Я сущностная категория исторического материализма: процесс углубления общественного разделения труда. 3 страница

Всеобщая государственная форма собственности (государственная монополия или государственно-монополистический социализм- ГМС), сложившаяся в СССР, не была неизбежной ступенью в развитии по социалистическому пути. Она возникла из-за «видоизменения обычного хода истории в начале ХХ века и возникшей вследствие этого огромной внешней угрозы для СССР и необходимости за 10 лет пройти вековой путь развития стран Европы. Но даже ГМС доказал свои огромные преимущества перед т.н. рыночной, т.е. капиталистической экономикой.

Однако, повторюсь, с середины 50-х годов как всеобщий собственник и управляющий народно-хозяйственным механизмом государство стало тормозом в социалистическом развитии. Государственную монополию настала пора демонтировать, демократизировав и Партию и систему управления народным хозяйством. Советская власть как форма диктатуры пролетариата объективно могла и должна была изменяться в сторону большего социалистического демократизма.


П.ч.Опять диктатура пролетариата!?

- На ступени перехода к социализму и на первых его ступенях без нее нельзя обойтись, хотя она теоретически совсем не обязательно должна быть остро репрессивной по отношению к инакомыслящим. Гвоздь вопроса – это масштабы внешней, а следовательно и внутренней угрозы, т.е. потенциал контрреволюциии. До тех пор, пока существуют классы, классовая диктатура неизбежна. Буржуазная демократия – тоже форма классовой диктатуры. И когда возникает угроза для её господства, она не боится крови! Примеров даже последнего времни – тьма. И мы об этом уже говорили.

П.ч.И всё же! Всё это общие рассуждения, а хотелось бы убедиться, что на стороне коммунизма не только моральная правота, но и законы общественного развития. Пока что этого не видно. Во всяком случае, согласитесь, итог социалистического эксперимента весьма печален. Десятки миллионов погибших, отсталость в качестве жизни, дефициты и очереди.
А «загнивающий и умирающий», по Ленину, капитализм доказал свою полную жизнеспособность и обеспечил процветание для большинства населения своих стран!

- Уточню: относительное процветание для большинства населения именно своих стран! Но за счёт всего остального мира. За счет большинства населения Земли! И как показал мировой кризис, начавшийся в 2008 году, не навсегда.

- Что касается жизнеспособности, то капитализм как способ производства, при котором основным производственным отношением является капитал, ушёл в прошлое в Европе, США, Канаде, Японии, Австралии и Новой Зеландии ещё в середине прошлого века. Недаром то и дело слышишь о разных социализмах: скандинавском, германском, канадском и т.п. В социализированном (от слова «социализм») обществе империалистический уклад капитализма остается чрезвычайно могущественным, но подчиненным. Основным производственным отношением тогда стал распределительный уклад – государственное распределение национальной прибавочной стоимости.

Правда, после разрушения Советского Союза империалистический уклад вновь стремится стать доминирующим. Однако, это его стремление неизбежно вызывает мировые экономические и политические кризисы и приводит к росту классовой борьбы. Некоторые буржуазные политологи уже предсказывают возможность социалистических революций на Западе.

Не забывайте, что относительное процветание было достоянием немногих стран Запада (около двух десятков). Остальной капиталистический мир – оставался и остается зоной бедности и нищеты. И это в условиях прославляемой рыночной экономики! Разве страны «золотого миллиарда» со всем их населением, включая рабочий класс, не паразитируют на остальном человечестве?

Наши буржуазные политологи и политики любят фантазировать на тему «что было бы, если бы». Позволительно и нам последовать их примеру.

Если бы в 1918 – 1923 годах ХХ века пролетариат Европы – Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии вслед за русским рабочим классом совершил победоносную социалистическую революцию (революционный кризис там был, но с помощью партий II Интернационала буржуазия его преодолела), то не было бы Гражданской войны в России, унесшей больше 10 миллионов жизней, массовой эмиграции также не было бы. Россия смогла бы избежать голода 1921 года. НЭП начался бы уже в 1918 год, и его не пришлось бы сворачивать в 1929 году. Не разразилась бы Вторая мировая война, и мы избегли бы войны с Германией. Все ресурсы советского народа сразу же после революции, да еще с опорой на помощь социалистической Европы, были бы брошены на мирное развитие. И сегодня не только СССР, но и, по крайней мере, большая часть человечества жили бы в условиях несравнимо более благоприятных, чем даже теперешние Швеция или Швейцария.

