Организационная культура. Управление конфликтами.
План семинарского занятия:
1. Понятие культуры предприятий.
а) различные взгляды на понятие культуры предприятий;
б) ценностный аспект организационной культуры.
2. Типология организационной культуры.
а) принципы выделения типов организационной культуры;
б) типология культуры С. Иошимури;
в) типология культуры У. Ноймана;
г) типология культуры Р. Блейка и Ж. Мутона;
д) типология культуры С. Ханди.
3. Понятие организационного конфликта и его структура.
а) понятие организационного конфликта, предмет конфликта;
б) структура конфликта, понятие силы участников конфликтов.
4. Виды организационных конфликтов
а) понятие стресс и конфликтное поведение;
б) виды конфликтов.
5. Методы управления конфликтом
а) функции конфликтов;
б) средства воздействия на участников конфликта;
в) рекомендации по разрешению конфликта;
Кейсы: рассмотреть конфликтные ситуации и ответь на вопросы, приведенные после текстов.
Процедура выполнения:
1. Группа делится на три подгруппы.
2. Каждой подгруппе предлагается одна из нижеприведенных ситуаций с вопросами для обсуждения[3].
3. В течение 20 минут в каждой подгруппе обсуждается предложенная ситуация и принимаются решения по обозначенным вопросам.
4. По истечении времени каждая подгруппа представляет свою ситуацию и ответы на поставленные вопросы.
5. Упражнение завершается групповым обсуждением и подведением итогов.
Ситуация №1
«Довелось мне как начальнику отдела критиковать своего сослуживца по производственным вопросам. После работы, как обычно, идем вместе к автобусу - живем-то по соседству. И видно мне: служебные замечания сослуживец принял как личную обиду. Позже он даже упрекнул меня в намерении то ли подсидеть, то ли дискредитировать его...»
Вопросы:
1.Какие этические проблемы вскрывает данная конфликтная ситуация?
2.В чем состоит причина межличностного конфликта?
3.Как надо было критиковать сослуживца, чтобы не вызывать у него негативной реакции?
4.Как можно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию?
Ситуация №2
Врач С. с 25-летним стажем, уйдя на пенсию, стала посещать платные курсы, кройки и шитья в районном доме культуры. Через несколько занятий пенсионерка С. была исключена из группы: ее обвинили в том, что она «противопоставила себя коллективу». Об этом свидетельствуют такие события.
Во время одного из занятий в помещение вошел, сотрудник дома культуры с врачом-психиатром. Прервав занятия, сотрудник сказал, что все будут слушать лекцию. Пенсионерка С. сказала, что ей лекция не нужна и она будет заниматься своим делом. Лектор (знакомая С. по прежней работе) потребовала, чтобы С. покинула аудиторию. С. ответила, что она пришла на оплаченные ею занятия по кройке и шитью, а не на лекцию. Тогда лектор хлопнула дверью и ушла. И все стали говорить: «Как вам не стыдно!»
Директор дома культуры обвинил С. в том, что она сорвала лекцию. На это С. ответила: «Непонятно только, почему при таком большом интересе не провести эту лекцию нормально, как полагается?»
Вопросы:
1. Оцените поведение С., остальных слушателей курсов и дирекции дома культуры с точки зрения этики.
2. Почему произошел данный конфликт?
3. Что надо было предпринять, чтобы не допустить конфликт?
4. Как разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию?
Ситуация №3
Инженера-программиста руководитель вызвал к себе в отдел и сказал, что предстоит сложная работа - придется посидеть недельку-другую сверхурочно. «Пожалуйста, я готов, - сказал инженер, - дело есть дело». Работу принес старший технолог. Он сказал, что необходимо рассчитать управляющую программу на станок для изготовления сложной детали. Когда рабочий день приблизился к концу, инженер-программист достал чертеж, чтобы приступить к работе. В это время к нему подошел непосредственный начальник и поинтересовался, что за работа. Услышав объяснение, он официал потребовал: «Категорически запрещаю выполнять эту работу... Задание самого начальника отдела? Пусть дает его через меня».
