Основные этапы развития экономической теории.

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема «Введение в экономическую теорию»

Вопросы для обсуждения

1. Этапы развития экономической теории. Предмет и методы экономической теории.

2. Потребности, благо и его виды, ресурсы. Проблема ограниченности и выбора. КПВ. Альтернативная стоимость.

3. Экономическая эффективность и экономический рост.

4. Экономические системы.

§ Традиционная экономическая система, ее достоинства и недостатки.

§ Централизованная экономическая система (административно-командная, плановая), ее достоинства и недостатки.

§ Рыночная экономическая система, ее достоинства и недостатки.

§ Смешанная экономическая система, ее достоинства и недостатки.

§ Переходная экономика, ее достоинства и недостатки

Готовимся на практическом занятии решать тесты, задачи и читать тексты

Задания для домашней работы

Задания выполнить дома в тетради

1. Заполнить таблицу, используя следующие источники

§ Аникин, А.В. Юность науки.- М.: 1985

§ Баумоль, У. Чего не знал А. Маршал: вклад XX столетия в экономическую теорию (перевод Ю. Ольсевича)// Вопросы экономики.-2001.-№ 2

§ Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: 1994

§ История экономических учений/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие.- М.: Инфра-М, 2000.

§ Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.

§ Шумпетер Й.А. История экономического анализа. – С.-Пб.: Экономическая школа, 2001.

§ Лекции ( в электронном виде)

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическое направление. Период Представители Отношение к государственному вмешательству в экономику Используемые методы исследования
Представления первобытных людей        
Экономическая мысль Древнего Востока        
Античная экономическая мысль        
Экономические идеи феодализма        
Меркантилисты        
Физиократы        
Классическая политэкономия        
Неоклассика.        
Кейнсианство        
Институционализм        
Неолиберализм        
Эволюционная экономика        

2. На основании анализа экономического содержания Пермских газет выписать в тетради 1 утверждение из области «Микроэкономики» и 1утверждения из области «Макроэкономики»; 1 утверждение из позитивной и 1 из нормативной экономики.

3. Оценить утверждения: верное – неверно и объяснить почему (без объяснения ответ не будет принят)

а) нож – это средство труда

б) вода может быть как экономическом благом, так и свободным благом

в) строительство Храма Артемиды в Эфесе – яркий пример хорошей организации рыночного хозяйства.

г) разделение труда на производстве приводит к росту преступности

4. Решить задачу.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска обществом инвестиционных товаров (станков) и потребительских товаров (стиральных машин):

Вид продукта Производственные альтернативы
I II III IV V
Станки (сотни шт.)
Стиральные машины (тыс. шт.)

Задания

а) Используя эти данные, нарисуйте кривую производственных возможностей общества.

б) Что показывают точки на кривой производственных возможностей?

в) Если экономика находится в данный момент в точке, соответствующей производственной альтернативе III, то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной – третьей – сотни станков?

г) Предположим, что экономика находится в точке, соответствующей производству 1 сотни станков и семи тысяч стиральных машин. Изобразите эту точку на графике. Что она показывает?

д) Обозначьте на графике точку, соответствующую выпуску девяти тысяч стиральных машин и четырех сотен станков. То показывает эта точка?

е) Допустим, что усовершенствовалась технология производства станков, тогда, как технология изготовления стиральных машин осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике.

ж) Допустим, что улучшилась технология производства стиральных машин, а технология изготовления станков не изменилась. Что произойдет с кривой производственных возможностей общества?

з) Предположим, что в обществе увеличилось количество используемого труда и капитала. Начертите новую кривую производственных возможностей, иллюстрирующую данную ситуацию.

5. Выполните тест Определите, что характерно для рыночной экономики?

а) Государственная собственность на экономические ресурсы;

б) Централизованное распределение ресурсов;

в) Свободное принятие решений предпринимателями, что производить;

г) Самостоятельный выбор предприятиями, для кого производить;

6.Заполните таблицу. Придумайте примеры из своей жизни – по одному на каждое право. Подумайте были ли такие же права собственности на экономические блага и ресурсы у ваших старших родственников лет 30, 50, 60 назад?

Права собственности Примеры (современная рыночная экономика) Примеры (командная экономика)
Владеть    
Пользоваться    
Распоряжаться    
Владеть +пользоваться+распоряжаться    

Литература

Основная

1. Столяров, В. И.Экономическая теория [Текст] : учеб. для студентов учр. высш. проф. образования / Столяров Владимир Ильич. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 512 с. ; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.

2. Борисов Е.Ф Экономика. Учебник и практикум. М.:Издательство Юрайт, 2012, 596

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. 2-е изд. /Г.С. Вечканов Спб.: Питер, 2010. - 448 с

Дополнительная

1. Хейлбронер Р.Экономика для всех [Текст] / Хейлбронер Роберт, Л. Туроу. - Новосибирск : ЭКОР, 1994. - 315 с.

2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992

3. Фишер С.
Экономика [Текст] / Фишер Стенли, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. ; ред. Сапов Г. Г. ; пер. с англ. Сапов Г. Г. - М. : Дело, 2001. - 864 с. : ил.

4.Самуэльсон Пол Э.
Экономика [Текст] : пер. с англ. / Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. - 16-е изд. - М. : ИД Вильямс, 2000. - 688 с. : ил.

Наши рекомендации