История уже состоялась. Так что бессмысленно и вредно устраивать судилище над советским прошлым. Необходимо другое: извлекать уроки и не повторять ошибок.

Но вернемся к нашей теме. Развитие человечества и во второй половине ХХ века есть «видоизменение обычного порядка», как говорил Ленин, имея в виду ситуацию в мире в начале 20-х годов. Но это развитие вполне поддается анализу средствами марксистской методологии.

Если читатель не на словах, а на деле хочет понять закономерности развития общества и различить «сквозь магический кристалл» контуры возможного будущего - без бедности большинства и богатства немногих, без преступности и прочих «прелестей» буржуазной цивилизации, ему придётся нелегко. Но ведь «в науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто неустанно карабкается по её каменистым тропам». Рано или поздно жизнь всё расставит по своим местам.

В сущности, дальше речь пойдёт о смысле жизни! Жить как зебры в стаде, то есть по законам джунглей: или как хищник, или как жертва, недостойно человека.

Смысл жизни не в служении выдуманным людьми Богам, не в накопительстве, не в своеволии – как моя левая нога хочет, а, в «умножении суммы человеческого счастья на Земле». По нашему убеждению нравственность и гуманизм - это не следствие страха перед наказанием при жизни или после смерти. Бессмертие или забвение человека - в его делах! Всё остаётся людям. Каждому человеку нужно понять своё человеческое предназначение – свои таланты, данные природой, не зарывать в землю, а постараться раскрыть их наилучшим образом на пользу себе и обществу.

Наилучшим образом родовую сущность человека (его «предназначение») сформулировал гениальный древнегреческий философ-идеалист Платон. Он открыл, что только человек способен заниматься поисками истины, утверждением блага для других и сотворением красоты. Именно в этих занятиях, согласно Платону и К.Марксу, заключается подлинный смысл жизни каждого человека – его родовая сущность. К.Маркс утверждал, что «Жизнь надо строить по законам красоты!», что «Истинное богатство общества заключается не в количестве рабочего времени, а в количестве досуга».

Ничто и никто не должны мешать человеку заниматься наукой, заботиться о благе людей, заниматься искусством на радость себе и другим. И при этом иметь полную возможность по своему желанию, в любое время, менять род занятий.

П.ч. Ну вот! Человек «должен», «обязан»! А как же со свободой воли? А если я не хочу заниматься всеми этими полезными и интересными для других делами? Если мне это не интересно? Если мне хочется просто жить - в своё удовольствие? Меня что, надо расстрелять или, может быть, отправить в психушку?

- Речь идёт не о принуждении, а, напоминаю, о смысле жизни. Есть ли смысл человеку жить жизнью животного, т.е. толькопотреблять, ничего не создавая самому, ничего не возвращая обществу, в то время как его возможности бесконечно более разнообразны, возвышены и интересны?

П.ч. Ну а если он хочет жить вот так? Думать только о себе и своих удовольствиях? Не имеет права? «Кто не работает, тот не ест»?

- А что вы думаете? В отношении тех, кто может, но не хочет работать (не обязательно в трудовых коллективах: поэты и писатели, художники – тоже работают), этот принцип справедлив. Почему кому-то должно быть позволено жить за счёт работающих?

Однако такое насилие (осуждение за тунеядство) над плохо воспитанными индивидуумами необходимо лишь в переходном периоде. В обществе осуществлённого коммунизма плохо воспитанный человек будет, вероятно, большой редкостью. И по мере движения общества вперёд и выше станет, наконец, таким же реликтом, как сегодня кистепёрая рыба, прошедшая неизменной через миллионы лет развития.

