Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз" (ст. 121 ГК РФ).
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.
Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать помимо общих сведений, условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза) (ст. 122 ГК РФ).
Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (ст. 123 ГК РФ).
Наиболее распространенными в России среди начинающих предпринимателей являются такие организационно-правовые формы, как: Индивидуальный предприниматель; Общество с ограниченной ответственностью.
Каждой из этих форм присущи свои недостатки и свои преимущества.
Выбор той или иной формы зависит от многих различных факторов. Единоличную собственность или индивидуальную предпринимательскую деятельность целесообразно вести, если в бизнесе задействованы профессиональные качества собственников - это врачи, юристы, архитекторы, парикмахеры, программисты, и т.п.
Создание бизнеса путем регистрации ООО целесообразно, когда в бизнесе участвует множество специалистов, например, техническое предприятие, торговая фирма и т.п..
Основным преимуществом индивидуальных предпринимателей является то, что за последний год правительством РФ сняты многие барьеры для осуществления их деятельности. В основном это касается смягчения контрольного бремени за малым предпринимательством, значительно сокращёны список контролирующих организаций и сроки осуществления различного рода проверок этого вида деятельности. Всё это сделано (и работа ещё не завершена), в целях упрощения организации индивидуального предпринимательства и снижения коррупции в этой области.
Таким образом, оптимальную организационно-правовую форму бизнеса можно подобрать в ходе развития хозяйствующего субъекта. Начинать лучше с предпринимательской деятельности без образования юридического лица. По мере хороших темпов развития деятельности и наличии инвестиций, а также необходимости дополнительного персонала стоит подумать и об образовании юридического лица.
15.
Биржа— юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованногорынкабиржевых товаров,валют,ценных бумагипроизводных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.
Биржи учреждаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».Биржа может учреждаться любыми юридическими и (или) физическими лицами, кроме: высших и местных органов государственной власти и управления; банков, кредитных учреждений, получивших в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховых и инвестиционных компаний и фондов; физических лиц, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Для биржевой торговли, кроме государственной регистрации в качестве юридического лица, биржа должна получить лицензию на организацию биржевой торговли.
В качестве учредителей бирживыступают лица (юридические и физические), участвующие в ее организации (учреждении).
Членами биржи(за ограничениями, предусмотренными Законом) могут быть юридические и (или) физические лица, которые: а) участвуют в формировании уставного капитала биржи или являются ее учредителями; б) вносят членские взносы, т. е. члены биржи в прямом, непосредственном понимании, вытекающем из формулировки Закона, не являются учредителями биржи; в) вносят иные целевые взносы в имущество биржи и стали ее членами в порядке, предусмотренном учредительными документами биржи.
Получение правового статуса члена биржи дает определенные права,которыми не обладают участники биржевой торговли, не являющиеся членами биржи:
1) участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;
2) получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, и пользоваться другими правами, предусмотренными ее учредительными документами.
Члены биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле, однако только одному юридическому или физическому лицу. Такой договор подлежит регистрации на бирже. При этом субаренда (переуступка) права на участие в биржевой торговле не допускается.
16.
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) – негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется (п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Основная цель ТПП – содействие развитию современной промышленности, финансовой и торговой инфраструктуры. Торгово-промышленная палата оказывает помощь российским предпринимателям как в России, так и за границей. Для реализации своих уставных целей ТПП: 1) оказывает информационные услуги; 2) ведет реестр надежных и ненадежных партнеров; 3) занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности; 4) оказывает поддержку в сертификации; 5) проводит экспертизу технической документации, договоров; 6) может заниматься оценочной деятельностью; 7) фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде; 8) свидетельствуют обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в РФ; 9) выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства – страны СНГ;10) оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей;1 1) может проводить экспертизу товара и приемку товара;1 2) выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП;1 3) осуществляет сотрудничество с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью;1 4) формирует третейские суды, (Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП, Морскую арбитражную комиссию), утверждает их регламенты;1 5) выполняет иные функции в соответствии с законодательством.
17.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Особенности:
- Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
- Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования ЮЛ, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из ФЗ, иных НПА РФ или существа правовых отношений.
- Согласно статья 86.1. ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования ЮЛ на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать ЮЛ - крестьянское (фермерское) хозяйство.
18.
Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается подлежит ли она банкротству.
ГК создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК под надзором Счётной палаты РФ[2].
ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы[3] без согласия ГК не могут
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.
Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.
Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.
