II. Общие цели и задачи преддипломной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра менеджмента
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА |
Учебно-методическое пособие
для студентов экономического факультета
бакалавриата направления подготовки 38.03.02 Менеджмент
Рекомендовано кафедрой
Протокол № 11 от 27.05.2016 г.
Зав.кафедрой ______________
Пермь 2016
Авторы-составители: д. э. н., профессор Прудский В. Г., к.э.н., доцент Алферова Т.В.
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА - методический материал для студентов бакалавриата экономического факультета ПГНИУ направления 38.03.02 «Менеджмент» /Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2016 - 24 с.
Программа преддипломной практики разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриата направления 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ бакалавриата направления «Менеджмент»
Рецензент:
к.э.н. доцент Пестерникова М.В.
I. Общие методические требования и положения организации и проведения преддипломной практики согласно ФГОС ВО направления подготовки бакалавриата 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ направления подготовки «Менеджмент»
1.1. Образовательная программа 38.03.02 «Менеджмент» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования направления 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ бакалавриата «Менеджмент» в качестве обязательного элемента должна содержать программу преддипломной практики.
1.2. Организация преддипломной практики может иметь различные формы, но при этом она должна быть направлена на получение практических знаний и навыков будущей профессиональной деятельности бакалавра направления «Менеджмент»
1.3. Область профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по направлениям подготовки, включает:
- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
- структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
1.4. Объектами профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по данному направлению являются:
· процессы управления организациями различных организационно- правовых форм;
· процессы государственного и муниципального управления.
1.5. Виды профессиональной деятельности,к которым готовятся выпускники данной программы бакалавриата:
· организационно-управленческая;
· информационно-аналитическая;
· научно-исследовательская;
· проектная;
· предпринимательская.
1.5. Выпускник программы бакалавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решатьследующие профессиональные задачи:
· организационно-управленческая деятельность:
- распределение функций и формирование эффективной структуры исполнителей в организациях и предприятиях в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
- расчет и оценка затрат в различных организациях с целью их рационализации в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
· научно-исследовательская деятельность:
- проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
- участие в научных дискуссиях и защитах научно-исследовательских работ различного уровня; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований.
· проектная деятельность:
- участие в разработке и реализации проектов разного уровня в области профессиональной деятельности;
- оценка эффективности проектов;
· информационно-аналитическая деятельность:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- оценка эффективности управленческих решений;
предпринимательская деятельность:
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.
1.5. Преддипломная практика завершает теоретическую и практическую подготовку бакалавра по направлению «Менеджмент»,после которой он готовится к государственной итоговой аттестации, включающей сдачу комплексного государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. Государственная итоговая аттестация призвана выявить и оценить теоретическую подготовку и готовность к решению профессиональных задач, а также практическую готовность к основным видам профессиональной деятельности.
Комплексный государственный экзамен по направлению включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки бакалаврской работы.
Выпускная квалификационная работа менеджера должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.
II. Общие цели и задачи преддипломной практики
2.1. В ходе прохождения преддипломной практики студент должен систематизировать, углубить и придать практическую направленность своим знаниям, приобретенным в ходе теоретического обучения.При этом основное внимание должно быть уделено развитию навыков выявления проблем экономического характера при анализе конкретных ситуаций, разработки способов их решения, а также умений оценивать ожидаемые результаты, первоначально приобретенных при изучении дисциплин базовой и вариативной частей программы подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент».
Освоив дисциплины базовой части согласно ФГОС ВО и СУОС ВО ПГНИУ, бакалавр направления «Менеджмент» должен:
· знать объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;
· знать сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
· знать методы получения статистической информации, и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;
· знать приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;
· знать методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;
· знать методы получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;
· знать методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;
· знать методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;
· знать принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и «паблик рилейшнз».
Освоив дисциплины вариативной части согласно ФГОС ВО и СУОС ВО ПГНИУ, бакалавр по направлению «Менеджмент» должен:
· уметь проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
· знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;
· профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;
· разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;
· уметь разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
· применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;
· владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
· владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.
2.2. В ходе прохождения преддипломной практики студент должен развить и углубить свои экономико-управленческие навыки и умения:
· систематизировать и обобщать управленческую информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать рецензировать тексты;
· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности, уделив особое внимание применению при анализе и решении управленческих проблем метода экономического моделирования;
· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности на соответствующих отраслевых рынках;
· использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономико-управленческих задач.
В своем отчете студент должен продемонстрировать свое умение применять для решения организационно-хозяйственных проблем законы и научные принципы управления социально-экономическими системами (организациями), законы и закономерности функционирования рыночной экономики, её общественно-производственных структур.
При этом он должен показать, что способен реализовать для выявления и анализа управленческих проблем основные современные методологические подходы в управлении социально-экономическими организациями - системный, ситуационный, процессный, а также методы - структурно-функционального анализа («дерево целей»), матричного анализа, моделирования проблемных ситуаций и управляемых систем, методы и технологии сбора, обработки и анализа количественных и качественных информационных данных, методы функциональных менеджментов, знает и умеет применять научные принципы и методы разработки и принятия управленческих решений.
