Региональная инновационная стратегия

Министерством промышленности и инноваций проведена серьезная работа по развитию инноваций в регионе, включая разработку региональной инновационной стратегии, подготовку Закона РБ № 400-з от 28.12.2006 г. «Об инновационной деятельности в РБ» и долгосрочную целевую инновационную программу РБ на 2011 — 2015 годы. Активная деятельность в инновационной сфере осуществляется путем отстроенной информационной поддержки, созданием условий для малого предпринимательства в инновационной сфере, включая аутсорсинг малым предприятиям, работу с муниципальными образованиями, административную и финансовую поддержку. Впрочем, из анализа опубликованных материалов не вполне ясно, что именно считается инновациями, поскольку к классу инноваций отнесено значительное количество действий по модернизации имеющихся производств за счет внедрения давно известных и, главное, широко распространенных в мировой практике решений.

К сожалению, подавляющая часть республиканских инвестиционных проектов представлена вне логики рыночной экономики, предполагающей своим результатом эффективность, выраженную в деньгах.

В то же время важно заметить, что в условиях Башкортостана существенную нагрузку по развитию инновационной деятельности берут на себя малые предприятия. При этом основной вес в общем количестве малых и средних предприятий занимают обрабатывающие производства. За рамками рассмотрения остались аграрные предприятия и сфера услуг, что говорит, с одной стороны, о неразвитости этих важнейших для региона секторов экономики, с другой стороны — об искусственной поддержке и концентрации предпринимательства в наукоемких производствах. Промышленный малый инновационный бизнес недостаточно развит, хотя имеет большой потенциал роста, поскольку достаточно эффективен. Однако в наиболее распространенном механизме кооперации имеется сбой по всем ее элементам — контрактору, субконтрактору и транзакции. Необходимо задуматься о формате более тесного сотрудничества крупных предприятий с малыми, с учетом того обстоятельства, что в производственной сфере у малого бизнеса нет ресурсов (нет и целесообразности) развивать собственные технические мощности, необходимые для создания промышленных образцов и малосерийной продукции. Это особенно важно, поскольку вынос ряда операций в малые города имеет принципиальное значение для их развития.

Нельзя не отметить, что сбрасывание инновационной инициативы на неокрепший организм муниципальных администраций без предваряющей серьезной модернизации муниципального управления довольно рискованно, и этот процесс имеет все признаки формальной кампании.

В целом необходимо констатировать следующее:

  • 1. В республике пока еще превалирует ставший уже классическим для РФ подход — максимальное использование административного ресурса на основании умозрительных доводов, моделирования первого приближения и примеров-аналогов в качестве основной движущей силы процессов модернизации экономики по обособленным ее секторам. Однако отсутствие экономических обоснований в принятии решений не может быть более терпимым, поскольку неизбежно приведет к неудачам, которые могут дискредитировать грамотную модель.
  • 2. Элегантно нарисованная система финансово-институциональной поддержки инновационной деятельности в республике практически не работает, так как гипотетические представления участников процесса не могут стать достаточным условием для принятия адекватных решений.
  • 3. Инновационная политика РБ страдает из-за приоритетной ведомственной линии, так и не став всеобщей политикой регионального развития. В республике малое и среднее предпринимательство рассматриваются в первую очередь с позиции инновационно-активного звена в сфере промышленного производства. Прочие направления хозяйственной деятельности региона остаются «нетронутым полем» как в части целостного подхода к развитию предпринимательства, так и инновационного подхода (агропромышленный комплекс, туризм, строительство, торговля и общественное питание) — находятся в состоянии броуновского движения.
  • 4. В настоящее время финансирование АПК в том состоянии, в котором оно сейчас находится, — это по преимуществу вымывание бюджетных средств. АПК в РБ — это скорее система социального обеспечения, которую стараются поддерживать в пристойном виде для создания образа исторической преемственности ведущих секторов экономики и общественного спокойствия.