19.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства являются:
осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;
проведение налогообложения;
получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;
предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании. (Глава 4 Закона о регистрации). Осуществлять регистрацию ЮЛ при создании будет тот налоговый орган, к территориальной подведомственности которого относится адрес постоянно действующего исполнительного органа организации, или адрес иного органа, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Этот адрес указывается в заявлении о создании организации и в учредительных документах. В отношении некоммерческих организаций, для которых ст. 10 Закона о регистрации предусмотрен специальный порядок государственной регистрации, решение о регистрации принимает Министерство юстиции РФ. Поэтому документы на регистрацию некоммерческой организации представляются заявителем в Управление Министерства юстиции РФ того региона, к которому относится адрес создаваемой организации. Затем после принятия решения о регистрации в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации, Министерство юстиции направляет документы в регистрирующий орган по месту нахождения организации, который вносит в ЕГРЮЛ запись о создании некоммерческой организации. При подготовке и представлении документов, перечисленных в ст. 12 Закона о регистрации, необходимо руководствоваться правилами и требованиями, установленными ст. 9. Основные положения упомянутой статьи, касающиеся порядка представления документов для государственной регистрации юридического лица в связи с созданием8: - заявителем может являться либо учредитель (физическое лицо), либо руководитель учредителя (юридическое лицо), либо лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления; - заявление безошибочно заполняется строго по форме Р11001 для коммерческих организаций, или по форме РН0001 для некоммерческих организаций, регистрирующихся через Министерство юстиции РФ; - документы направляются в регистрирующий орган по почте, в электронной форме через сайт ФНС РФ или Единый портал государственных и муниципальных услуг или представляются заявителем непосредственно в регистрирующий орган (или в Министерство юстиции РФ - почтой или на бумажном носителе); - получив документы, регистрирующий орган предоставляет заявителю расписку в получении (или Министерство юстиции РФ). Как отмечалось ранее, заполнять заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с созданием необходимо очень внимательно, не допуская ошибок и исправлений, особенно в паспортных данных учредителей и руководителя9. Если такие ошибки по каким-либо причинам не будут замечены налоговыми органами и заявителем, то в ЕГРЮЛ попадут недостоверные данные, которые будут отражены в выписке из ЕГРЮЛ. В дальнейшем выписка, содержащая неверные данные, будет препятствием, например, для открытия расчетного счета в банке организации. Если же указанные ошибки будут замечены инспекторами регистрирующего органа, то на этом основании могут отказать в государственной регистрации. Рассмотрим пример из судебной практики. В заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с созданием была допущена ошибка в паспортных данных руководителя. Обнаружив ошибку, регистрирующий орган отказал в регистрации документов, т.к. счел, что заявление о регистрации не подано. Суд также отказал заявителю в удовлетворении его требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации, ссылаясь на то, что паспортные данные руководителя должны быть достоверными.10 Государственная регистрация юридического лица при создании осуществляется в пятидневный срок, с момента получения необходимых документов регистрирующим органом.11 В отношении создающихся некоммерческих организаций, решение о государственной регистрации которых принимает Министерство юстиции РФ, внесение записи в ЕГРЮЛ о создании организации также осуществляется в пятидневный срок с момента направления документов в регистрирующий орган Министерством юстиции РФ. В срок не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации юридического лица при создании регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю: - свидетельство о государственной регистрации по форме Р51001 (содержащее ОГРН организации); - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (содержащее ИНН/КПП организации); - 1 экземпляр учредительных документов организации с отметкой регистрирующего органа; - выписку из ЕГРЮЛ с отметкой регистрирующего органа (по форме, содержащейся в Правилах ЕГРЮЛ). Некоммерческим организациям, решение о государственной регистрации которых принималось Министерством юстиции РФ, документы выдает упомянутый орган с учетом некоторых особенностей, а именно: - свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации по форме, утвержденной Приказом Минюста РФ от 03.08.2009 № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 № 14639);12 - свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 (содержащее ОГРН организации); - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (содержащее ИНН/КПП организации); - 1 экземпляр зарегистрированных учредительных документов организации; - выписку из ЕГРЮЛ с отметкой регистрирующего органа (по форме, содержащейся в Правилах ЕГРЮЛ). Постановку на учет организации во внебюджетных фондах и органах статистики осуществляет регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации путем представления сведений о зарегистрированном юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в электронной форме.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридических лиц данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
решение о создании юридического лица (в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ);
учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
документ об уплате государственной пошлины.
20.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Этап 1. Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки. В заявлении указываются все те виды деятельности, которыми намеревается заниматься гражданин. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые будут указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Необходимо иметь в виду, что для изменения (дополнения) видов деятельности потребуется новая регистрация с уплатой государственной пошлины. В настоящее время возможно осуществлять регистрацию ПБОЮЛ через представителя по нотариально заверенной доверенности. Некоторые палаты требуют при этом нотариального удостоверения подписи на заявлении и нотариального заверения фотографии. Регистрация предпринимателя производится в 15-ти дневный срок с момента подачи заявления. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью. Регистрирующий орган не может отказать индивидуальному предпринимателю в регистрации по мотивам нецелесообразности. Этап 2. Изготовление печати. Стандартный срок внесения оттиска печати в городской реестр печатей и изготовления печати составляет 4–5 дней. Ускорение возможно. Этап 3: Постановка на учет в налоговом органе. Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей. Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца. Этап 4: Постановка на учет во внебюджетные фонды. Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются, во-первых, с чистого дохода, представляющего собой разницу между полученными предпринимательскими доходами и расходами, непосредственно связанными с их извлечением (сумма указанного чистого дохода подтверждается справкой из налоговой инспекции). Во-вторых, с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, работающих у предпринимателя по трудовым контрактам и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам. При регистрации плательщику взносов выдается Извещение страхователю. Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Регистрация предпринимателя в Фонде социального страхования и Фонде занятости обязательна только в случае найма работников по трудовым контрактам и гражданско-правовым договорам. Этап 5: Открытие расчетного счета в банке. Индивидуальному предпринимателю банки открывают расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета на его имя. По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица. Этап 6: Получение лицензии. Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.