Раздел 2 Основы менеджмента
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
специальность260807 «Технология продукции общественного питания»
Для студентов IVкурса заочной форы обучения
Преподаватель: Сосновская Л.Б.
Раздел 1. Основы рыночной экономики.
1. Принципы рыночной экономики
2. Основные понятия: экономика, рынок, рыночные отношения.
3. Продовольственный рынок в России. Рыночная система хозяйствования: понятие, сущность, функции и виды рынков.
4. Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка
5. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. Предложения на рынке потребительских товаров. Определение емкости рынка.
6. Отрасль в условиях рынка
7. Отрасль: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Современное состояние и перспективы развития
8. Тенденции развития отрасли. Отраслевой рынок труда, характерные черты и особенности.
9. Основные экономические показатели развития отрасли.
10. Предприятие: понятие, основные признаки, цели, функции.
11. Классификация предприятий по различным признакам.
12. Организационно-правовые формы предприятий. Предприятия малого бизнеса в общественном питании
13. Производство продукции и товарооборот
14. Методы прогнозирования товарооборота.
15. Товарные запасы и показатели эффективности их использования
16. Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания.
17. Основные фонды: понятие, классификация, показатели эффективности использования
18. Оборотные средства: сущность, состав и структура.
19. Издержки производства и обращения: сущность, классификация, факторы влияющие на уровень издержек.
20. Показатели, используемые при анализе и планировании издержек.
21. Расчет плана товарооборота. Обоснование производственной программы.
22. Рас чет показателей эффективности использования основных фондов.
23. Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. Расчет издержек производства и обращения
24. Особенности ценообразования в общественном питании.
25. Структура розничной и продажной цены. Калькуляция цен на продукцию предприятий питания.
26. Себестоимость. Определение и значение для предприятий общественного питания.
27. Валовой доход: сущность, источники образования.
28. Прибыль: экономическая природа, ее виды.
29. Рентабельность, методика ее определения
30. Расчет розничной и продажных цен, их отдельных элементов
31. Расчет и анализ себестоимости продукции и валового дохода по сумме и по уровню
32. Расчет величины размера валового дохода за счет изменения основных факторов»
33. Расчет валового дохода и прибыли
34. Оплата труда работников предприятий питания
35. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда
36. Состав фонда заработной платы, источники его образования.
37. Механизм стимулирования труда и его совершенствования.
38. Организация оплаты труда на различных предприятиях общественного питания
Раздел 2 Основы менеджмента
39. Сущность и характерные черты современного менеджмента.
40. Основные школы и подходы менеджмента.
41. Национальные особенности менеджмента.
42. Организация и ее среда
43. Американская и японская модель менеджмента
44. Использование мирового опыта менеджмента в условиях России
45. Функции менеджмента
46. Сущность управленческой деятельности.
47. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Характеристика функций цикла.
48. Функции управления: общие, частные и специальные. Методы управления
49. Самостоятельная работа:
50. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу, теория потребностей Мак Клелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости, модель Портера-Лаулера
51. Использование теорий мотивации в менеджменте.
52. Деловое и управленческое общение: понятие, назначение, формы общения. Деловые беседы и совещания: виды, особенности проведения.
53. Трансакты. Использование приемов аттракции в заданных ситуациях, при работе с подчиненными
54. Коммуникации в организации: понятие, виды и уровни. Процесс коммуникации.
55. Власть и влияние: понятие и виды власти.
56. Лидерство и власть.
57. Понятие и характеристика стилей управления.
58. Управленческая решетка ГРИД.
Раздел 3 Маркетинг
59. Сущность, основные цели, принципы и функции маркетинга.
60. Этапы маркетинговой деятельности. Классификация маркетинга.
61. Концепции маркетинга.
62. Цели, задачи, объекты и схема проведения маркетингового исследования. Способы сбора информации при проведении маркетингового исследования.
63. Маркетинговые исследования товарных рынков.
64. Методы маркетинговых исследований: экспериментальные и аналитические, возможности их применения.
65. Важнейшие направления маркетинговых исследований: исследования рынка, товаров, цен, продвижения товаров, доведения их до потребителя.
66. Основные понятия, назначение и признаки сегментирования.
67. Целевой маркетинг: варианты охвата рынка.
68. «Рыночная ниша» позиционирование товара
69. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров.
70. Бостонская матрица.
71. Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
72. Классификация средств маркетинга, их характеристика.
73. Жизненный цикл товара и рыночная жизнь товара их этапы.
74. Товарная политика предприятия
75. Виды и стратегия сбыта, уровни, функции каналов распределения.
76. Критерии выбора, виды и типы торговых посредников
77. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды
78. Критерии выбора каналов сбыта. Системы сбыта.
79. Методы изучения рынка: классификация методов, их достоинства и недостатки
80. Информационные виды продвижения. Службы ФОСТИСС
81. Реклама: понятие, назначение.
82. Цели, задачи и функции рекламы.
83. Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.
84. Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации.