ТЕМА 1. Предприятие как субъект хозяйствования
Для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятий отрасли» студентами
Технологических специальностей очной и заочной формы
Обучения
Симферополь, 2012
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения курсовой работы студентами очной и заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономика предприятий отрасли».
Методические указания подготовлены в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Экономика предприятий отрасли». Настоящее издание подготовлено к печати доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономики и организации предприятий АПК Лебедевым К.А.
Рецензенты:
д.соц.н., проф., зав. кафедры менеджмента и права П.А. Хриенко.
д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита А.К. Джалал
Рекомендованы к изданию на заседании кафедры экономики и организации предприятий АПК, протокол № 1 от « 30 » августа 2011г.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию Методической комиссией экономического факультета, протокол № 1от 05.09.2011г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа, выполняемая студентами очной и заочной форм обучения, направлена на то, чтобы помочь им самостоятельно изыскивать резервы и определять пути повышения экономической эффективности функционирования предприятия.
В процессе выполнения курсовой работы студенты более широко осваивают элементы методики экономических исследований и обоснования мероприятий по повышению эффективности использования ресурсного потенциала.
Курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия» выполняется по определенной теме, рекомендованной в данных методических указаниях, на основе изучения литературных источников и конкретных материалов предприятия, по выбору студентов очной формы обучения, или предприятия, в котором работает студент заочник.
Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление студентами теоретических знаний по соответствующим темам программы, умение практически применять их. Самостоятельно выбирать и анализировать необходимый материал, определять важнейшие экономические показатели деятельности предприятия, составлять таблицы, диаграммы, делать по изучаемому вопросу правильные теоретические и практические выводы и вносить конкретные предложения по повышению экономической эффективности деятельности предприятий.
При выполнении курсовой работы студенты должны раскрыть содержание избранной темы, показать глубокие теоретические знания в тесной связи с практикой. При этом необходимо особое внимание обратить на всестороннее изучение экономических законов и категорий, методику определения важнейших показателей, выявление резервов их роста или причин снижения.
Выполнение курсовой работы требует тщательного предварительного изучения учебной, научно-производственной и справочной литературы за последние годы по соответствующим вопросам. Необходимая литература подбирается студентом путем ознакомления с соответствующими каталогами в библиотеке. При выборе нужных статей из журналов за прошлые годы следует смотреть их по списку, помешенному в двенадцатом номере за соответствующий год. Требования к литературе находятся в каталоге читального зала № 1 (бюллетень ВАК 2009 № 5). В конце работы приложить ксерокопии ссылок (не менее 10, т.е. ксерокопия титула источника и той страницы, на которую сделана ссылка. При этом, выделить маркером ту часть текста, на которую автор сослался в ксерокопии ссылки).
После изучения литературных источников по каждому вопросу плана работы студент подбирает, систематизирует и обрабатывает за несколько последних лет (3-5) цифровой материал, составляет таблицы, диаграммы с таким расчетом, чтобы они отражали как сущность изучаемого вопроса, так и влияние факторов, обусловивших те или иные изменения экономических показателей. Каждую таблицу необходимо хорошо продумать. Заголовок таблицы должен отражать ее содержание, а приведенные в ней данные - характеризовать изучаемый вопрос. После каждой таблицы следует сделать краткий анализ данных и выводы. При этом они не должны повторять, данных таблицы. В них следует выделить наиболее важные положения, указать те изменения, которые произошли в экономических показателях, причины, обусловившие их.
Завершив сбор и обработку материала, студент приступает к составлению текста и оформлению курсовой работы. На титульном листе указывается наименование кафедры, тема курсовой работы, фамилия, имя и отчество студента, форма обучения, курс, группа.
На листе, следующем за титульным, прикладывается задание (приложение 2), которое подписывается научным руководителем. Далее приводится содержание работы с указанием страницы, с которой начинается тот или иной вопрос. Вопросы содержания выделяются в виде подзаголовков и подробно раскрывается их содержание. При написании текста с левой стороны листа формата А4, следует оставлять поле размером 30 мм, справа -1,5 мм, вверху и внизу - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы всплошную. Объем работы должен составлять 45-50 страниц. Писать следует рукописно черной пастой, разборчиво, грамотно, простым и ясным языком, не допуская различных сокращений слов в тексте, кроме общепринятых (км. кг, г., л., ц., и т.д.).
В курсовой работе студенту необходимо глубоко освоить изучаемые вопросы, выявить резервы и наметить основные пути их использования, излагать мысли четко, правильно формулируя выводы. В конце работы приводится список использованных источников с указанием фамилий и инициалов автора, названия произведения, места издания, издательства и года издания, количество страниц. Источники приводятся в алфавитном порядке.
Работа подписывается студентом и указывается дата выполнения. Своевременно выполненную работу студент сдает на кафедру за месяц до экзаменационной сессии для проверки и рецензирования. Если работа выполнена в соответствии с необходимыми требованиями и в ней правильно и достаточно полно раскрываются основные положения темы, и она допускается к защите, если на нее было написана положительная рецензия руководителем. В противном случае, работа возвращается на доработку. Если же в работе содержатся серьезные недостатки, она возвращается на доработку. В этом случае студент должен внести необходимые исправления и дополнения.
