Тема № 6. Рынок и механизм его функционирования
Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
Основными субъектами рыночного хозяйства являются:
1) домашние хозяйства;
2) фирмы и предприниматели;
3) государство.
Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг, а также рынки ресурсов.
Для возникновения и существования рынка должны быть соблюдены следующие условия:
1) Наличие общественного разделения труда и специализации. Это означает, что в любом сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами и всеми экономическими благами.
Поэтому различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.
2) Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом самым правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности.
3) Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки, связанные не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Это поиск информации о ценах, издержки при заключении хозяйственного договора, издержки по контролю за исполнением хозяйственных договоров). Чем ниже трансакционные издержки – тем ниже цена произведенной продукции. Если цена низкая, то и товар на рынке становится конкурентоспособным.
4) Свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут указывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления в их деятельности.
По территориальному охвату рынки подразделяются на 3 вида:
1) внутренний рынок – это когда происходит товарный обмен внутри пределов границ государства;
2) национальный рынок – это когда кроме внутренних операций, осуществляются и внешнеторговые операции;
3) мировой рынок – это совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые операции.
На большинстве мировых рынков выделяют два основных рыночных сектора:
1) Закрытый рынок – это товарный рынок, на котором:
а) продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями;
б) присутствует юридическая и административная зависимость;
в) финансовый контроль;
г) договорные отношения, не имеют коммерческий характер.
На таком рынке преобладают всевозможные формы регулирования, поэтому держатся устойчивые цены.
2) Открытый рынок – это сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями гарантирует независимость отношений между ними. Для такого рынка характерно заключение сделок в основном на бирже, поэтому неизбежно колебание цен.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
1) свобода предпринимательской деятельности;
2) конкуренция (совершенная и несовершенная);
3) наличие различных форм собственности;
4) свободное ценообразование;
5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;
6) развитие инфраструктуры рынка;
7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.
Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы 5 признаков, определяющих сущность феномена свободного рынка.А именно:
1) Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него.
2) Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.
3) Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.
4) Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.
5) Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества.