Какие из данных примеров (от а до д) относятся к
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
________________________________________________________________
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Для студентов I курса всех специальностей,
для студентов 2-го высшего образования,
МОСКВА - 2002
Практикум разработали:
Канд. экон. наук, доцент Е. В. Иванова (темы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Канд. экон. наук, ст. преподаватель И. Э. Белоусова (Введение, темы 3, 11)
Практикум одобрен на заседании Научно-методического Совета ВЗФЭИ
Проректор, председатель НМС,
профессор Д.М.Дайитбегов
Иванова Е.В., Белоусова И.Э. Экономическая теория. Практикум для студентов. М.: ВЗФЭИ, 2002 - _____с.
© Всероссийский заочный
Финансово-экономический
Институт (ВЗФЭИ), 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………..5
Задачи, практические задания,
тесты по темам курса “Экономической теории”.
Литература по темам…………………………………………..6 – 73
Тема 1. Предмет и метод экономической теории………………6 – 8
Тема 2. Общие основы экономического развития……………...9 – 15
Тема 3. Субъекты и объекты экономического
развития………………………………………………………16 – 19
Тема 4. Рынок как экономическая система…………………….. .20 – 27
Тема 5. Основы теории спроса и предложения…………………..28 – 38
Тема 6. Теория потребительского поведения…………………….39 – 43
Тема 7. Фирма, ее издержки и прибыль…………………………..44 – 49
Тема 8. Совершенная конкуренция………………………………..50 – 54
Тема 9. Рыночные структуры несовершенной конкуренции…….55 – 59
Тема 10. Рынки факторов производства. распределение
ресурсов и доходов…………………………………………………..60 – 66
Тема 11. Внешние эффекты и производство общественных
товаров……………………………………………………….67 – 72
Список рекомендуемой литературы…………………………………..73
Экономическая теория
Практикум для студентов.
Ответственный редактор
Доктор экономических наук, профессор
Николаева И.П.
Редактор _________________________
Компьютерная верстка________________________
Корректор ___________________
Директор издательства
ЛР ИД № 00009 от 25.08.99г.
Подписано в печать ______________________.Формат 60 х 90 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Cyr.
Усл.п.л. ______.Тираж _____ экз. Заказ №_______.
Редакционно-издательский отдел
Всероссийского заочного
финансово-экономического института (ВЗФЭИ)
Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995
Введение
Настоящее методическое руководство предназначено для студентов всех специальностей экономических ВУЗов и специально адаптировано к учебной программе ВЗФЭИ по разделу “Микроэкономика” курса “Экономическая теория”.
В методическом руководстве даны тесты и задачи по каждой из 11 представленных в учебной программе тем по микроэкономике, а также представлен ход решения задач и обоснование правильности ответов на тесты.
Основной целью методического руководства является помощь студентам в самостоятельной подготовке к аудиторной работе и экзаменационному зачету по микроэкономике с учетом специфики заочного ВУЗа и распространением практики дистанционного обучения.
Уважаемые студенты!
Предлагаемые тесты и задачи позволят Вам проверить и уточнить свои знания по экономической теории.
Прежде, чем выполнять задания, следует внимательно прочитать соответствующий раздел учебника по экономической теории. Перечень основной учебной литературы по разделу Микроэкономика приведен в конце методического руководства.
Если Ваше решение задач или тестов не совпадает с ответом, еще раз обратитесь к учебнику и продумайте, в чем заключена Ваша ошибка.
Решение тестов и задач позволит активизировать Ваши знания и развить экономическое мышление.
Получить ответы на вопросы, возникшие у Вас в ходе изучения материалов методического руководства Вы можете на индивидуальной консультации у своего преподавателя по экономической теории, а также на практическом занятии и тьютериале по экономической теории.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Тест 1.1
Основными элементами системы экономических наук являются (выбрать правильные ответы):
а) общественные науки;
б) конкретно-экономические науки;
в) функциональные экономические науки;
г) межотраслевые экономические науки;
д) историко-экономические науки.
Правильные ответы: б, в, г, д.
Поскольку речь идет о системе экономических наук, постольку из предложенных ответов должны быть исключены общественные науки, которые могут быть не только экономическими. Все остальные так или иначе определяют систему экономических наук: либо в конкретных отраслях (б) и между ними (г), либо в отдельных сферах экономики (в), либо в историческом аспекте (д).
Тест 1.2
Методология экономической теории это учение:
а) о динамике развития экономики;
б) о научных методах и принципах познания общества;
в) о принципах и методах экономического познания;
г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической теории.
Правильный ответ: в).
Любая методология – это наука о методах. Поскольку речь идет о методологии экономической теории, постольку ее методология будет представлять собой совокупность методов и принципов экономического познания. Динамика развития экономики (а) – это не столько метод, сколько отдельная область изучения (предмет) экономической теории. Определение методологии экономической теории как учения о научных методах и принципах познания общества (б) не является точным, направленным на изучение экономических явлений и процессов.
Тест 1.3
Позитивная экономическая теория изучает:
а) вопрос “что есть?”;
б) вопрос “что должно быть?”;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения
Правильный ответ а).
Позитивная экономика описывает экономические явления и процессы такими, какими они бывают в реальной действительности. На вопрос “что должно быть?” отвечает нормативная экономика. Положительные тенденции в экономическом развитии являются лишь частью результата экономического анализа. Оценочные суждения – один из методов изучения экономики.
Тест 1.4
Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
Правильный ответ б).
Именно макроэкономика изучает экономическую систему в целом. Микроэкономика изучает поведение отдельного экономического субъекта или состояние рынка отдельного товара. Позитивный и нормативный анализ – это другой уровень анализа, связанный не с широтой охвата, а характером экономических исследований.
Тест 1.5
Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, называется……….. (указать одним словом).
Правильный ответ: индукцией.
Следует помнить, что индукция (наведение) обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, тогда как дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к частным.
Тест 1.6
Часть теоретической экономики, которая исследует обособленные экономические единицы и отдельные рынки, называется ………..(указать одним словом).
Правильный ответ: микроэкономикой.
Именно микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает поведение отдельного экономического субъекта или рынки отдельных товаров, а не экономику в целом.
ТЕМА 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Тест 2.1
Линия производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) альтернативную комбинация товаров при наличии данного количества ресурсов;
г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
Правильный ответ в).
Именно он соответствует определению и принципу построения линии производственных возможностей, включая условие выбора (альтернативы), с одной стороны и условие ограниченности ресурсов, с другой. Остальные ответы либо не точны (а), либо не полны (б), либо неправильны (г).
Тест 2.2
В рыночной экономике существует государственная, личная и коллективная форма собственности. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
Правильный ответ: б).
В рыночной экономике существует два типа собственности: государственная и частная. Все остальные являются их производными. Так, коллективная форма собственности является одним из видов частной собственности.
Тест 2.3
В рамках теории трудовой стоимости соизмеримыми товары делают:
а) их одинаковые свойства;
б) одинаковая полезность для разных субъектов;
в) способность удовлетворять одну и ту же потребность
г) труд, затраченный на их производство
д) природно-климатические условия, в которых они произведены.
Правильный ответ: г).
В соответствии с теорией трудовой стоимости товары количественно соизмеримы как стоимости и качественно разнородны как потребительные стоимости. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на производство товаров. Поэтому именно труд делает товары количественно соизмеримыми. Ответы б) и в) не могут быть правильными, так как связывают соизмеримость товаров с их потребительными свойствами. Ответ а) – слишком общий. Ответ д) неправильный.
Тест 2.4
Товарным производством называется организация национального хозяйства, в условиях которой продукты производятся:
а) кооперированными производителями;
б) ассоциированными производителями;
в) производителями, привлеченными в принудительном порядке к производству данного товара;
г) обособленными производителями
Правильный ответ: г).
Условиями возникновения товарного производства являются: во-первых, общественное разделение труда, во-вторых, экономическое обособление товаропроизводителей. Таким образом, экономическое обособление – производство независимых друг от друга частных работ – необходимое условие существования товарного хозяйства. Ответы а) и б) характеризуют формы товарного хозяйства. Ответ в) определяет не товарную, а рабовладельческую форму организации хозяйства.
Тест 2.5
Возможность инфляции связана с развитием такой функции денег, как:
а) мера стоимости;
б) средство обращения;
в) средство платежа;
г) средство накопления;
д) мировые деньги.
Правильный ответ: б).
Поскольку деньги выступают в функции обращения как мимолетные посредники, развитие именно этой функции послужило основой для замены золотых денег бумажными. Однако, количество как золотых, так и бумажных денег должно быть ограничено законом денежного обращения. В соответствии с ним, количества денег в обращении должно быть равно сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц. Замена бумажными деньгами золотых определило возможность нарушения этого закона. Когда государство печатает бумажных денег больше, чем необходимое законом количество, возникает инфляция.