При этом студенту следует руководствоваться общими методическими указаниями, изложенными в настоящих методических указаниях, а также всесторонне конкретными указаниями и замечаниями, сделанными рецензентом как постранично, так и в рецензии.
При доработке студент никакие страницы не заменяет, а только вносит необходимые исправления и дополнения. Невыполнение данного условия ведет к тому, что повторно Курсовая работа кафедрой не принимается и не проверяется. Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Экономика предприятия».
По каждой теме курсовой работы, кроме предусмотренных разделов должны быть введение, выводы и предложения, список использованных литературных источников.
Во введении, которое должно быть изложено на 1,5-2 страницах, должны быть отражены актуальность темы, цель, задачи, методы и объекты исследований, перечень основных литературных источников, который предлагается использовать для проведения исследований и экономического обоснования теоретических предпосылок.
Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
1. изучение литературных источников по теме исследования;
2. сбор цифрового материала, систематизация и математическая обработка;
3. анализ экономической эффективности функционирования предприятия, тенденций ее изменения, установление причин спада и т.д.;
4. разработка мероприятий по повышению экономической эффективности использования объекта исследования.
Методы и методология исследования: традиционные методы и приемы -монографический, метод простых сравнений, индексный, расчетно-конструктивный, методы анализа и синтеза, метод цепных подстановок и др.
Объектом исследования выступает то хозяйство (предприятие), на примере которого выполняется Курсовая работа. В качестве источников информации используются годовые отчеты исследуемого хозяйства (предприятия), данные Государственного управления статистики Автономной Республики Крым, ежегодные статистические сборники по развитию сельского хозяйства в Украине.
В качестве литературных источников используются те, которые позволяют уточнить отдельные теоретические позиции, разъяснить ту или иную теоретическую точку зрения, обосновать те или иные мероприятия, которые способствуют снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда и повышению экономической эффективности производства в целом.
Предлагаемые рекомендации должны обеспечить эффективное развитие предприятия, то есть иметь прикладной характер и практическую значимость на данном этапе функционирования исследуемого предприятия.
Примечание:Оформление курсовой работы
На титульном листе курсовой работы пишется следующее (см. приложение 1). В начале курсовой работы приводится оглавление с указанием страниц по каждой главе и параграфу.
Курсовая работа представляет собой текст, написанный грамотным литературным языком на сброшюрованных листах бумаги. Каждая глава параграф работы выделяются в тексте, при этом главы начинаются с новой страницы. Страницы работы нумеруются. Следует помнить, что текст курсовой работы должен соответствовать поставленным вопросам в оглавлении, быть четко и хорошо оформленным (внешний вид, графики, таблицы и др.).
Таблицы составляются с учетом тех требований, которые к ним предъявляются: название таблиц, графиков должно отвечать их содержанию. Не рекомендуется оформлять в виде таблиц из четырех-пяти цифр, которые можно привести в самом тексте. Таблицы не должны содержать громоздкие, абсолютные цифры, не поддающиеся анализу и непосредственно не связанные с основным содержанием работы.
Каждая таблица комментируется в тексте; в пояснениях требуется охарактеризовать связь между величинами показателей, отметить причины их изменений, привести сравнения с данными других хозяйств, средними показателями района или области.
В единицах измерений рекомендуется соблюдать единообразие. После числа с десятыми (сотыми) долями название единиц измерения пишется в родительском падеже (например, 20,4 процента). Сокращения в названиях единиц измерения должны быть общепринятыми и одинаковыми.
ТЕМА 1. Предприятие как субъект хозяйствования
1. Сущность и значение предприятия в экономике
2. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
3. Эффективность производства продукции на предприятии
4. Пути повышения эффективности функционирования предприятия.
Первый вопрос.На основе изучения литературных источников показывается значение предприятия, даются понятие, цели и направления деятельности предприятия. Анализируются правовые основы функционирования предприятия. Дается классификация и структура предприятий.
Второй вопрос.Рассматриваются почвенные условия, климат (температура воздуха, длина вегетационного периода, высота снежного покрова, ветры), растительный мир, источники воды, рельеф местности, экономические условия - удаленность хозяйства от пунктов сбыта и переработки продукции, районного и республиканского центра, наличие дорог и их характеристика.
Размеры производства (табл. 1).
