Цветная металлургия: сырьевая база, факторы размещения важнейших отраслей цветной металлургии, основные районы и центры.
Российская Федерация обладает мощной цветной металлургией, главная отличительная черта которой - развитие на основе использования собственных больших и разнообразных ресурсов. Доля отрасли в общем объеме производства России составляет 7,3%, а в мировом производстве цветных металлов - 9%, в т.ч. по алюминию – 14% (США – 17%), никелю – 23.
Основные принципы районирования:
1. Экономический принцип. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
1.Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
2.Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.
Эти принципы являются основополагающими для экономического районирования России.
Главные принципы выделения экономических зон - уровень хоз-го освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В другом – на привозном сырье. Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
В настоящее время в России выделяется 11 экономических районов:
1.Северный (в европейской части); 2.Северо-Западный; 3.Центральный; 4.Волго-Вятский; 5.Центрально-Черноземный; 6.Поволжский; 7.Северо-Кавказский; 8.Уральский; 9.Западно-Сибирский; 10.Восточно-Сибирский; 11.Дальневосточный.
Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.
В состав ПФО входят 15 субъектов РФ. Город Нижний Новгород является центром округа. Площадь - 6,1% территории России. Основу составляют городские жители, за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа, где преобладает сельское население. ПФО - один из самых многонациональных округов. Крупнейшие города округа - Нижний Новгород, Самара, Уфа, Казань, Пермь.
ПФО имеет чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. В округе сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов, цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод. В округе имеются небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля. Широко развито производство строительных материалов на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня.
ПФО - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как машиностроение, особенно автомобилестроение, и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная особенность - большая доля предприятий военно-промышленного комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской областях.
Важнейшей отраслью региона является топливная промышленность. Нефтегазодобывающий комплекс по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперекачки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове.
Нефтепроводы и газопроводы обеспечивают не только потребности региона, но и являются важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт.
В рыночной специализации большое внимание уделяется электроэнергетике. В пр-ве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупные из которых - Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Велика роль и гидравлических электростанций: Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге). Атомная энергетика представлена самой крупной в регионе Балаковской АЭС
Особенность химической промышленности - её преимущественное развитие вместе в тесной связи с автомобилестроением. Крупные нефтехимические центры созданы в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Саратовской, Пермской областях.
ПФО - монополист в пр-ве и переработке калийных солей Верхнекамского соленосного бассейна.
В металлургическом комплексе выделяется цветная металлургия, в которой преобладают медная и никелевая промышленность. В чёрной металлургии преобладает предельная и малая металлургия.
Лесная промышленность отличается высоким уровнем развития: здесь производится 23% пиломатериалов от общероссийского объёма, велика роль лесозаготовок и выпуска целлюлозно-бумажной продукции.
В лёгкой промышленности, выделяются льняная, шерстяная, кожевенная и кожевенно-обувная, меховая и овчинно-шубная, ковровая.
ПФО отличается развитой транспортной сетью, включающей практически все виды транспорта: ж/д, речной, автомобильный, трубопроводный, воздушный. При этом ключевую роль в перевозках играет ж/д транспорт, на который приходится около 75% грузооборота ПФО. Помимо обеспечения потребностей округа, ж/д транспорт связывает восточные и западные регионы России. Важное транспортное значение имеет река Волга с разветвлёнными судоходными притоками.