Управленческая проблема – расхождение между действительным и желаемым состоянием управляемой организации при неизвестных способах преодоления этого расхождения.
Управленческое решение – главный результат, продукт деятельности менеджера. Разработка и реализация управленческого решения осуществляется в процессе получения, накопления, обработки и передачи управленческой информации.
Исходная информация для анализа проблемы и разработки ее решения формируется на основе накопления и обработки данных статистических и социологических исследований, информационных ресурсов интернета.
Исходная задача менеджера – выявить проблему конкурентного развития организации (системы), а затем осуществить ее 1) идентификацию (выявить сущностную специфику), 2) структуризацию(сформулировать цели решения проблемы и факторы, ресурсы их достижения) и 3) формализацию (представить решение в виде модели, формулы – системы взаимосвязанных показателей, т.е. простейшего уравнения).
Для обработки исходной информации анализа управленческой проблемы и разработки управленческого решения реализуются следующие методологические подходы и методические инструменты.
Системный подход - методология исследования объектов управления как систем. Система - это целостностная упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Процессный подход - методология исследования объектов управления, согласно которому управление должно рассматриваться как процесс – т. е. серия непрерывных взаимосвязанных действий, посредством которых менеджером достигаются цели и решаются задачи с помощью других людей. Эти действия, каждое из которых также является самостоятельным процессом, выступают как реализация определенных функций.
Ситуационный подход - методология исследования объектов управления, согласно которому определяющим фактором для принятия управленческого решения выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Структурно-функциональная методическая схема анализа организации («дерево целей, ресурсов, элементов») –это структурированный иерархический перечень целей (функций, элементов организации), в котором цели (функции, элементы) более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня. Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель организации. Поскольку достижение генеральной стратегической цели организации является достаточно сложной задачей, то производят декомпозицию цели - разложение цели на несколько более мелких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели. Далее процесс повторяют для каждой более мелкой цели нижнего уровня до тех пор, пока в результате декомпозиции цель не станет достаточно простой, чтобы быть достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время (см. принципы S.M.A.R.T.). При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения Главной цели.
Матричная методическая схема анализа перспектив динамики организации – инструмент стратегического анализа конкурентной позиции управляемой организации на соответствующем рынке (рыночной нише). Реализуется посредством системного исследования сильных и слабых сторон внутренней среды организации в ее взаимодействии с внешней рыночной конкурентной средой с ее возможностями и угрозами.
Экономическая модель,которая представляет собой упрощенное отражение функционирования управляемой экономической системы с помощью вербального описания, графиков и уравнений (символов), концентрированно выделяющее наиболее существенные взаимосвязи её внутренних и внешних переменных.
В конечном счете, дипломная работа должна показать, что студент умеет выявлять и конкретизировать экономико-управленческие проблемы, собирать, обобщать и систематизировать (структурировать) экономико-управленческую информацию, использовать основные и специальные методы её экономического анализа в своей будущей профессиональной деятельности, разрабатывать и обосновывать рациональные управленческие решения, а затем – организовывать их реализацию, направленную на повышение конкурентоспособности управляемой организации в конкурентной рыночной среде.
2.3. В процессе прохождения преддипломной практики студент должен
2.3.1.Закрепить свои умения применять системный методологический подход к разработке и реализации управленческих решений возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:
Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих частей (элементов), каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система организации характеризуется двумя основными составляющими:
· внешним окружением (внешней средой), включающей в себя выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;
· внутренней структурой (внутренней средой), - представляющую собой совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы.
Системы делятся на два основных типа: закрытые и открытые.
· Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия, независимы от среды, окружающей систему.
· Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Производственные системы – это особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги. Любая фирма является сложной самоорганизующейся системой.
· В процессе взаимодействия с внешней средой в организацию (производственную систему) поступают: информация, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
· Осуществляя в соответствии со своими целями, хозяйственную, экономическую, научную деятельность, организация (производственная система) обрабатывает эти входы, преобразуя их в товары, работы или услуги. Эта продукция, работы и услуги являются выходами организации, результатами, выносимыми в окружающую среду.
2.3.2. Закрепить свои умения применять ситуационный методологический подход к разработке и реализации управленческих решений возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:
· Ситуационный подход имеет прикладной характер; он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим его фактором выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
· Согласно ситуационному подходук управлению, организационная структура предприятия, её элементы есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Для использования подхода на практике следует определить, каковы значимые переменные ситуации и степень их влияния на эффективность организации.
2.3.3. Закрепить свои умения применять процессный методологический подход к разработке и реализации управленческих решений, возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:
· Управление должно рассматриваться как процесс – т.е. серия непрерывных взаимосвязанных действий, посредством которых менеджером достигаются цели и решаются задачи с помощью других людей. Эти действия, каждое из которых также является самостоятельным процессом, называются функциями.
· В процессе управления организациями (предприятиями) реализуются функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация (регулирование).