Государство в смешанной экономике
Как уже говорилось выше, реальные экономические системы являются «смешанными». В них наряду с рыночной системой активную роль в экономике играет правительство. Основные экономические функции правительства в смешанной экономике:
1. Поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы.Это предполагает:
1.1 Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы (определение «правил игры», регулирующих отношения между участниками рынка, применение полицейских сил для поддержания порядка и т. д.).
1.2 Защита конкуренции от монополии (ситуация, когда число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену производимого продукта).
2. Усиливать и модифицировать функционирование рыночной системы.Это предполагает:
2.1 Перераспределение дохода и богатства с помощью:
а) прямого вмешательства в функционирование рынка (гарантированные цены фермерам на сельскохозяйственную продукцию, минимальная заработная плата и т. д.);
б) трансфертных платежей (пособия малообеспеченным, безработным, пенсии инвалидам);
в) налоговой системы.
2.2 Корректирование распределения ресурсов, которое необходимо либо когда рыночная система производит «не те» количества определенных товаров (связано с переливами ресурсов или побочными эффектами), или когда рыночная система вообще не в состоянии производить определенные товары и услуги, являющиеся государственными или социальными благами.
Когда производство или потребление товара порождает не компенсируемые издержки у третьей стороны (не являющейся участницей сделки), возникают побочные эффекты в виде издержек перелива (например, загрязнение окружающей среды). Издержки перелива приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в некоторые отрасли, которые могут быть устранены путем законодательных мер или введением особых налогов.
Примерами выгод перелива являются медицинские обследования, образование и т. д. Выгоды перелива сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, которые могут быть устранены с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.
Государственные, или общественные блага обычно являются неделимыми и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Классическим примером является маяк, светом которого могут пользоваться все суда. К общественным благам также относятся: пожарная охрана, регулирование паводков и т. д. Обеспечивать такие услуги должно государство.
3. Правительство должно стабилизировать экономику. Помогать ей обеспечивать полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.
Важнейшей составной частью смешанной экономики является частный сектор, представленный домохозяйствами и деловыми предприятиями. Домохозяйства играют в экономике двойственную роль, – они являются основными поставщиками всех ресурсов (а значит и получателями доходов) и одновременно основной расходующей группой.
В проблеме распределения дохода различают функциональное распределение (связано со способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль) и личное распределение дохода (связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств – в рыночной системе доход распределяется неравномерно). Домохозяйства распределяют свой общий доход на индивидуальные налоги, покупку товаров и сбережения.
Вторым основным компонентом частного сектора являются деловые предприятия. Предприятие (завод) – это учреждение в форме фабрики, магазина, шахты, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятиях, называется фирмой. Фирма может иметь как одно, так и много предприятий (в таком случае фирма может быть объединением «горизонтального», «вертикального» типа или «конгломератом»). Группа фирм, производящих одинаковую или подобную продукцию, образуют отрасль.
Выделяют три основные правовые формы деловых предприятий: единоличное владение, партнерство, корпорация.
Единоличное владение – самостоятельное ведение дел в своих интересах. Преимущества: легко учредить, владелец имеет значительную свободу действий и сильный непосредственный стимул вести дела эффективно. Недостатки: финансовые средства обычно ограничены личными финансовыми активами предпринимателя. Владелец должен принимать все основные решения, поэтому нельзя использовать выгоды специализации управления. Единоличный владелец несет неограниченную ответственность, рискует не только активами фирмы, но и своей личной собственностью.
Партнерство – форма организации бизнеса, когда два или более частных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Преимущества: легко организовать. Возможность специализации в управлении, финансовые ресурсы менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Недостатки: возможность несогласованной политики при несовместимости интересов партнеров. Выход одного партнера из фирмы впечет за собой, как правило, распад фирмы. Неограниченная ответственность.
Корпорация – правовая форма собственности, при которой капитал образуется путем объединения индивидуальных капиталов с помощью выпуска акций и облигаций. Преимущества: могут объединять финансовые ресурсы не ограниченного числа лиц. Ограниченная ответственность (владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций). Благодаря эффективности в привлечении капитала, могут извлекать преимущества из технологий массового производства и высокой специализации в управлении. Продажа акций не подрывает целостности корпорации, чем обеспечивается ее устойчивость. Недостатки: регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими трудностями и расходами на юридические услуги. В корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений (выпуск не имеющих никакой стоимости ценных бумаг). Часть доходов корпорации, выплачиваемая в качестве дивидендов, облагается налогом дважды: первый раз как часть прибыли корпорации, второй раз как часть личного дохода владельца акции. Функции собственности и контроля разделены.
Важным компонентом смешанной экономики является государственный сектор. Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы, хотя существует и много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь (регулирующая роль государства в сфере производства, занятости, производительности труда, уровня цен и размещения ресурсов).
Основные виды государственных расходов – это государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи.
Доходы государства обеспечиваются в основном за счет налоговых поступлений.
В зависимости от различных признаков налоги делятся на следующие группы:
· от объекта налогообложения – на прямые и косвенные;
· от органа, осуществляющего взимание и распоряжение налогом – на государственные и местные;
· от порядка использования – на общие и специальные;
· от соотношений между доходом и ставкой налога – на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридических и физических лиц (подоходный налог, плата за землю, налог на доходы предприятий).
Косвенные налоги – это платежи в бюджет, включаемые в цены товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизный налог).
Государственные налоги устанавливаются и взимаются центральными органами управления, а местные – местными органами управления.
Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства, которое определяет дальнейший порядок их использования. Специальные налоги используются для строго определенных целей (отчисления на социальное страхование, отчисления в пенсионный фонд и т. д.)
Налог является прогрессивным, если его ставка повышается по мере возрастания дохода, регрессивным, если ставка налога по мере возрастания дохода понижается, и пропорциональным, если ставка налога не изменяется.
Существует два взгляда на проблему налогового бремени в экономике:
1. Принцип полученных благ –этот принцип предполагает, что те, кто получает большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг (налоги на содержание дорог должны платить владельцы транспортных средств и т. д.)
2. Концепция платежеспособности – в соответствии с которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги, как в абсолютном, так и в относительном выражении.