Самарский национальный исследовательский университет
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего образования
самарский национальный исследовательский университет
имени академика с. п. королЕва»
Кафедра экономики инноваций,
бакалавриат, направление «Корпоративные финансы»
Доклад на тему:
«Стратегическое планирование в менеджменте»
Выполнила:
Студентка гр. 26303.50
Осиной Юлии Валерьевны
Самара 2016
Стратегическое планирование в менеджменте
Одной из функций менеджмента является планирование. Понятие "планирование" состоит из определения целей, а также всех путей их достижения. По сути это ответ на вопросы: «где мы находимся в настоящее время», «куда мы хотим двигаться», «как мы собираемся сделать это».
Планирование осуществляется непрерывно, так как это постоянная неопределенность будущего. Причинами непрерывного планирования являются ошибки в суждениях и их устранение, изменения в окружающей среде и реорганизация, реконструкция, реформирование подсистем.
За рубежом планирование деятельности любых предприятий происходит по таким направлениям, как финансы, сбыт, закупки и производство. Оно проходит в четыре этапа. Первый - разрабатываются общие цели. Второй этап - определяются детализированные, конкретные цели на относительно короткий, заданный период времени, например, 2 года или 5 лет. Третий этап - определяются пути и все возможные пути достижения данных целей. Четвертый этап - осуществляется контроль за процессом достижения всех поставленных целей, а делается это при помощи сопоставления плановых показателей и фактических.
Этапы стратегического планирования: анализ среды; определение миссии и выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения.
Стратегическое планирование в менеджменте будет эффективным только при соблюдении его принципов.
В настоящее время выделяют следующие принципы планирования в менеджменте: (Файоль)
1. Принцип единства.
2. Принцип участия. (Акофф)
3. Принцип непрерывности.
4. Принцип гибкости.
5. Принцип точности.
Принцип единствапредполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.
Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.
Принцип непрерывностиозначает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:
-изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;
- не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.
Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.
Принцип точностисвязан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.
Существуют и методы планирования в менеджменте, но давайте остановимся подробнее на таком явлении, как стратегическое планирование в менеджменте. Это набор решений и действий, которые предпринимаются руководством и ведут к разработке только специфических стратегий. Данные стратегии должны помогать организациям в достижении целей. Стратегическое планирование в менеджменте является инструментом, помогающим обеспечить основу управления предприятием. Оно имеет главную задачу: обеспечить изменения и нововведения в организации предприятия в достаточной мере.
Стратегическое планирование в менеджменте включает в себя 4 вида управленческой деятельности:
1. Распределение различных ресурсов (по большей мере ограниченных): управленческих талантов, фондов, технологического опыта;
2. Адаптация ко внешней среде. Речь идет обо всех тех действиях, которые имеют стратегический характер и улучшают взаимоотношения компании с окружением. В данном случае есть необходимость выявления всех возможных вариантов и обеспечения наиболее эффективного приспособления стратегии в целом к окружающим ее условиям.
3. Внутренняя координация. Речь идет о координации стратегической деятельности с целью отображения всех сторон фирмы (и слабых, и сильных) для достижения наиболее эффективной интеграции всех операций внутри предприятия.
4. Осознание организационных стратегий. Имеется в виду, что должно осуществляться систематическое развитие мышления менеджеров исключительно путем формирования организации, способной учиться на уже совершенных стратегических ошибках. Речь идет о способности учиться на своем опыте.
Кроме всего прочего, стратегическое планирование в менеджменте имеет огромное значение для успешного управления любым предприятием.
Наибольший успех от планов – в показателях отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал.
Планирование согласуется и с процессом контроля. Контроль основывается на планировании.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Стратегия (от греч. strategos) – детальный и всесторонний комплексный план, направленный на достижение целей организации и выполнения ее миссии.
Стратегическое (формальное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Оно является тем зонтиком, под которым укрываются все функции управления. Не имея стратегического плана, организации и отдельные специалисты не будут иметь четкого представления о предприятии и его функционировании.
Главный принцип стратегического планирования – адаптивность, а главным условием является рыночная экономика.
Разрабатывается стратегический план ни для отдельного специалиста, а для всего коллектива. При этом используется систематический анализ огромного количества информации об отрасли, рынке, конкурентах и др.
Для стратегического планирования характерно:
— небольшой плановый отдел (менее 6 человек);
— функция осуществляется менее, чем на 10 лет;
— разработка и утверждение происходит ежегодно;
— годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;
— функция может быть усовершенствована.
Стратегические альтернативы:
— ограниченный рост (изменения минимальны);
— рост (изменения заметны);
— сокращение (стратегия последнего средства: ликвидация, отсечение лишнего, переориентация);
— сочетание трех предыдущих стратегий.
На выбор стратегии влияют:
— риск;
— значение прошлых стратегий;
— реакция на владельцев;
— фактор времени.
Питер Лоранж (Профессор, Президент Цюрихской школы бизнеса GSBA, Магистр в области операционного менеджмента Йельского Университета, Доктор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса) считал стратегическое планирование инструментом, помогающим принять управленческое решение. Основная задача – обеспечить нововведения и изменения в организации. С точки зрения автора стратегическое планирование– это:
— распределение ресурсов (увеличение или сокращение ограниченных организационных ресурсов: фондов, дефицитных талантов, технологического опыта);
— анализ внешней среды (оценка контролируемых и неконтролируемых факторов: функционально-стоимостной (затраты-результаты), «бенчмаркинг» — точное измерение «лучшего в своем классе»: операций внутри организации и в других организациях, сравнение с мировым опытом; анализ полей бизнеса «PIMS» – анализ воздействий рыночных стратегий на прибыль);
— адаптация к внешней среде (улучшение взаимодействия организации с ее окружением, приспособление к нему – к экономическим, социальным, политическим, рыночным, международным, технологическим и конкурентным факторам, к опасностям и возможностям; ответ на потребительские требования);
— внутренняя координация (отражение сильных и слабых сторон с целью эффективной интеграции управленческих операций – SWOT-анализ – аббревиатурное обозначение сильных сторон, слабых, благоприятных возможностей и факторов угрозы;
— организационное предвидение (систематическое развитие мышления менеджера путем формирования нового опыта, основанного на оценке прошлого).
Тактика – метод достижения цели, способ достижения краткосрочных целей. Она легко соотносится с конкретными задачами и ситуациями.
Тактика всегда разрабатывается на уровне среднего звена управления, стратегия – на уровне высшего.
Временной аспект планирования – это прогнозирование. Определяется не только то, что должна осуществить организация, но и когда должен быть достигнуть результат.
Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития.
Прогнозирование – это фактор планирования, которое бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.
Виды прогнозов: экономические, развития конкуренции, развития технологии, состояния рынка, социальный.
Таким образом, стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив. Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений.
Список литературы:
1. Бородин В.А. Стратегическое планирование: учебное пособие / В.А. Бородин. - 3-е изд., перераб. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. - 105 с.
2. Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — СПб.: Спец. лит., 2012. — 237 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2014. – 569 с.
4. Ru.wikipedia.org
5. Studopedia.org