Тест 2.6
Указать историческую последовательность этапов эволюции форм
стоимости и возникновения денег:
1. полная или развернутая форма стоимости;
2. денежная форма стоимости;
3. простая или случайная форма стоимости;
4. всеобщая форма стоимости.
Правильный ответ: 3, 1, 4, 2.
В соответствии с эволюцией форм стоимости, рассмотренной К. Марксом, сначала существовала случайная форма обмена (3). Два товара случайно обменивались друг на друга в определенной пропорции. Далее, все товары стали обмениваться на какой-либо один товар. Возникла полная или развернутая форма стоимости (1). Именно этот товар постепенно стал играть роль всеобщего эквивалента, появилась всеобщая форма стоимости (4). И наконец, в качестве всеобщего эквивалента стали выступать деньги (2).
Тест 2.7
В условиях товарного производства капиталистического типа деньги авансируются с целью получения приращения, которое называется:
а) потребительной стоимостью;
б) вновь созданной стоимостью;
в) прибавочной стоимостью;
г) индивидуальной стоимостью;
д) общественно – необходимой стоимостью.
Правильный ответ: в).
Капитал, по определению К. Маркса, - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Именно в этом состоит смысл капиталистического производства. Все остальное (а, г, д) характеризует любое товарное производство. Вновь созданная стоимость – категория, которая включает не только прибавочную стоимость, но и переменный капитал. Переменный капитал – капитал, затрачиваемый на покупку рабочей силы, он не является приращением.
Тест 2.8
Под расширенным воспроизводством понимается:
а) движение капитала от его авансирования до реализации произведенных с его применением товаров и услуг;
б) повторение процесса производства в неизменных масштабах;
в) постоянно повторяющийся процесс кругооборота капитала;
г) повторение процесса производства в увеличивающихся размерах.
Правильный ответ: г).
Расширенное воспроизводство потому и называется расширенным, что предполагает повторение процесса производства в возрастающих размерах. Ответ а) дает определение кругооборота капитала. Ответ б) характеризует простое воспроизводство. Ответ в) дает определение обороту капитала.
Тест 2.9
Последовательная смена капиталом денежной, производительной и товарной формы называется ……. капитала (указать одним словом).
Правильный ответ: кругооборотом (П).
Кругооборот капитала представляет собой его движение: Д – Т …П…Т’ - Д’.
Д – денежная форма капитала, Т – товарная форма капитала, П – производительная форма капитала.
Задача 2.1
Сумма цен товаров, подлежащих реализации (СЦТ), составляет 4820 млрд. долларов. Сумма цен товаров, проданных в кредит (К) – 510 млрд. долл. Сумма взаимопогашающихся платежей (ВП) – 189 млрд. долларов. Сумма платежей, срок которых наступил (П) – 70 млрд. долл. Скорость оборота 1 долл. Равна 60. Сколько денег (М) должно быть выпущено в обращение?
Решение: Количество денег, выпускаемых в обращение, рассчитывается по формуле:
СЦТ – К – ВП + П 4820 – 510 – 189 + 70
М = = = 70 млрд. долл.
V 60
Задача 2.2
Рис. 2.1 изображает кривую производственных возможностей экономики. Она включает в себя производство двух товаров: кинокамер и наручных часов.
кинокамеры
80
60
40
наручные часы
100 200 300 400
Рис. 2.1 Кривая производственных возможностей.
Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
а) 60 кинокамер и 200 часов;
б) 60 часов и 70 кинокамер;
в) 300 часов и 35 кинокамер;
г) 300 часов и 40 кинокамер;
д) 58 часов и 250 кинокамер
Решение: Вариант производства будет эффективным, если комбинация двух продуктов лежит на кривой производственных возможностей, что означает производство при полном использовании ограниченных ресурсов. Вариант производства будет неэффективным, если ресурсы используются не полностью. В этом случае точка, соответствующая комбинации двух продуктов будет находиться внутри кривой производственных возможностей. Вариант производства будет невозможен, если имеющихся ресурсов будет недостаточно для производства данной комбинации продуктов. В этом случае точка с соответствующими параметрами будет лежать за пределами кривой производственных возможностей.
