Формулирование требований к закупаемой продукции.
Практическое занятие №1
Тема. Сетевые графики. Построение.
Цель занятия. Применение теории графов и построение сетевых графиков. Исследование способов сокращения критического пути в допустимых случаях.
Ход работы
1. Построение графов К5, К3,3. Пентаграмма как пример правильного графа.
Объекты графов: вершины – рёбра; узлы – дуги; точки – линии.
Псевдограф: наличие петель. Мультиграф – наличие кратных рёбер. Орграф – ориентированные рёбра.
2. Изобразить сетевой график. Основное выделяющее свойство: одна начальная вершина и одна конечная. Граф ориентированный, вершины – события, рёбра – процессы, этапы работы. Соотнесён с временной осью. Возможна синхронизация введением фиктивных рёбер. Наличие критического пути: последовательность рёбер максимальной длительности.
3. В вершинах указывается резервное время, используемое для перераспределения работ с целью сокращения длины критического пути.
Выводы. В ходе выполнения работы освоено построение сетевых графиков и расчёты критического пути.
Практическое занятие №2
Тема. Сетевые графики. Матричное представление.
Цель занятия. Применение матричной алгебры к исследованию графов и сетевых графиков.
Ход работы
1. Составление матрицы смежности: вершина - вершина.
2. Составление матрицы инцидентности (матрица инциденций): вершины - рёбра.
3. Связность графа – возможность разбить граф на два независимых графа.
4. Матрица циклов.
5. Применение матричной алгебры к сетевым графикам.
Выводы. В ходе выполнения работы применены приёмы задания графов и сетевых графиков в матричном виде.
Практическое занятие №3
Тема. Транспортная задача. Задание условий.
Цель занятия. Ознакомление с постановкой транспортной задачи и определение исходных данных.
Ход работы
1. Формулировка задач доставки грузов (граф К3,3) и нахождения оптимального или приемлемого варианта решения.
2. Математическая постановка задачи.
3. Начальные условия: список исходных точек маршрута и объёмы товара (склады, истоки). Список потребителей с указанием требуемых объёмов (магазины, стоки). Состав транспортных средств, грузоподъёмность, особые условия. Привязка водительского состава. Список заказов с возможным указанием интервалов исполнения.
4. Использование системы TopLogistic в режиме Online для составления маршрутов.
Выводы. В ходе выполнения работы составлены начальные условия для транспортной задачи. Выявлены недостатки использованной системы TopLogistic в режиме Online. Основной – недостаточная подробность карт, что привело к отказу от системы. Маршрут составлялся по приложению Яндекс-карты. Подготовлена информация для курсового проектирования.
Практическое занятие №4
Тема. Транспортная задача. Решение симплекс-методом.
Цель занятия. Изучение возможности получения оптимального решения транспортной задачи математическими методами.
Ход работы
1. Задание линейной целевой функции и линейных условий и ограничений.
2. Математическая постановка задачи.
3. Начальные условия: список исходных точек маршрута и объёмы товара (склады, истоки). Список потребителей с указанием требуемых объёмов (магазины, стоки). Состав транспортных средств, грузоподъёмность, особые условия. Привязка водительского состава. Список заказов с возможным указанием интервалов исполнения.
4. Использование системы TopLogistic в режиме Online для составления маршрутов.
Выводы. В ходе выполнения работы составлены начальные условия для транспортной задачи. Выявлены недостатки использованной системы TopLogistic в режиме Online. Основной – недостаточная подробность карт, что привело к отказу от системы. Маршрут составлялся по приложению Яндекс-карты. Подготовлена информация для курсового проектирования.
Практическое занятие №5
Тема. Логистика снабжения.
Цель занятия. Выявление существенных сторон функционирования логистической системы снабжения (ЛСС) с точки зрения оптимальности решения.
Ход работы
1. Выявление целей процессов снабжения. Продвинутый этап ЛСС – непрерывность материальных потоков, оптимизация затрат, управление клиентурой. Характеризуется использованием аутсорсинга, централизованным контролем, управлением цепью поставок.
2. Оптимизация процесса снабжения в целях повышения рентабельности. Приёмы: оптимизация транспортных задач, снижение уровня запасов, стратегический сорсинг, аудит закупок.
3. Стратегический сорсинг - формировать эффективные каналы поставок.