Через некоторое время старший технолог поинтересовался, как идут дела. Узнав, что все осталось на месте он резко повысил голос на инженера-программиста: «Для тебя распоряжение начальника отдела ничего не значит? Все отложи, будешь считать в рабочее время!»
Вопросы:
1. Почему задание было отменено непосредственным руководителем?
2. Как должен был поступить инженер-программист?
3. В чем заключается причина конфликта?
4. Как выйти из данной конфликтной ситуации?
Деловая игра
Разрешение конфликтной ситуации в группе
Цели игры
1. Изучить методы разрешения конфликтов.
2. Показать, как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в группе.
Исходные теоретические положения
Конфликт можно определить, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Существуют структурные и межличностные стили разрешения конфликтных ситуаций.
К структурным относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление обще-организационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.
К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся:
· уклонение,
· сглаживание,
· принуждение,
· компромисс,
· решение проблемы.
Решение проблемы - это признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый со всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.
Методические указания
Преподаватель разбивает учебную группу на две части так, чтобы каждая из малых групп имела достаточно устойчивое мнение о другой малой группе, нередко мешающее им прийти к взаимопониманию в решении общих проблем. Каждая малая группа выбирает своего лидера. Процедура разрешения конфликта состоит из следующих этапов.
Этап 1.
Группы должны письменно подготовить:
· перечень "А1", в котором они указывают, какими видят себя;
· перечень "А2", в котором выражают свое отношение к другой малой группе;
· перечень "Б" своих предсказаний о том, что другая малая группа напишет о них, т.е. "что мы думаем о том, как они думают о нас".
Этап 2.
Группы собираются вместе, зачитывают перечни "А1", "А2" и перечень "Б". Результаты не обсуждаются.
Этап 3.
Малые группы обсуждают все то, что они услышали, и готовят перечень "В", т.е. перечень проблем, на который должно быть обращено первостепенное внимание в обеих группах. В процессе обсуждения в малых группах будет обнаружено, что большинство спорных моментов проясняется за счет простого обмена информацией на предыдущем этапе. Сократится также перечень "А", где останется только относящееся к самой проблеме.
Этап 4.
Малые группы встречаются вместе и сравнивают свои перечни "В", которые содержат проблемы, требующие первостепенного внимания в обеих группах. Обсуждая вопросы, они составляют один перечень "Г", включающий только приоритетные для двух малых групп проблемы. Этим и определяется уровень, с которого упражнение может повториться с этапа 2, и перечень "Г" подвергнется той же процедуре обработки.
Этап 5.
Обсуждение с учебной группой в полном составе плана действий по разрешению проблем перечня "Г".
Задание
1. Составить перечни "А1", "А2", "Б", "В" и "Г".
2. После обсуждения составить отчет, в котором должны содержаться все вышеперечисленные перечни и выводы по преодолению конфликтной ситуации между малыми группами.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература.
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента", М: Дело, 2000.
2. Менеджмент. Учебник / под редакцией Ф.М. Русинова, М.Л. Разу – М: ФБК – Пресс, 1998
Дополнительная литература.
3. «Тойта»: методы эффективного управления, - М.: Экономика, 1989.
4. Бланчард Р. Эффективные коммуникации. Правила и принципы в эпоху информации. – СПб.: Питер, 2000.
5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб: Издательств «Питер», 2000.
6. Большакова А.С. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб: Питер 2000.
7. Венедиктова В.И. Деловая этика и этикет. / М.: Фонд «Правовая культура» 1994.
8. Видкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пре с англ. – М.: Дело, 1991.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.
10. Волчин А.П., Матирко В.П., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. – М.: Дело 1992.