П.ч.Так ведь «правильное воспитание» – тоже форма изощрённого насилия! Та же дрессировка! С чьей точки зрения, «правильное» – вот вопрос?

- Воспитание, чуждое неоправданному насилию над личностью ребенка, имеющее главной целью раскрытие всех его природных способностей, не может рассматриваться как дрессировка. Человек живет в обществе, является членом того или иного коллектива или, как сегодня иногда говорят, «цеха». Следовательно, умение жить в коллективе необходимо ему как воздух. Причем здесь насилие, дрессировка?

Гениальный педагог А.С.Макаренко, обобщая свой удивительный опыт воспитания, сформулировал правила, которые гарантируют отсутствие неоправданного насилия над воспитуемым. Это «воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив».

П.ч.А что такое оправданное насилие?

- Коллектив (не путать со стаей – криминальной группой) или общество в целом, имеет право наказать нарушителя установленного самим коллективом порядка в такой форме, которая принята и согласована коллективом. Вплоть до изгнания из коллектива. Замечательный писатель, учёный, удивительный эрудит Иван Ефремов предполагал, что в будущем коммунары станут удалять преступников на дикие планеты. Или на выделенный для индивидуумов, не желающих жить по-коммунистически, «Остров забвения» («Туманность Андромеды»).

Но продолжим наши рассуждения.

Человек, по мысли В.И.Ленина, следуя своему предназначению, должен «обогатить свою память знанием всех богатств, которые накопило человечество… Человек должен «знать всё и всё уметь»..

П.ч. Это абсолютно невозможно!

Это вполне возможно, если есть надлежащие условия жизни, очень хорошая система образования и воспитания, нормальный мозг, а также желание и воля самого человека. Знать основы современной науки и техники и сегодня способен каждый. Обладать развитым художественным вкусом, уметь играть на музыкальных инструментах - тоже доступно всякому. Уметь работать руками и головой – что в этом сложного? И при этом быть настоящим специалистом в своей области деятельности. В общем, знать понемногу обо всём и всё о немногом может каждый.. Надо «Быть готовым в любой момент отплыть в любом направлении мысли» (Поль Лафарг о К.Марксе), чтобы суметь овладеть почти любой профессией, если понадобится или захочется.

Это доступно каждому уже сегодня, хотя и на разных уровнях. Гений отличается от таланта только глубиной интуиции в открытии нового. А талантливы по-своему – все!

Но разносторонность доступна каждому тогда, когда все силы не уходят на борьбу за простое выживание или на бессмысленную погоню за личным богатством, как многих сегодня.


Но для того, чтобы такой образ жизни стал возможен в полной мере, надо создать необходимые условия в обществе, а именно: освободить человека от труда,..

П.ч. Приехали!

- …то есть от необходимости работать ради зарплаты или даже ради чьей-либо благодарности. Человек должен получить возможность заниматься преимущественно тем, что безусловно нравится ему, сведя к минимуму по времени занятие тем, что необходимо обществу.

Общество уже на коммунистической ступени развития будет удовлетворять полностью все разумные потребности каждого человека так же естественно, как дыхание в незагрязненной атмосфере, не связывая это с его трудовым вкладом. Сегодня же человек опутан с ног до головы - несвободен, угнетён, ограблен и в материальном отношении (свыше 80% людей), и в отношении духовном (почти 100%!). Сегодня слишком многие работают, чтобы жить. А надо, чтобы все…

П.ч. …жили ради работы! Благодарю покорно!

- Надо, чтобы они жили полноценной жизнью, т.е. не нуждались в работе ради жизни. Выбирали себе совершенно свободно занятие по душе, увлекательное для них. Ведь без интересного, увлекательного дела, которому отдаёшься всей душой, полноценной жизни не бывает. Знаете, что такое настоящее увлечение?


П.ч. Но увлечение может быть пустяшным, с точки зрения общества. Ведь может быть?

- Сегодня – да. Но в обществе, освобождённом от труда ради заработка – вряд ли! Во всяком случае, очень редко. И всякое увлечение будет встречать понимание общества. У человека, по-настоящему образованного и воспитанного, не может быть пустяковых увлечений хотя бы потому, что ему не до пустяков: он способен на гораздо большее.