кинокамеры
200 Д
80
60 Б A
40 Г
20 В
100 200 300 400 наручные часы
Находим вариант а). Ему соответствуют параметры: 60 кинокамер и 200 часов. Точка с соответствующими координатами лежит на кривой производственных возможностей (A). Следовательно, производство продуктов в данной комбинации эффективно. В варианте б) 60 часов и 80 кинокамер соответствуют точке внутри кривой производственных возможностей (Б). Производство данной комбинации неэффективно. Производство 200 часов и 35 кинокамер (В) также неэффективно и соответствует точке внутри кривой производственных возможностей (В). Вариант г) предполагает производство 300 часов и 40 кинокамер. Данная комбинация лежит на кривой производственных возможностей (Г) и является эффективной. Последняя комбинация (д) является невозможной, так как соответствующая ей точка лежит далеко за пределами линии производственных возможностей (Д).
ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Тест 3.1
Рыночными агентами являются:
а) домашние хозяйства и бизнес;
б) государство и некоммерческие организации;
в) домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации.
Правильный ответ: а. (Домашние хозяйства и бизнес являются рыночными агентами; государство и некоммерческие организации являются нерыночными экономическими агентами).
Тест 3.2
Рациональное поведение экономических субъектов означает:
а) стремление к получению максимального результата при данных затратах;
б) минимизация затрат при данном результате;
в) получение полезности от потребляемых благ в рамках своего дохода;
Правильные ответы: а; б.
Получение полезности от потребляемых благ в рамках своего дохода не является достаточным условием для рационального поведения экономических субъектов. Рациональное поведение предполагает получение максимальной полезность от потребляемых благ в рамках своего дохода.
Тест 3.3
…….…. рациональность означает достижение экономическим субъектом максимальной выгоды при минимальных затратах на основе наилучшего использования всей полноты имеющейся информации (указать одним словом).
Ответ: полная.
Тест 3.4
……..….. рациональность означает замену недостающей информации личным опытом и интуицией в целях достижения максимальной выгоды (указать одним словом).
Ответ: ограниченная.
Тест 3.5
Какой вид интересов занимает приоритетное место в рыночной экономике:
а) личные интересы;
б) коллективные интересы;
в) общественные интересы?
Правильный ответ: а.
В рыночной экономике личные интересы являются главным стимулом для ведения экономической деятельности.
Тест 3.6
Какие из данных примеров (от а до е) являются:
1. Потребительским благом (конечным продуктом); а какие
2. Производственным благом (промежуточным продуктом)?
а) бытовая швейная машинка;
б) промышленная швейная машинка;
в) транспортировка газа по трубопроводам;
г) транспортные услуги населению;
д) подшипники для легковых автомобилей;
е) демисезонное женское пальто.
Правильный ответ: 1- а, г, е; 2- б; в; д.
Тест 3.7
Какие из данных примеров (от а до д) относятся к
Частным благам,
2) а какие к общественным благам?
а) молоко;
б) одежда;
в) дороги;
г) государственные поликлиники;
д) мосты.
Правильный ответ: 1 – а, б; 2 – в, г, д.
Частные блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться; общественные блага – не находятся в частной собственности, а производятся для совместного потребления.
Тест 3.8
Какие из перечисленных примеров являются:
1) нормальными благами;
2) низшими благами?
а) сыр;
б) хлеб;
в) одежда second hand;
г) картофель;
д) демисезонная одежда;
е) платное образование.
Правильный ответ:1 – а, д, е; 2 – б, в, г.
К нормальным товарам относятся товары, потребление которых увеличивается с ростом дохода потребителей. К низшим товарам относятся товары с ростом дохода потребителей их потребление падает.
Тест 3.9
Что не является экономическим ресурсом общества:
а) природные ресурсы;
б) капитал;
в) потребительские товары;
г) труд;
д) предпринимательские способности?
Правильный ответ: в.
Потребительские товары являются конечным экономическим благом, произведенным с помощью экономических ресурсов общества.
Тест 3.10
Устойчивые, постоянно повторяющиеся связи явлений и процессов хозяйственной жизни называются экономические ……. (указать одним словом).
Правильный ответ: законы.
ТЕМА 4. РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Тема 4.1
Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
а) конкуренция;
б) частная собственность;
в) централизованное планирование;
г) свобода предпринимательского выбора.
Правильный ответ: в).
Централизованное планирование означает доведение основных показателей деятельности предприятия из центра. В условиях рыночной экономики такой принцип хозяйственной деятельности невозможен, так как объемы производства определяются самим предприятием, исходя из рыночной конъюнктуры. Все остальные характеристики являются характеристиками рынка.
