательстве по техническому регулированию (Федеральный закон «О техническом регулировании» Статья 6) положений о правилах разработки и утверждения национальных стандартов, в нем отсутствует организационный подход к обоснованию последовательности процедуры разработки стандартов.
Рис. 3.4. Логика методологического подхода к разработке национальных стандартов на услуги
Рис. 3.5. Логика организационного подхода к разработке национальных стандартов на услуги