Только до такой высоты еще нужно подняться.

П.ч.Возможно, это и так. Да ведь жизнь коротка! Да и неласкова пока что! А правы ли коммунисты или заблуждаются, простому человеку не постичь. Ему не до того! Вы его соблазните борьбой за лучшее будущее, а он в этой борьбе потеряет своё настоящее. В жизни есть много и маленьких радостей, и мне не хотелось бы от них отказываться ради политической свары. Тем более кровопролития. Как на Украине, например.

Не лукавьте! Речь сегодня идет не обо всех, а о думающих и неравнодушных. О том меньшинстве пока, которое обладает чувством ответственности перед собой, народом, перед Родиной своей! Именно таким людям необходимо понять прошлое и настоящее с позиций знания будущего, чтобы встать во главе революционных масс, когда они силою жизненных обстоятельств поднимутся на активные формы борьбы…

П.ч.Я же и говорю: опять революция и гражданская война?

- Повторю, революция - не обязательно военные действия. Полномасштабная война при смене общественного строя сегодня не является неизбежной при грамотной тактике борьбы трудящихся под руководством коммунистической партии. И хотя бы при элементарном благоразумии эксплуататорских классов.

П.ч.Да в хитросплетениях политики сам чёрт не разберется! Вы сами не можете разобраться и спорите чуть не до драки! Сколько в России сегодня компартий?

- Не одна, к сожалению. Или во благо! В этом еще стоит разобраться. Что ж, наследие от КПСС нам досталось тяжёлое. Однако, возможность разобраться, как вы говорите, в хитросплетениях политики существует. Зная предназначение человека, мы можем представить, как должно быть устроено общество, в котором каждый человек действительно свободен для своей родовой деятельности и способен к ней. И понять, какие пути ведут в это будущее.

Это должно быть общество, в котором природа – среда обитания не испорчена производством и бытовыми отходами. Это общество должно состоять из очень здоровых физически, одарённых умственно, высокообразованных, духовно богатых людей. Рождение неполноценных детей просто не будет допускаться усилиями науки о человеке и профилактической медициной. А сохранение здоровья станет обеспечиваться воспитанием, физическим трудом и спортом.

В этом обществе каждый ребёнок будет получать превосходное образование и великолепное воспитание, формирующее из него свободную, гармонично и всесторонне развитую личность коллективиста. На высшей ступени общественного развития, человек сам будет определять круг своих занятий и интересов и уровень потребления им материальных благ, производимых в автоматическом режиме технологическим комплексом.

П.ч. Раньше этот комплекс нас погубит. О техногенных катастрофах и экологической угрозе слышали, надеюсь?

- Ну, разумеется. Только ведь пока еще налицо конфликт между обществом буржуазным и природной средой, главной причиной которого являются отношения частной собственности: погоня за прибылью, за удовольствиями, за модой и т.п. Без перехода к планомерному производству от экологической катастрофы не спастись. Верно, что человечество может не успеть. Но оно должно успеть! И всем сознательным гражданам необходимо за это побороться. Вот цель, достойная человека!

Возможно ли это – превращение производства материальных благ в автоматический, как бы природный, процесс? Сегодняшние тенденции в развитии автоматизированного производства и управления им, развитие компьютерных сетей, машинного интеллекта дает однозначный ответ на этот вопрос: процесс вытеснения человека из сферы производства, как и из сферы управления производством, из сферы обслуживания идёт, хоть и очень противоречиво, но все ускоряясь. Разделение труда на тех, кто управляет, и тех, кем управляют обязательно будет устранено в ходе революционного преобразования общества и научно-технического процесса. Придя к власти во главе революционных классов, коммунисты должны будут начать длительную и сложную работу по привлечению к управлению делами общества поголовно всего взрослого населения страны. Государство трудящихся – это отмирающее государство, иначе ни о каком движении по коммунистическому пути нельзя и говорить. Хотя искусственно подгонять этот процесс отмирания нельзя.