Тема 4.2
Какая из характеристик противоречит понятию “конкурентный рынок”:
а) наличие немногих покупателей;
б) отсутствие рыночной власти;
в) относительно легкое вхождение производителей в данный рынок;
г) производство однородной продукции.
Правильный ответ: а).
Один из важных признаков совершенной конкуренции – бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке. Никто из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену и каждый предлагает или спрашивает лишь незначительную часть рыночного объема. Все остальные признаки отвечают характеристике конкурентного рынка.
Тест 4.3
При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неоспоримое преимущество. Оно выражается:
а) в уравнительном распределении дохода;
б) в стабильном развитии экономики;
в) в сохранности природных богатств;
г) в эффективном распределении ресурсов.
Правильный ответ: г).
Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночной конъюнктурой. То есть ресурсы свободно перемещаются туда и в том объеме, где и в каком объеме возрос спрос на соответствующую продукцию. Уравнительное распределение доходов (а) преимуществом вообще считаться не может и не имеет к рынку никакого отношения. Это – один из принципов командной экономики. Задачи стабильного развития экономики (б) и сохранности природных богатств (в) рынок решить не может. Эти задачи в рыночной экономике решает государство.
Тест 4.4
Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:
а) определить круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы населения и поощрять их производство;
б) распределять денежные доходы в обществе;
в) оказывать помощь производителю, который оказался в затруднительном положении;
г) определять, что производить и сколько.
Правильный ответ: а).
Одной из функций государства в экономике любого типа, в том числе и рыночной, является финансирование общественных товаров. Это те товары, которые определены в ответе а). Все остальные функции (б, в, г) выполняет рынок.
Тест 4.5
В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены даже в том случае, если каждый стремится к достижению своих собственных целей. Это достигается в результате:
а) того, что рыночная экономика построена на принципах конкуренции;
б) социальной ответственности лидеров деловых кругов;
в) тщательного планирования и координации деятельности рынка;
г) понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы.
Правильный ответ: а).
Один из главных принципов рынка – принцип “невидимой руки”. Он состоит в том, что стремясь к достижению собственных эгоистических интересов и повышая свое собственное благосостояние, отдельный экономический субъект повышает благосостояние всего общества.
Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
Правильный ответ: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
Правильный ответ: г ).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке , с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
Правильный ответ: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
Правильный ответ: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.10
На решение каких фундаментальных вопросов (“что, как и для кого производить”?) оказывает влияние государственная политика?
Виды государственной Деятельности | Что производить? | Как производить? | Для кого производить? |
А | В | С | |
1. Введение закона о минимуме заработной платы 2. Строительство новой железной дороги 3. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога 4. Финансирование программ по внедрению новых промышленных технологий 5. Введение льготного Налогообложения производства товаров детского ассортимента 6. Использование принципа Ускоренной амортизации основного капитала |
Правильный ответ: 1C; 2A; 3C; 4B; 5A; 6B
Введение закона о минимуме заработной платы связано с проблемами распределения, то есть определения величины доходов и, соответственно – с решением задачи “для кого производить?”. Строительство новой железной дороги вызвано общественной потребностью в ней и решает задачу “что производить?”. Введение прогрессивной шкалы налогообложения повлияет на величину доходов и, следовательно, также как установление минимума заработной платы будет оказывать влияние на распределение. Введение льготного налогообложения производства товаров детского ассортимента сделает данное производство более привлекательным и увеличит предложение данных товаров. Тем самым будет решена задача “что производить”. Наконец, использование принципа ускоренной амортизации основного капитала – это способ повышения эффективности производственного процесса. Следовательно, в этом случае, речь идет о решении задачи “как производить?”.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
Правильный ответ: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции между участниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.12
Распределить рыночные операции в соответствии с институтами, специализирующимися на их исполнении:
Виды операций | Б И Р Ж И | ||||
Валютная | Товарная | Фондова | ФьючерснаяСНАЯ | Труда | |
А | В | С | D | E | |
1. контракт на покупку урожая будущего года | |||||
2. котировка акций промышленной компании | |||||
3. сделка на покупку 10000 компьютеров | |||||
4. контракт на поставку партии кофе | |||||
5. сделка на покупку 100 тыс долл. | |||||
6. регистрация 1000 человек в качестве безработных | |||||
7. сделка на продажу пакета акций пивного завода | |||||
8. сделка на продажу 1 млн. тн нефти по ценам будущего года |
Правильный ответ: 1D, 2C, 3B, 4B, 5A, 6E, 7C, 8D (П)
Все сегодняшние сделки на покупку товаров по условиям будущего периода связаны с понятием рынка фьючерсных контрактов. Поэтому контракты на покупку урожая будущего года (1), а также сделка на продажу 1 млн. т. нефти по ценам будущего года заключаются на фъючерсной бирже. Все операции, связанные с куплей-продажей и котировкой ценных бумаг (2,7) осуществляются на фондовой бирже. Оптовая торговля крупными партиями товара (3,4) происходит на товарной бирже. На валютной бирже торгуют иностранной валютой (5), а на бирже труда регистрируются безработные (6) и предоставляется информация о наличии свободных рабочих мест.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
Правильный ответ: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.
ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Тест 5.1
Какой из перечисленных факторов не может быть причиной увеличения спроса на товар:
а) увеличение дохода;
б) уменьшение цены товара -субститута;
в) уменьшение цены товара - комплимента;
г) рост предпочтения данного товара.
Правильный ответ: б).
Уменьшение цены товара-субститута ведет к повышению спроса на него и к уменьшению спроса на данный товар. Все остальные факторы ведут к повышению спроса на данный товар. Например, увеличение дохода (а) повышает спрос на данный товар, уменьшение цены товара-комплимента ведет к повышению спроса на этот товар и одновременному повышению спроса на данный товар рост предпочтения данного товара также повышает спрос на него.
Тест 5.2
Товар А является нормальным, если:
а) рост цены товара - комплимента ведет к снижению спроса на товар А;
б) рост дохода потребителя обуславливает увеличение спроса на товар А;
в) рост цены товара - заменителя является причиной увеличения спроса на товар А;
г) соответствует требованиям закона спроса;
д) доход и спрос на товар А находятся в обратной зависимости.
Правильный ответ: б).
Определение нормальных товаров связывает прямой зависимостью изменение дохода, с одной стороны, и изменение спроса, с другой. Поэтому противоположный ответ (д) является неверным по существу. Все остальные, указывая правильные зависимости, не подходят под определение нормальных товаров.
Тест 5.3
Цена товара будет падать, если:
а) имеется его избыток по текущей цене;
б) текущая рыночная цена выше равновесной;
в) количество предложения товара превышает количество спроса на него по текущей цене;
г) все вышеуказанные факторы верны;
д) все вышеуказанные факторы неверны.
Правильный ответ: г ).
Все ответы (а, б, в) описывают одну и ту же ситуацию, когда на рынке есть излишек продукции (а). В этом случае объем предложения товара превышает объем спроса на него (в). Данная ситуация возможна, когда рыночная цена выше равновесной (б).
Тест 5.4
Тот факт, что падение цены товара толкает производителя к уменьшению его предложения, иллюстрируется:
а) законом предложения;
б) законом спроса;
в) изменением предложения;
г) самой сущностью низкокачественных товаров;
д) технологическим прогрессом.
Правильный ответ: а).
Закон предложения определяет прямую зависимость между изменением цены и объема предложения. Чем выше цена, тем большую прибыль получит производитель, тем большее количество продукта он захочет произвести и предложить к продаже по данной цене. И наоборот. Закон спроса (б) определяет обратную зависимость между изменением цены и изменением объема. Остальные ответы ( в, г, д) определяют динамику либо объема продукции (в), либо влияние неценовых факторов (г, д).
Тест 5.5
Какой из следующих факторов будет смещать кривую предложения товара Х влево?
а) уменьшение зарплаты рабочих, производящих товарХ;
б) рост стоимости оборудования, при помощи которого изготавливается товар Х;
в) технологические улучшения производства товараХ;
г) ситуация, в которой объем спроса превышает объем предложения товара Х;
д) все вышеперечисленные факторы.
Правильный ответ: б).
Рост стоимости оборудования повлечет за собой увеличение издержек и сокращение предложения. Уменьшение предложения вследствие действия неценового фактора означает смещение кривой предложения влево.
Тест 5.6
Если и спрос, и предложение увеличиваются, то:
а) цена растет, и объем реализации увеличивается;
б) цена падает, а объем реализации увеличивается;
в) цена может увеличиться или упасть, а объем реализации вырастет;
г) цена будет расти, а объем реализации может вырасти или упасть;
д) цена уменьшится, а объем реализации либо вырастет, либо сократится.
