Тема 2. Имидж делового человека
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Мировая экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
дисциплины «ДЕЛОВАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ»
для студентов направления 080500 «Менеджмент»
специальности 080507 «Менеджмент организации»
для очной формы обучения
Г. Тула 2005
Методические указания составлены ассистентом Косушко З.Я., обсуждена на заседании кафедры "Мировая экономика"факультета экономики и права,
протокол №_____ от «____»______________200__г.
Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.
Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры "Мировая экономика" факультета экономики и права,
протокол №_____ от «____»__________200__г.
Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.
1. Цели и задачи самостоятельной работы студентов:
Поскольку лекционный курс ограничен и многие вопросы и проблемы дисциплины изучить на лекциях в полном объеме не представляется возможным, изучение осуществляется путем самостоятельной работы студентов и участия их в семинарах и практических занятиях.
На семинарских занятиях происходит закрепление пройденного материала, обсуждение основных вопросов и тем, опрос, тестирование, проверка опорных конспектов и проведение контрольных работ.
На практических занятиях разбираются различные ситуации и решаются задачи.
Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине заключается в самостоятельном закреплении и повторении тем дисциплины (для чего были разработаны вопросы для самоконтроля) и самостоятельной подготовке к экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа по дисциплине «Документирование управленческой деятельности» включает самостоятельное изучение следующих вопросов:
Тема 1. Деловое совещание
Ведение делового совещания. Кроме деловых бесед и коммерческих переговоров в предпринимательской практике широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого обсуждения очень разнообразны. Это съезды, конференции, симпозиумы, собрания, заседания, семинары. Суть делового совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе широкого учета мнений, в том числе и не соответствующих решениям администрации.
Чаще всего деловые совещания проводятся:
· при необходимости принятия коллективного решения на основе равного права каждого высказывать и обосновывать свое мнение;
· если решение вопроса затрагивает интересы одновременно нескольких структурных подразделений организации или фирмы;
· если для решения вопроса необходимо воспользоваться мнениями различных групп работников.
Практика деловой жизни показывает, что деловые совещания более эффективны, чем просто административные решения узкого круга управленцев. Однако недостаточно хорошо подготовленные и плохо проведенные совещания, созываемые по каждому поводу, наносят большой вред, т.к. пожирают дорогостоящее время, отрывая людей от основной работы.
Одна из основных задач ведущего деловое совещание в своей группе в дипломатическом стиле – привлечь как можно больше фактов, чтобы более полно оценить сложность обсуждаемой проблемы, а также вовлечь присутствующих в процесс решения проблемы. Как утверждает известный американский психолог Алан Айви ведущий совещания должен прежде всего выяснить: 1) каковы факты и 2) как их оценивают присутствующие.
В процессе проведения делового совещания очень важно контролировать его ход. Для этого руководителю следует:
1. Оставаться на нейтральных позициях. Это положительно воздействует на эмоциональное состояние присутствующих.
2. Постоянно поддерживать разговор.
3. Немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения, обусловленного эмоциями.
4. Отклонять непродуманные решения! Только подкрепленные фактическим материалом решения должны приниматься во внимание.
5. Вызывать участников для выступлений.
6. Позволять говорить только одному человеку, препятствовать возникновению дискуссий на совещании.
7. Выслушивать мнения всех оппонентов! Никакие идеи не удерживаются так упорно, как те, которые не обсуждались.
8. Стремиться к выработке общих подходов. Всегда можно найти точки соприкосновения, если только захотеть.
9. Нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонениям от темы, которые допускают отдельные участники. Совещание должно последовательно шаг за шагом приближаться к решению поставленной задачи.
10. При необходимости, чтобы исключить недоразумения, уточнить сообщения отдельных участников: «Я это правильно понял? Так будет правильно?»
11. Чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как они уже близки к цели.
12. Экономить время! В самом начале надо объяснить, что проблема может быть без сомнения решена в отведенное время. Если это возможно, то не затягивать совещание ни на одну минуту.
Тема 2. Имидж делового человека
Имидж – это визуальная привлекательность личности. Для того чтобы выглядеть привлекательно в глазах окружающих, недостаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций о том, как располагать к себе людей. природным достоянием, которым следует умело распорядиться являются благоприятные внешние данные.
Однако отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом самовыразить свои привлекательные личностные качества.
Каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа? Условно их можно разделить на три группы.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности связанные с ее образованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.
К третьей группе следует отнести то, что приобретается с жизненным и профессиональным опытом. Особенно ценно, когда этот опыт помогает человеку обострить интуицию на ситуацию общения.
Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому правильного выбора своей модели поведения.
Библиографический список
1. 1.Гражданский Кодекс РФ.
2. 2.Государственная система документационного обеспечения управления: Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М.: ГлавархивСССР, 1991.
3. 3.ГОСТР6.30-97.Унифицированнаясистемаорганизационно-распорядительной документации. - М.: Госстандарт России, 1997.
4. 4.А.В. Стенюков Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. - М.: «Приор», 1999.
5. 5.П.В. Веселов. Современное деловое письмо в промышленности. - М.:Издательствостандартов, 1990.
6. 6.В.И. Андреева. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы. – М.: АО " Бизнес-школа1996.
7 7. Документы и делопроизводство. Справочное пособие. Т.В. Кузнецова и др. - М.: Экономика, 1991.
1. 4.А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая. Оформление документов. – М.: Издательство «Дело», 1999.
2. 5.Л.П. Дашков, А.В. Брызгалин. Коммерческий договор: от заключения до исполнения.
3. 6.М.Д. Феллер, Ю.Л. Полторак Составление текстовых производственных документов. - М.: Издательство стандартов. 1990.
4. 7.М.В. Колтунова. Деловое письмо: что нужно знать составителю. - М.: Дело,1999.