Люди будут, действуя коллективно, шаг за шагом поднимать общество по ступеням направленного и контролируемого ими самими развития. Но это возможно только тогда, когда стихийность в развитии общества уступит планомерности, осознанной направленности во всех сферах жизни. То есть, чтобы войти в «царство свободы», нужно пройти через «царство осознанной необходимости» – через эпоху, в ходе которой общество шаг за шагом «овладевает условиями своего существования», избавляясь от господства над ним стихийных сил самоотчуждения. То есть пройти через коммунистическую эпоху.

Первая такая попытка и была предпринята в СССР, начиная с 1917 года. Но выполнив поставленную историей задачу создания необходимых условий цивилизованности, рабочий класс страны оказался фактически безоружен, ввиду отсутствия всесторонне разработанной теории движения общества по социалистическому (коммунистическому) пути как раз в тот момент, когда наличие такой теории стало жизненно необходимым – в середине 50-х годов.

Основы теории коммунизма как «царства осознанной необходимости» были заложены в работах К.Маркса и Ф.Энгельса 40-х – 50-х годов ХIХ века и в работах В.И.Ленина 1917 – 1923 г.г.. Но эти работы, в силу сложившихся исторических условий, сначала не были должным образом поняты и восприняты, а затем, в послевоенное время, не востребованы.

Коммунизм до сих пор рассматривается большинством марксистов как очередная (пятая или даже шестая!) общественно-историческая формация в ряду других. Ведь некоторые обществоведы даже социализм рассматривают в качестве отдельной общественно-экономической формации, превратив злополучную «пятичленку» в не менее злополучную «шестичленку»! Но и «пятичленка» неверна, и коммунизм, включая социализм, если доверять Марксу и Ленину, есть огромная эпоха, состоящая из нескольких коммунистических способов производства, каждый из которых решает свою задачу по уничтожению (снятию) одного из слоев отчуждённых отношений частной собственности.

Понятие СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (СП) в эпохе социализма – коммунизма меняется кардинальным образом. Напоминаю, что под СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА в марксистской науке понимается диалектическое единство между производительными силами (ПС) и производственными отношениями (ПО – см. выше, на стр. 5.).

В предыстории смена СП есть смена одной формы отчуждения (эксплуатации) другой (см. выше). В коммунистической эпохе происходит управляемое снятие слоёв отчуждения – отчужденных производственных, общественных отношений.

Первые три слоя этих отношений, подлежащих поэтапному снятию, – это отчужденные экономические отношения РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. О коммунистических способах производства мы будем подробно говорить в дальнейшем.

Временные неудачи и отступления в становлении любого нового общественного устройства (СП) неизбежны, впадать в панику из-за них не следует. Капиталисты утверждали свое господство в мире более 400 лет! И трудящимся России, СНГ, Прибалтики, бывшим соцстранам Европы, Монголии придется повторить попытку, но для этого необходимо глубоко проанализировать допущенные ошибки. А потому следует задуматься над вопросом: «Насколько глубоко понимаем мы Маркса и Ленина?»


Статья третья

Кого не убедили приведённые нами доводы о неизбежности социализма и коммунизма как закономерных этапов развития человеческого общества, могут искать аргументы для спора, опровергать или высказывать свои подходы. Но несомненно, что и сомневающимся полезно попытаться хотя бы понять логику К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Вначале кратко остановимся на основных закономерностях и ступенях развития человеческого общества в предыстории человечества (К.Маркс), или, по его же определению, в эпохе самоотчуждения – в «царстве естественной необходимости», которое длилось, если брать только краманьольскую эру (современный человек), 30–40 тысячелетий.

Общество есть часть живой природы, вид движущейся материи, и в силу этого, развитие общества, как и любого вида материи, подчинено внутренним закономерностям. Каковы они?

