Методические указания к заданию 2
Статистика населения (демографическая статистика) изучает население как социально-экономическую категорию и разрабатывает методы статистического учета и анализа демографических явлений и процессов. В ее задачи входит: определение численности населения; анализ размещения его по территории страны; характеристика состава населения; изучение процессов воспроизводства населения; определение перспективной численности и состава населения.
К основным показателям анализа населения относятся следующие:
1. Коэффициент рождаемости (показывает число родившихся в год в расчете на 1000 человек населения)
n = (N/S)x 1000,
где N- количество родившихся;
S- средняя численность населения территории
2. Коэффициент смертности (показывает число умерших в расчете на 1000 человек населения)
m = (M/S)x 1000,
где M- количество умерших;
S- средняя численность населения территории
3. Коэффициент естественного прироста (показывает разницу между родившимися и умершими)
Kест.= n –m
4. Коэффициент «живучести» Покровского – Пирла(показывает, сколько умерших приходится на одного родившегося или наоборот)
Kжив.= n/m
5. Численность населения города (территории) на определенную перспективу с учетом количества родившихся и умерших
S= Sнач+ N x t – M x t,
где Sнач- численность населения города на начало исследуемого периода;
N и M – количество родившихся и умерших соответственно;
t – количество лет
Тип воспроизводства бывает трех видов:
- простое (количественное замещение родительских поколений поколениями детей);
- суженое (замещение поколений не обеспечивается);
- расширенное (численность населения от поколения к поколению растет).
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2
Численность населения города Х на начало 2000 года составила 400 тыс. чел. Количество родившихся за этот период равно 3,5 тыс. чел., а умерших – 3,0 тыс. чел. Определить коэффициенты естественного движения населения данного города, тип воспроизводства и численность населения через 5 лет (простым способом).
Произведем необходимые расчеты:
n=(3,5/400) x 1000 =8,75 промилль (он показывает, что в данном городе на каждую тыс. чел. родилось 8,75 чел.)
m= (3,0/400) x 1000 = 7,5 промилль (на каждую тыс. чел. умерло 7,5 чел.)
Kест= 8,75 – 7,5 = 1,25 промилль (численность населения увеличилась на 1,25 чел. в расчете на одну тыс. чел. населения)
Kжив= 8,75/7,5 = 1,2 (число родившихся в 1,2 раза больше, чем умерших),
S= 400 + 3,5 х 5 –3,0 х 5 =402,5 тыс. чел. (через пять лет в городе Х произойдет увеличение численности населения на 2,5 тыс.чел.)
Тип воспроизводства – расширенный, так как численность населения от поколения к поколению возрастает.
ЗАДАНИЕ 3
Единый агрегатный показатель уровня жизни
Таблица 6. Исходные данные для задания 3
Показатели | Единицы измерения | Обозначения показателей | Варианты | ||||
1,2 | 3,4 | 5,6 | 7,8 | 9,10 | |||
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | x1 | |||||
2. Уровень грамотности взрослого населения | % | x2 (1) | |||||
3. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений | % | x2 (2) | |||||
4. Номинальный ВВП на душу населения | долл. | - | ? | - | - | ||
5. Индекс-дефлятор ВВП | доля | - | 1,16 | 1,06 | - | 1,22 | - |
6. Реальный ВВП | долл. | - | ? | ? | |||
7. Численность населения | тыс. чел. | - | |||||
8. Индексы: а) ожидаемой продолжительности жизни при рождении | % | J(l) | ? | 0,74 | ? | 0,87 | 0,68 |
б) грамотности старшего поколения | % | J2(l) | ? | 0,95 | ? | ? | ? |
в) совокупной доли учащихся и студентов | % | J2(2) | ? | ? | ? | ? | ? |
г) реального объема ВВП на душу населения | % | J(3) | 0,95 | ? | 0,92 | ? | ? |
9. Индекс развития человеческого потенциала | % | Jрчп. | ? | 0,85 | ? | ? | 0,84 |
Определите: для вариантов 1, 2, 5, 6, 7, 8 — индекс развития человеческого потенциала; для вариантов 3, 4 — индекс реального ВВП на душу населения; для вариантов 9,10 — подтвердите правильность указанного индекса человеческого потенциала.