4. Стандартные показатели при анализе процессов и результатов деятельности:
- объем закупок у одного поставщика (в денежном выражении);
- количество поставщиков по каждой номенклатурной позиции;
- отношение затрат на закупку к объему продаж (в денежном выражении);
- отношение операционных расходов на закупку к объему продаж (в денежном выражении);
- цикл выполнения заказа на закупки по видам продукции: от даты отправки заказа на закупку до даты получения заказа в организации (в днях);
- процентная доля электронных закупок.
5. Методы прогнозирования. Экстраполяция – прогнозирование поведения за пределами диапазона выборки. Интерполяция – определение значения в пределах выборки. Экспертная оценка (индивидуальная, коллективная. Метод Дельфи, метод взвешенных оценок). Методы экономико-математического моделирования.
6. Реальное изучение решения проблем снабжения в комплексных программах АСУ MRP.
Выводы. ЛСС требует учёта обоснованных экономических показателей. Контроль управления и анализ результатов на всех уровнях. Применение экономико-математических моделей и методов. Использование современных электронных технологий, облачных вычислений.
Практическое занятие №6
Тема. Выбор поставщика.
Цель занятия. Оценивание и выбор поставщика с учётом оценки поставщиков по ряду критериев (требуемое качество, соблюдение сроков, оптимальность цены, долговременность отношений). Учёт различий в подходах к поиску нового поставщика и продолжение поставок от старого поставщика.
Ход работы
1. Выбор поставщика – СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ!
2. Оценка деятельности и определение рейтинга действующего поставщика. Система показателей – составить список.
3. Анализ старого рынка снабжения или исследование нового. Когда возникает необходимость во втором случае?
4. Составить список источников информации. Два возможных направления: поставщик транспортных услуг («Грузовичкофф» и другие) и поставщик спортивного инвентаря (Адидас – Найк), Фишер - Уилсон).
5. Критерии выбора – качество товара/услуг, цена, надёжность поставок.
Пример оценки по балльной шкале: лидер – 100; Стандарт – 66; ниже – 33; неудовлетворительно – 1; отказ - 0.
Выводы. Выделены преимущества системы оценок по Аникину. Рейтинговая система оценки носит экспертный характер и должна проверяться статистическими исследованиями.
Практическое занятие №7
Тема. Управление снабжением организации.
Цель занятия. Раскрыть тему – логистика снабжения как функциональная область интегрированной логистики. Определить понятие «стратегический сорсинг», его элементы. Перечислить типичные процессы стратегического сорсинга, возможные корректировки введённых формулировок.
Ход работы
1. Сформулировать понятие «снабжение» как процесс, перечислить основные цели процесса снабжения.
Основные цели процесса снабжения:
— обеспечение надежности и непрерывности материального потока и сервисного потока (услуг), необходимых для функционирования организации;
— поддержание и повышение качества процесса снабжения на основе модернизации и рационализации;
— оптимизация затрат на снабжение;
— формирование и управление базой поставщиков;
— управление взаимоотношениями с поставщиками;
— достижение гармоничных, продуктивных рабочих отношений с функциональными подразделениями организации, являющимися внутренними клиентами отдела снабжения.
2. Определить составляющие сорсинга.
В бизнесе термин «сорсинг» относится к ряду действий, нацеленных на нахождение, испытание и вовлечение поставщиков товаров и услуг:
· Аутсорсинг — договорное привлечение сторонних организаций, использование внешних ресурсов для достижения собственных целей, а также предоставление сотрудника на полный рабочий день или на его часть в другую фирму.
· Краудсорсинг — передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.
· Инсорсинг — дополнительное использование внутренних ресурсов компании. (Википедия).
Сорсинг — направление деятельности, включающее следующие элементы.
• Согласованная стратегия. Стратегия сорсинга в организации должна быть согласована с общей стратегией бизнеса.
• Скоординированные процессы. Организации необходимо передавать внешним структурам виды деятельности, не добавляющие ценности, которые входят в их процесс сорсинга.
• Оптимизированная организация. Современное снабжение стало специализированной функцией, для выполнения которой требуются специальные навыки и умения и соответствующая профессиональная подготовка.
• Поддерживающая технология. Разработка интернет-технологий внесла значительные изменения в выполнение функции снабжения.
• Изменение результатов. В целях управления функцией сорсинга, ее оптимизации и мониторинга необходимо разработать систему показателей для оценки функционирования подсистемы снабжения внутри организации и оценки ее взаимодействия с внешней средой. (Аникин)
3. Выделить типичные процессы стратегического сорсинга.
Разработка годового плана.
Формулирование требований к закупаемой продукции.