Для верующих или тех, кто отрицает исторический материализм, приведённое выше утверждение неприемлемо. Верующие убеждены, что миром правит сотворивший его Бог. Философы-идеалисты считают, что миром правит разум: сначала люди додумываются до чего-либо, а затем приводят возникшую идею в исполнение. Дух, разум, с их точки зрения, направляет развитие общества, а народные массы суть косный материал для творческого духа. Что вожди или владыки замыслят, туда народ и поведут. Четвертые сомневаются в существовании вообще каких бы то ни было закономерностей: по их мнению, всё, что совершается, совершается случайно, хаотично, непредсказуемо или, что история движется по замкнутому кругу.

Мы твердо стоим на позициях диалектического материализма. Дух, сознание, мышлениесуть свойство высокоорганизованной материи (нашего мозга) отражать реальный мир в духовных образах – в ощущениях, представлениях, понятиях, картинах, фантазиях, сновидениях и т.п. Еще точнее, мышление есть свойство такого вида живой материи, как человеческое общество. Это уточнение немаловажно, поскольку ребёнок, даже обладающий от рождения великолепным мозгом, но воспитанный вне общества (Маугли), человеком не становится и способностью мышления не обладает. Мыслит человек лишь постольку, поскольку он является членом общества и в такой степени, в какой он владеет накопленными обществом духовными богатствами. Всей наличной суммой знаний, в полном объёме, не может обладать ни один человек, а только общество в целом. Но каждый человек способен овладеть всей суммой знаний и умений общества по принципу: понемногу обо всем (основные принципы) и по возможности всё о немногом (в своей профессии).

Первичность материи означает только то, что сознание есть свойство материи, а не наоборот. Поскольку материальная вселенная безгранична в пространстве и вечна во времени, то бессмысленно вести разговор о том, что возникло раньше: материя или сознание. Но если речь идет о планете Земля, то, несомненно: сначала возникли условия для появления жизни, затем эволюция привела к появлению человека с его мозгом, способном отражать мир в духовных образах. Материя первична – дух, сознание вторичны. (Что касается Бога и Дьявола, то они суть создание человеческого воображения. Созданы им по образу и подобию своему, а не наоборот).

Надо отбросить религиозные мифы и понять человека, человеческое общество как часть природы, на которую распространяются её законы. Но нужно понять и то, что в живой природе многие закономерности движения материи проявляют себя иначе, чем в мире минералов, а в человеческом обществе законы живой природы действуют иначе, чем в биосфере в целом.

В жизни общества закономерности его развития проявляются только через деятельность людей, ставящих перед собой сознательные цели. То есть закономерности развития общества пробивают себе дорогу чрезвычайно противоречиво, в конце концов, а не напрямую, как в мертвой природе (подмыло камень на склоне – покатился вниз). Или, как в живой природе: родился котёнок – вырастет кошка. Человеком мало родиться, им ещё надо стать. Обществу мало достигнуть определенного уровня развития производительных сил, оно должно осознать необходимость перемен и иметь решимость их произвести. И ещё надо учесть и никогда не забывать, что закономерности в жизни общества осуществляются не жестко, не однообразно точно, а только как тенденции, как возможность именно такого, а не иного, развития. В полемике с Михайловским в начале века В.И.Ленин напомнил ему «азбучную истину марксизма»: законы общественного развития при капитализме осуществляются через свое неосуществление». То есть у людей всегда есть выбор: они могут или покорно и слепо подчиняться тенденции неблагоприятного развития, или воспротивиться ей. Во втором случае можно или смягчить последствия неблагоприятной закономерности, или направить развитие по другому, более благоприятному направлению. Например, народ России сегодня фактически помогает либералам превращать страну в сырьевой придаток Запада, в территорию с вымирающим населением. Если народ не будет активно и организованно сопротивляться, уничтожение России и русского этноса неизбежны в силу закономерностей протекающих ныне процессов глобализации по-американски. Но стоит большинству трудящихся России осознать свои национальные интересы и объединиться для организованной и осмысленной борьбы под руководством КПРФ, как неблагоприятная тенденция развития будет остановлена, а затем устранена и заменится другой закономерностью: начнётся ускоренное возрождение и развитие России.

