Семинарское занятие 3. Система цен в рыночной экономике, её основные элементы
Семинарское занятие 1. Введение в предмет ценообразование во внешней торговле.
Задание:
1. Цена как экономическая категория.
2. Роль цены на современном этапе экономического развития.
3. Теории цены в историческом аспекте.
4. Стоимостная и маржинальная теория цены (теория предельной полезности), их недостатки.
5. Формулировки категории «цена». Функции цен. Определение функции цен. Основные функции цен (учетная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная) и их сущность.
6. Ценообразующие факторы и их понятие. Внутренние и внешние ценообразующие факторы. Издержки и их классификация.
7. Переменные и постоянные (условно-постоянные) издержки. Прямые и косвенные издержки.
8. Ценность товара как фактор формирования цены. Параметры (аспекты), влияющие на ценность товара. Фактор спроса и его влияние на цену. Параметры, определяющие спрос. Ценовая эластичность (коэффициент эластичности). Конкуренция и ее влияние на цены. Ценовая и неценовая конкуренция. Факторы снижения и повышения цен.
9. Конкуренция и типы рынков.
10. Факторы, влияющие на ценовую эластичность.
Семинарское занятие 2. Сущность и значение цены как экономической категории.
Задание:
1. Экономическая природа цены. Место и роль цен в хозяйственном механизме.
2. Понятие и функции цены: учетная функция, распределительная функция, стимулирующая функция, регулирующая функция, координирующая функция.
3. Основные принципы ценообразования, их характеристика.
4. Две основные теории цен: стоимостная теория цен и теория полезности, их характеристика.
5. Ценообразующие факторы в современных условиях рынка.
Семинарское занятие 3. Система цен в рыночной экономике, её основные элементы.
Задание:
1. Основные участники процесса формирования цен. Общая характеристика системы цен.
2. Особенности системы цен. Классификация цен: основные виды и разновидности цен.
3. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг: виды цен и тарифов по характеру обслуживаемого экономического оборота, по сроку действия, по территориальному признаку, по способу отражения транспортных расходов, по характеру установления, фиксации, в зависимости от государственного регулирования, в зависимости от новизны товара, по способу получения информации об уровне цены, в зависимости от вида рынка.
4. Планово-учетные цены: цены плановых расчетов; цены статистического учета; цены проектных расчетов.
5. Виды цен в зависимости от базисных условий поставки товаров, внешнеторговые цены; внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.
6. Обсуждение тем докладов, данных на предшествующем семинарском занятии, в частности: 1) две основные теории цен: стоимостная теория цен и теория полезности, их характеристика. 2) ценообразующие факторы в современных условиях рынка.
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Семинарское занятие 4. Методы и методология ценообразования
Задание:
1. Состав и структура цен.
2. Характеристика рынка чистой конкуренции, рынка монополистической конкуренции, рынка олигополистической конкуренции, чистой монополии.
3. Экономические и психологические факторы, влияющие на спрос отдельного потребителя.
4. Эластичность спроса.
5. Учет сопутствующих факторов: психология восприятия цены.
6. Издержки производства: постоянные, переменные, совокупные и предельные издержки. Бухгалтерские и предпринимательские издержки. государственное регулирование цен; географический фактор; конкурентная среда.
7. Основные методики ценообразования: понятие методики ценообразования, правила формирования цен.
8. Система методов ценообразования, классификация методов ценообразования.
9. Затратные методы ценообразования: метод полных издержек, метод прямых затрат, метод предельных издержек, метод сокращенной себестоимости. Параметрические методы ценообразования: метод удельной цены, корреляционный метод, балловый метод и агрегатный метод.
10. Рыночные методы ценообразования: методы стимулирования реализации продукции, методы потребительской оценки, метод престижных цен, метод следования за рыночными ценами, метод следования за ценами лидера на рынке.