Правильный ответ: в).
Рост спроса означает сдвиг кривой спроса вправо вверх. Рост предложения означает сдвиг кривой предложения вправо вниз. Вследствие роста спроса цена повышается, а вследствие роста предложения – понижается. В результате совокупного влияния роста спроса и предложения цена может повыситься или понизиться по сравнению с первоначальной. Объем реализации увеличится как вследствие роста спроса, так и вследствие роста предложения. Поэтому, в целом, объем реализации вырастет.
Тест 5.7
Какие из следующих факторов не вызывают сдвига кривой спроса?
а) изменения в доходе;
б) изменения цены данного товара;
в) изменения цен товаров- комплиментов и заменителей;
г) ожидание роста цен.
Правильный ответ: б).
Изменения в спросе связаны с действиями неценовых факторов (а, в, г). На графике они будут означать сдвиг кривой спроса в ту или другую стороны. Изменение цены данного товара приведут к изменению величины спроса. На графике это будет означать движение вдоль кривой спроса.
Тест 5.8
Коэффициент ценовой эластичности спроса равен –1/3 . Это означает:
а) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1/3 процента;
б) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на 3 процента;
в) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1/3 процента;
г) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.
Правильный ответ: а).
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены данного товара на один процент. Знак “-” означает, что зависимость между переменными (ценой и спросом) обратная.
Тест 5.9
Кофе заменяет чай в потреблении, а молоко дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена чая понизится?
а) цены кофе и молока снизятся;
б) цена кофе возрастет, а цена молока снизится;
в) цена кофе упадет, а молока повысится;
г) цены кофе и молока вырастут.
Правильный ответ: в).
Если кофе заменяет чай, и цена последнего понизится, то спрос на чай возрастет, а спрос на кофе понизится. Следовательно, при прочих равных условиях, цена кофе упадет. Если молоко дополняет чай и цена последнего понизится, то рост спроса на чай будет сопровождаться ростом спроса на молоко. Следовательно, при прочих равных условиях, цена молока повысится.
Тест 5.10
Горизонтальная кривая спроса является совершенно неэластичной. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
Правильный ответ: б).
Данное утверждение неверно, потому что горизонтальная кривая спроса является абсолютно эластичной. Имеется в виду, что изменение спроса может быть каким угодно при неизменной цене. Коэффициент эластичности в данном случае стремится к бесконечности.
Тест 5.11
Если 3%-ое снижение цены вызовет 9%-ое уменьшение объема предложения, то кривая предложения является эластичной. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
Правильный ответ: а).
Предложение считается эластичным, если коэффициент эластичности больше единицы. В данном случае он показывает, что снижение цены на 1% приведет к уменьшению объема на 3%. То есть коэффициент эластичности равен 3. Он больше единицы, следовательно предложение является эластичным.
Тест 5.12
Если цена выросла на 30%, а объем предложения – на 60%, коэффициент ценовой эластичности предложения составит… (указать число).
Правильный ответ 2.
Коэффициент ценовой эластичности подсчитывается как отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены. В данном случае, это отношение равно двум, и спрос является эластичным.
Тест 5.13
В таблице перечислены различные факторы, влияющие на рынок парусных судов. Укажите результат, который каждый из факторов окажет на изменение спроса и предложения на рынке парусных судов:
Факторы, влияющие | Спрос | Предложение | ||
на рынок парусных | Понижается | повышается | понижается | повышается |
Судов | А | В | С | Д |
1.потребители решили проводить больше свободного времени на озерах и пляжах | ||||
2.фиберглас – основной элемент обшивки корабля стал дешевле | ||||
3.средний семейный доход значительно снизился | ||||
4.зарплата моряков и цены на мачты значительно возросли | ||||
5.обычный моряк плохо чувствует себя на яхте |
Правильный ответ: 1 B, 2D, 3А, 4C, 5C.
Если потребители стали больше времени проводить на озерах и пляжах, следовательно спрос на водные средства передвижения, в том силе парусные суда, возрос (1В). Если уменьшились затраты на производство судов, следовательно увеличилось их предложение на рынке (2D). Снижение семейного дохода приведет к сокращению спроса на товары и услуги, в частности на услуги парусных судов ( 3А). Зарплата моряков – одна из важных статей затрат по предоставлению услуг парусных судов. Увеличение себестоимости услуги приведет к сокращению ее предложения (4С). К тому же следствию ведет то обстоятельство, что обычный моряк плохо чувствует себя на яхте. Следовательно, предложение труда на рынке этих услуг ограничено. Поэтому высока цена труда, то есть заработная плата моряков. А это, в свою очередь,
сдерживает предложение услуг на рынке (5С).