Другой пример: недавно один из уважаемых политиков, академик к тому же, высказался в адрес КПРФ в том смысле, что ей нужно отказаться от некоторых «догм марксизма», которые де «не подтвердились». В частности, от утверждения, что при капитализме действует закон абсолютного обнищания пролетариата. Где, мол, вы его видели на Западе?

ПЧ. Вот именно! Да у них социализма больше, чем было в СССР!

За счет других стран и народов,уважаемый оппонент!Так сказать, на Западе мы видим общество «паразитического псевдосоциализма!» Вроде немецкого национал-социализма, то есть фашизма. Но, в отличие от него, в оболочке демократии и борьбы за гражданские права. Прав Г.А.Зюганов – это общество можно определить как либеральный фашизм!

На самом деле никакого социализма не было ни в Германии Гитлера, ни в США Ф.Д.Рузвельта, нет его в сегодняшней Скандинавии и других странах «золотого миллиарда». Есть социальная политика финансовой «элиты», олигархии, владеющей всеми рычагами власти. Она направлена на частичное преодоление неразрешимых противоречий капитализма внутри границ своих стран с помощью довольно широких социальных программ. Обеспечивается эта политика через сверхэксплуатацию всего остального мира и за счёт овладения результатами НТР.

Что касается «закона абсолютного обнищания капитала», то Маркс никогда такого закона не формулировал. Это старый спор, начатый еще Бернштейном в конце 19-го века и тогда же разрешенный марксистами, в пользу марксизма, разумеется.

Во-первых, в «развивающемся» мире и в «демократической» России тенденция абсолютного обнищания людей труда действует с жестокой непреложностью. Во-вторых, нынешний мировой кризис как раз и привел именно к абсолютному обнищанию трудящихся стран «золотого миллиарда»! Из-за чего же бушуют миллионы на улицах городов Европы? А в третьих, давайте представим, что в относительно благополучных странах Запада рабочий класс, вдруг распустил профсоюзы и партии и перестал отстаивать свои права! Что произойдет? Вот то-то и оно!
От того, что многие люди не хотят признавать закономерности, открытые К.Марксом, эти закономерности не перестают существовать и пробивать себе дорогу. Но их осознание трудящимися несомненно пойдёт им на пользу, помогая им организоваться для совместной борьбы.

Идеи коммунистического переустройства общества на основе уничтожения частной собственности высказывались задолго до рождения К.Маркса. Заслуга последнего заключается в том, что он превратил коммунизм из утопии в науку. Ни Маркс, ни Ленин, ни сама наука, именуемая для избежания путаницы марксизмом-ленинизмом, неповинны в том, что некоторые марксисты не понимают их так глубоко, как это необходимо. Ну а те, кто не хочет относиться к марксизму, как к науке, тот никогда не поймет сущности сегодняшнего системного кризиса человеческого общества и России и ничего путного для выхода из него не предложит.

К.Маркс начал свой путь теоретика коммунизма и революционера с… попытки опровергнуть идею коммунизма теоретически, научно. Тогда, в 1842 году, он был радикальным демократом, убеждённым сторонником частной собственности как фундамента личной свободы. Но попытка опровергнуть идею коммунизма с помощью научного анализа сущности частной собственности привела К.Маркса к тому, что он стал самым страшным в истории врагом частной собственности и первым настоящим коммунистом.
Исследуя происхождение частной собственности, К.Маркс с научной достоверностью установил, что она имеет и свою историю, и свою структуру, а не с неба свалилась в готовом виде как нечто вечное и неизменное. (Так изображают частную собственность до сих пор её пылкие сторонники).
Капиталистическая форма частной собственности, как установил К.Маркс, есть конечный результат чрезвычайно длительного процесса самоотчуждения человека от результатов своего труда и от своей человеческой сущности в ходе развивающегося общественного разделения труда.
Самоотчуждение есть первая сущностная категория исторического материализма.
Второй сущностной категорией истмата- является углубляющееся в ходе исторического прогресса общественное разделение труда на труд умственный и физический, или на труд управленцев и управляемых.
Формационный подход является третьей сущностной категорией истмата - научноепредставление об историческом процессе как о цепочке закономерно сменяющих друг друга способов производства

Наши рекомендации