Таблица 1.- Размеры предприятия с указанием района (области)
№ п/п | Показатели | Годы | в среднем за 3 года | 20...г. к среднему за 20....г.-20...г. | |||
20... | 20... | 20... | (+/-) | % | |||
Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 2005г. тыс.грн | |||||||
Валовой доход, тыс.грн | |||||||
Денежная выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс.грн | |||||||
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), всего, тыс.грн | |||||||
Прибыль (убыток) от реализации (работ, услуг), всего, тыс.грн | |||||||
Среднегодовая стоимость основных фондов (активов), тыс.грн | |||||||
Посевная площадь, га | |||||||
в т.ч. посева зерновых | |||||||
Среднегодовая численность работников, чел | |||||||
Всего энергоресурсов, л.с. | |||||||
Затраты труда, тыс.чел.-ч. | |||||||
Площадь плодовых насаждений, га | |||||||
Площадь виноградников, га | |||||||
Поголовье скота и птицы, усл. гол. |
Таблица 2.- Состав и структура товарной продукции в хозяйстве (предприятии)
Наименование отраслей, видов продукции | 20...г. | 20...г. | 20...г. | 20...-200...гг.в среднем | 20...Г. к20...-20... гг. | ||||
тыс.грн | % | тыс.грн | % | тыс.грн | % | тыс.грн | тыс.грн | % | |
Зерновые и зернобобовые, всего | |||||||||
из них пшеница озимая | |||||||||
Ячмень | |||||||||
Овес | |||||||||
Прочие зерновые | |||||||||
Подсолнечник | |||||||||
Овощи открытого грунта | |||||||||
Плоды (семечковые, косточковые) | |||||||||
Виноград | |||||||||
Прочая продукция растениеводства | |||||||||
Итого по растениеводству | |||||||||
Мясо КРС | |||||||||
Свинина | |||||||||
Птица | |||||||||
Продажа животных на племенные цели | |||||||||
КРС | |||||||||
Овцы | |||||||||
Молоко | |||||||||
Шерсть | |||||||||
Прочая продукция животноводства | |||||||||
Итого по животноводству | |||||||||
Подсобные и перерабатывающие отрасли, всего | |||||||||
Реализация другой продукции, работ, услуг | |||||||||
Всего по хозяйству |
Дается краткий анализ данных таблицы и делается вывод. После этого раскрывается сущность и значение специализации сельскохозяйственного производства, характеризуются виды специализации, приводятся показатели, определяющие уровень специализации и ее экономическую эффективность. Затем определяется специализация хозяйства по структуре денежной выручки за реализованную продукцию (табл. 2).
Проводится анализ полученных данных и делается вывод. После этого дается характеристика земельных ресурсов хозяйства (табл.3). Проводится анализ и делается вывод.
Таблица 3.- Состав и структура земельных угодий в хозяйстве (предприятии)
Виды угодий | 20...г. | 20...г. | 20...г. | |||
га | % | га | % | га | % | |
Общая земельная площадь | ||||||
в т.ч. с.-х. угодья | ||||||
из них: пашня | ||||||
сенокосы | ||||||
пастбища | ||||||
Многолетние насаждения | ||||||
Прочие угодья (приусадебные участки) |
Затем необходимо привести данные об обеспеченности предприятия основными производственными фондами (табл. 4).
Таблица 4.- Обеспеченность предприятия основными производственными фондами, за 20... -20... гг.
Показатели | 20...г. | 20...г. | 20...г. | 20...г. к 20...г. % |
Фондооснащенность, грн/га | ||||
Фондовооруженность, грн/чел. | ||||
Фондоотдача, грн/грн. | ||||
Фондоемкость, грн/грн |
Третий вопрос.На конкретных материалах предприятия анализируются изменения показателей и устанавливается зависимость эффективности использования производственных фондов от уровня обеспеченности ими. После этого анализируется прибыльность отрасли и культур предприятия (табл. 5).
Таблица 5.- Прибыль (убыток) от реализации основных видов продукции, тыс.грн
Наименование продукции | 20...г. | 20...г. | 20...г. | 20...г. | 20....г. к 20...-20...гг., % |
Зерновые и зернобобовые | |||||
Кукуруза на зерно | |||||
Подсолнечник | |||||
Овощи открытого грунта | |||||
Картофель | |||||
Виноград | |||||
Плоды | |||||
Привес КРС | |||||
Привес свиней | |||||
Молоко | |||||
Шерсть | |||||
Яйцо |
Проанализировать в среднем по двухлетиям изменения прибыли (убытка) от реализации продукции, сравнить их по периодам. Сделать выводы. Завершить раздел анализом уровня рентабельности продукции (табл. 6).
Таблица 6.- Уровень рентабельности основных видов продукции в предприятии, %
Наименование продукции | 20...г. | 20...г. | 20...г. | В среднем за 200... -20...г. |
Зерновые и зернобобовые | ||||
Кукуруза на зерно | ||||
Подсолнечник | ||||
Овощи открытого грунта | ||||
Картофель | ||||
Виноград | ||||
Плоды | ||||
Привес КРС | ||||
Привес свиней | ||||
Молоко | ||||
Шерсть | ||||
Яйцо |
Определить уровень рентабельности производства продукции отдельно по годам и в среднем за анализируемый период. Выделить продукцию с высоким уровнем рентабельности (убыточности). Сделать выводы. Далее выбирается ведущая культура и дается анализ эффективности ведущей культуры (дополнительно получить задание у научного руководителя).
Четвертый вопрос.На основе анализа уровня эффективности производства, изучения литературных источников и передового опыта намечаются основные направления и пути повышения эффективности производства в хозяйстве.