Задача 5.1
Уравнение рыночной кривой спроса представляет Qd = 10 – 4Р, а уравнение кривой предложения Qs = 4Р. Какой в этом случае будет равновесная рыночная цена?
Решение. Равновесная цена устанавливается при равенстве спроса и предложения: Qd = Qs. 10 – 4Р = 4Р; 8Р = 10; Р = 1,25.
Задача 5.2
На рынке видеокассет следующая ситуация:
Цена (руб.) | |||||
Спрос (тыс. шт.) | |||||
Предложение (тыс. шт.) |
Постройте графики спроса и предложения. Определите равновесную цену. Какая ситуация будет на рынке при цене 8 руб.? При цене 32 руб.?
Если при увеличении доходов, спрос при каждой цене увеличился на 15 шт., каковы будут новые условия равновесия?
Решение. График равновесия строим по соответствующим значениям цены, величины спроса и величины предложения.
Р D D’ S
40
32
24
16
8
10 20 30 40 50 60 70 80 90 Q
В соответствии с графиком и представленными данными равновесная цена будет равна 24 руб. При этой цене объем спроса равен объему предложения и равны 50 тыс. шт.
Если цена будет равна 8 руб., на рынке возникнет дефицит, при котором объем спроса составит 70 тыс. шт., а объем предложения – 10 тыс. шт. Величина дефицита, таким образом, будет равна 60 тыс. шт.
При цене, равной 32, на рынке будет излишек, так как объем предложения составит 70 тыс. шт., а объем спроса – 40 тыс. шт. Следовательно, величина излишка будет равна 30 тыс. шт.
Если рост дохода увеличит спрос при каждом уровне цены, новые параметры рынка составят:
Цена (руб.) | |||||
Спрос (тыс. шт.) | |||||
Предложение (тыс. шт.) |
Кривая спроса сдвинется на 15 тыс. шт. вправо и займет положение D¢. Равновесный объем будет равен 60 (среднее значение между 55 и 65), а равновесная цена 28 (среднее значение между 24 и 32).
Задача 5.3
Определите денежную выручку, тип эластичности и ее коэффициент, заполнив таблицу:
Показатель | Наименование товаров | |||||
Куртки | Автомобили | Кассеты | ||||
Цена единицы Продукции | ||||||
Количество продаж | ||||||
Общая выручка | ||||||
Тип эластичности | ||||||
Коэффициент Эластичности |
Решение: Определяем общую выручку как произведение цены на объем выпуска. Получим соответственно для курток: 1200 х 10= 1200, 1000 х 12= 12000; для автомобилей: 75000 х 100= 7500000, 50000 х 200= 1000000; для кассет: 50 х 3000 = 150000, 30 х 4000 = 120000.
Тип эластичности определяем на основе характеристики зависимости между изменением цены и объемов продаж. Поскольку по всем товарам снижение цены ведет к увеличению объема продаж, постольку речь идет об эластичности спроса. Для курток: снижение цены не меняет общую выручку. Поэтому спрос единичной эластичности. Для автомобилей: снижение цены увеличивает общую выручку. Поэтому спрос эластичный. Для кассет: снижение цены увеличивает общую выручку, поэтому спрос неэластичный.
Для подсчета коэффициентов эластичности используем показатель среднего значения, то есть изменение соответствующих параметров делим не на базовые значения цены и объема, а на их средние значения. Для курток: Е = (12 – 10)/ (12+10) : (1000 – 1200) / (1000 +1200) = - 1. Для автомобилей: Е = (200 – 100) / (200+100): (50000 – 75000) / (50000 + 75000) = - 1,7. Для кассет: E = (4000 – 3000) / (3000+4000) : ( 30 – 50) / 30 + 50) = - 0,6.
Показатель | Наименование товаров | |||||
Куртки | Автомобили | Кассеты | ||||
Цена единицы Продукции | ||||||
Количество продаж | ||||||
Общая выручка | ||||||
Тип эластичности | Единичная | эластичный | неэластичный | |||
Коэффициент Эластичности | -1 | -1,7 | -0,7 |