11. Гибсон Д., Иванцевич Д., Доннелли Д. "Организации: поведение, структура, процессы", М: Инфра – М, 1997
12. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. – СПб., Специальная литература, 1995.
13. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. – Железнодорожный, НПЦ «Крылья», 1998
14. Глущенко В.В., Глущенко И.И, Разработка управленческого решения. - Железнодорожный, НПЦ «Крылья», 1997.
15. Грачев М.В. Суперкадры: управление в международной корпорации. – М.: Дело, 1993.
16. Грейсон Дж. К мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
17. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.
18. Дафт Р. Менеджмент. – СПб., Питер, 2000
19. Джи Бобби "Имидж фирмы", СПб : Питер, 2000
20. Дойль П. "Менеджмент : стратегия и тактика", СПб : Питер, 1999
21. Друкер П. "Эффективный управляющий", М: СП "Бук чембер интернешнл", 1994
22. Дятлов А.Н. "Современный менеджмент", М: ВШЭ, 1997
23. Егров А.Ю. Никулин Л.Ф. Пульсирующий менеджмент – М.: Рос. экон. акад. Екатеренбург, 1998
24. Исикава К. Японские методы управления качеством. – М., 1998
25. История менеджмента: учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра – М, 1997.
26. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – М.: «Финансы, учет, аудит», Эконпресс, 1997.
27. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер с англ. – М.: М.: Прогресс 1987.
28. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. – М.: ДеКа 1997
29. Кузнецов Ю.В. Подлесный В.И, Основы менеджмента – СПб.: ОЛБИС, 1998
30. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировка) – М., 1995.
31. Лафта ДЖ. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература, 1999.
32. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА – М., 1996.
33. Менеджмент и рынок: германская модель. / Под ред. У. Рора. С. Долгова. – М.: БЕК, 1995.
34. Менеджмент организации. Учебное пособие п/ред д.э.н., проф. З.П. Румяновой, д.э.н., проф. Н.А. Саломатина – М.: ИНФРА-М, 1996.
35. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров: Пер. с анг. – Минск: Парадокс. 1996.
36. Новикова А. Основы менеджмента. – Обнинск, 2000.
37. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжениринг бизнеса. – М.: Финансы и статистика. 1997.
38. Папкин А.И. Основы практического менеджмента. – М.: ИНФРА – ДАНА, 2000.
39. Питерс Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). – М., 1986
40. Ременникв В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. посб. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
41. Санталайнент и др. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1993.
42. Секреты умелого руководителя / Сост. И. Липсиц. – М., 1991.
43. Скотт Дж. Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев: Внешторг. издат., 1991.
44. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.
45. Управление организацией. / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд. перераб., доп. – М.: ИНФРА – М., 2001.
46. Шепель В.М. Управленческая этика. – М.: Экономика, 1989.
47. Яккока Ли. Карьера менеджера: Пер с англ. / под ред. С.Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 1998.
48. Журналы:
«Проблемы теории и практики управления».
«Управление персоналом».
«Менеджмент в России и за рубежом»
«Вопросы экономики»
«Мировая экономика и международные отношения»
«Эксперт»
«Российский экономический журнал»
«Общество и экономика»
49. Web сайты:
www.growthink.com (GrowThink)
www.morebusiness.com (Предприниматели-предпринимателям)
http://SmallBusiness2000org/home.html (Малый бизнес-2000)
http://mbm.ru/ (Малый бизнес Москвы)
http://www.akdi.ru/avt-upr/akdi.htm (АКДИ «Экономика и жизнь)
http://devbusiness.ru/ (Развитие бизнеса.ru)
http://www.bized.ac.uk/stafsup/options/teacsion.htm (The Business Plan (Tutor Version))
http://www.bizoffice.ru/ (Управление 3000)
[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.
[2] Дафт Р. Менеджмент. – СПб., Питер, 2000
[3] Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психология управления и самотренировки. - М.: Издательство "Корпоративные стратегии", 2004, - 496 с.