Инновационная деятельность в РБ предъявляется как обособленный элемент развития промышленности, тогда как при острой необходимости модернизации экономики региона в целом говорить, скорее, следует об инновационной экономике. Инновационная экономика предполагает принципиально иные схемы управления и администрирования, включая управление финансами, сетевые и кооперационные формы хозяйственной деятельности, для которых в республике все еще не созданы все необходимые управленческие, исполнительские и ресурсные условия.

Поскольку Башкирия уже выбрала инновационный путь развития и сделала ряд последовательных шагов в этом направлении, региональная инновационная стратегия должна стать региональной линией системной модернизации экономики Башкортостана.

Силами Минпрома и Министерства экономики сейчас в Башкирии формируется инновационная культура, пусть пока и несколько однобокая, но крайне необходимая для осуществления будущего качественного скачка в развитии республики. В этом направлении республикой сделано уже многое, но это также означает, что на сегодня есть два сценария развития региона:

  • 1. РБ продолжает курс на инновационную экономику, переносит положительный опыт модернизации промышленности на другие направления хозяйственной деятельности, подключает управленческий и институциональный корпус республики в качестве ведущего инновационного звена, рассматривает в качестве основного показателя результативности социальную и экономическую эффективность.
  • 2. РБ продолжает курс на инновационную экономику за счет только активных преобразований в промышленном секторе без изменений региональной системы управления и формирования механизмов развития. В этом случае в прогнозный период произойдет дальнейшее торможение.

В академическом ключе эксперты отдают себе отчет в этом, утверждая: «Анализ инновационного потенциала и отличий инновационной системы от промышленно развитых стран свидетельствует, что в РБ придется преодолевать серьезное отставание посредством создания адекватных рамочных условий». Однако практическая интерпретация теоретического знания все время свертывается до рамочных условий развития промышленных инноваций. Макросистема не воспринимается как органическое целое. Между тем, помимо ряда промышленных направлений, транспорта и логистики, реально инвестировать капиталы не во что!

Финансовая система

Необходимо затронуть и весьма чувствительную сферу финансовой системы Башкортостана. По утверждениям министерских экспертов, «…финансовая система РБ отличается своей сбалансированностью и финансовой устойчивостью, что определяется взвешенным, последовательным характером региональной бюджетно-налоговой политики».

Сбалансированность и устойчивость финансовой системы РБ являются сегодня достижением в рамках все еще инерционного движения региона, так как направление инновационного развития республики пока решается за счет отдельных секторов экономики и, в целом, слишком молодо, чтобы дать весомые результаты. Инновационное развитие сильнейшим образом зависит от формируемых регионом рамочных условий, в частности — от переориентации финансовой системы с позиции обеспечения функционирования экономики региона на позицию управления финансами в интересах его развития.

Впечатление серьезной перегруженности бюджетной составляющей планируемых инвестиций вынуждает ставить вопрос оптимизации направлений бюджетных вложений в пользу расширяющейся совокупности относительно малых и быстро окупаемых проектов.

Целью необходимо считать модернизацию самой экономики и системы управления, а привлечение инвестиций — лишь инструмент на пути достижения данной цели! Должно получить развитие управление финансами, а не финансовое управление.

Потенциал развития Башкортостана грандиозен. Ценнейшим ресурсом развития республики является сбалансированность между добывающим, перерабатывающим и сельскохозяйственным секторами — сбалансированность, сохранение которой требует все больших усилий по мере модернизации всех видов деятельности. По мере построения инфраструктуры для мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления задача отладки всех видов информационного обмена между субъектами управления в режиме реального времени приобретет ключевое значение. Уровень готовности к этому еще невысок.

Проблематизация

Рассмотрим в категориях формулировки наиболее общих проблем те сектора социально-экономического развития, где, с одной стороны, будет срабатывать объективное давление демографического процесса в РФ, а с другой — просматриваются наибольшие возможности развития, напрямую подконтрольные руководству Башкирии, при наличии наибольших шансов получения финансовой поддержки из федерального бюджета.

Наши рекомендации