Тема 6. Координация, учет и контроль в системе менеджмента
Сущность процесса координации. Понятия взаимозависимости подразделений организации. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Сущность и необходимость контроля в управлении организацией. Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроллинг в организации.
Тема 7. Коммуникации и принятие решений в менеджменте
Понятие интеграции и интеграционных процессов в менеджменте. Коммуникации и информация как интегрирующие инструменты менеджмента. Виды информации, коммуникационные свойства информации. Влияние информации на процессы управления. Информационные технологии управления. Создание информационных систем, их роль в повышении эффективности управления организацией.
Понятие коммуникаций. Роль коммуникаций в управлении. Виды и средства коммуникаций, коммуникационный процесс, коммуникационные стили. Использование коммуникационных средств для повышения эффективности управления. Влияние формальных и неформальных коммуникаций на управление.
Понятие управленческого решения. Классификация решений. Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Модели принятия решений. Причины использования моделей в менеджменте. Методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений. Методы прогнозирования: неформальные методы, качественные методы, количественные методы.
Модуль 2. Динамика и эффективность менеджмента
Тема 8. Власть и влияние в менеджменте.
Понятия влияния и власти. Необходимость власти в менеджменте. Формы власти и влияния, их характеристика и применение в практике менеджмента. Баланс власти и влияния, его сущность и применение в практике менеджмента.
Тема 9. Динамика групп и лидерство
Формальные и неформальные группы в организации. Влияние групп на поведение индивида. Определение лидерства. Формальные и неформальные лидеры. Основные подходы к эффективному лидерству: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Классификация стилей руководства. Ситуативные модели руководства.
Тема 10. Управление конфликтами
Определение понятия «конфликт». Функциональные и дисфункциональные конфликты в современной организации. Типы конфликта. Причины конфликта. Управление конфликтной ситуацией: структурные и межличностные методы разрешения организационных конфликтов.
Тема 11. Управление изменениями
Управление изменениями как перемена внутренних факторов среды организации. Проактивность и реактивность руководства организации. Виды изменений: изменение цели, структурные изменения, изменение технологии и задач, изменение человеческого фактора. Сопротивление переменам и его причины. Организационное развитие, меры организационного развития. Основные этапы процесса управления изменениями в организации.
Тема 12. Факторы и тенденции эффективности менеджмента
Эффективность и управление: подходы к измерению и оценке. Результативность и эффективность. Эффективность как соотношение затрат и результатов. Производительность как относительная эффективность организации. Размещение, пополнение и движение ресурсов управления во времени и в пространстве. Эффективность как степень достижения поставленных целей. Системный и ситуационный подходы к управлению как факторы и тенденции эффективности менеджмента. Управление рисками. Концепция антикризисного управления организацией.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.