Товарное производство и рынок

Предпринимательство, предпринимательский риск.

План лекции.

  1. Товарное производство и рынок.
  2. Государственное регулирование рынка.
  3. Субъекты и виды предпринимательской деятельности.

Товарное производство и рынок

Под товарным производством понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь произво­дителей и потребителей осуществляется посредством рынка. Усло­вием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда. Этапы развития товар­ного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:

• товарное производство неразвитого рынка;

• товарное производство свободного рынка;

« товарное производство регулируемого рынка;

• товарное производство деформированного рынка.

Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической сво­боде система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг). Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соот­ношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке. Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а его сокращение способствует росту цен на рынке.

Составной частью рыночной экономики является конкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей .

Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, сис­темой множества разнообразных специализированных рынков.

По отношению к субъекту рыночных отношений различают рынок продавца, рынок покупателя и рынок посреднических опе­раций (рынок промежуточных продавцов). По географическому признаку выделяют внутренний (национальный рынок, подразделяющийся на региональные, местные рынки и т.д.) и внешний рынок (мировой, приграничный и т. п.). По характеру продаж рынки подразделяются на оптовые и розничные.

По отраслевому признаку выделяют:

• рынок сырья (уголь, нефть, газ, древесина и др.);

• рынок продовольствия (зерно, рыба, мясо и т.д.);

• рынок машиностроения (автомобили, машины и т. п.) и дру­гие отраслевые рынки.

В силу специфики производимых товаров (сложность, длитель­ность изготовления и др.), удаленности продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате поставленных това­ров каждый рынок должен располагать соответствующей инфра­структурой — системой специализированных организаций. Инфра­структура рынка включает кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.

Кредитная система состоит из банковской системы, страховых компаний, фондов профсоюзов и других организаций. Первым яру­сом банковской системы является центральный банк, вторым — коммерческие, ипотечные, инновационные, инвестиционные и дру­гие банки.

Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава под руководством биржевого коми­тета. Клиентами биржи могут быть физические лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бума­гами), валютными (для купли-продажи национальной валюты). Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, ис­пользующих разнообразные организационные формы (ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т. п.).

Как любая реально функционирующая система рынок обладает преимуществами и определенными недостатками. Основными пре­имуществами рыночной экономики являются:

• эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

• высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;

• внедрение достижений науки и техники в производство;

• свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;

• относительно быстрое восстановление нарушенного эконо­мического равновесия.

Основными недостатками рынка являются:

• отсутствие стимулов для производства товаров и услуг кол­лективного и общественного пользования;

• отсутствие механизма защиты окружающей среды от произ­водственной и иных видов деятельности;

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

• отсутствие гарантий занятости населения;

• отсутствие механизма финансирования развития фундамен­тальных и прикладных исследований в науке;

• нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.

Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений невозможно, обусловливает значимость госу­дарственных институтов в развитии национальной экономики. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и допол­нять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.

Современный рынок характеризуется, с одной стороны, кон­центрацией капитала и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких това­ропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Интенсивно развивается важнейшая составляющая рынка — рынок информации.

Наши рекомендации