Виды конкуренции и монополий
Ценообразование
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, выступают спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение последнего столетия она составляет ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:
1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары и услуги?
2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?
3. Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?
Механизм товарного рынка регулируется законами — законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно этим законам, производство и обмен товаров происходит на основе их стоимости. Величина стоимости определяется вложенными в производство товара затратами. Денежное выражение стоимости — цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену стоимости оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его дешевле, в то время как производитель желает продать товар дороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
— цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
— цена предложения — это минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей, добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения — это активные регуляторы рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, на котором спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).
Виды конкуренции и монополий
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция (лат. - сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Такое столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за получение максимального дохода. Различают два основных вида конкуренции:
1) ценовая конкуренция заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами;
2) неценовая конкуренция, когда фирма предлагает товар более высокого качества, организует систему обслуживания товаров длительного пользования (холодильники, компьютеры и т. д.), широко рекламирует свой товар.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Выделяют четыре вида рыночной структуры: совершенная (свободная) конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Совершенной (свободной) конкуренцией называется такой тип структуры рынка, где присутствует множество покупателей и продавцов и ни одна группа не может влиять на положение дел на рынке. Для продажи предлагается однородная продукция. Участники конкурентного рынка располагают равным доступом к информации. Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
Монополия — это рынок, на котором есть только один продавец (монополист). Монополии производят уникальную продукцию, заменителей данного товара нет. Покупатель вынужден платить назначенную цену или отказываться отданного товара. Там, где господствует монополист, конкуренты не могут выйти на этот рынок.
Олигополия— это рынок, на котором преобладают несколько крупных фирм. Продукция, произведенная этими фирмами, может быть как однородной (сталь, цемент и т. д.), так и разнородной (автомобили, холодильники и т.д.). Существуют барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на олигопольный рынок: высокая стоимость выхода на рынок (значительные капиталовложения для создания нового предприятия); контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией.
Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
— чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерные черты — наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов полностью закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;
— абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства, где монополистом является государство в лице своих хозяйственных органов;
— монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.
В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные.
Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железными дорогами). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.
Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемые для получения монополистических выгод. Основные формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картелью называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти.
Синдикат— это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.
Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства (пай) в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.
Концерн — объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Монополисты завоевывают рынок, для того чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену.
Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов. Поэтому государства пытаются вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное законодательство, образуют специальные антимонопольные комитеты, задача которых — анализ рыночной ситуации, поддерживание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Инфраструктура рынка
Последнее из основных условий нормального функционирования рыночной системы — существование взаимосвязанной системы организаций,
которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов. Такую систему называют инфраструктурой рыночного хозяйства. Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры выступает способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать. Она фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей. Получая выпущенную продукцию, инфраструктура организует заключение контрактов на поставку, продвигает товарные потоки по отраслям и регионам, регулирует сбыт и обслуживание потребителей.
Классическая рыночная инфраструктура включает в себя товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Первые биржи возникли в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций (Антверпен, 1531 г.; Лондон, 1566г.). В России первые государственные биржи появились в Петровскую эпоху. Сегодняшние биржи представляют собой государственные или акционерные организации, предоставляющие помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. На бирже функционируют биржевые посредники. Маклер — это лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. Брокером называется официальный посредник, обладающий местом на бирже и заключающий сделки от своего имени и за счет клиента. Дилером считается лицо, обладающее местом на бирже, заключающее сделки от своего имени и за свой счет, а также производящее котировку, т. е. установление цены продавца и цены покупателя на товары и ценные бумаги.
Товарные биржи — важное звено в организации крупнооптовой торговли на рынке. Совершаемая на них купля-продажа товаров может осуществляться как с немедленной поставкой, так и с поставкой в будущем. Однако большую часть сделок, совершаемых на современных товарных биржах, составляют так называемые фьючерсные сделки. Фьючерсный контракт — это соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня. Биржевые операции по фьючерсным сделкам, по сути, представляют собой «игру» на разнице в ценах. Причем поставка товара как таковая обычно не происходит, а контракты ликвидируются брокерами путем зачета взаимных обязательств с выплатой разницы цен, возникающей из-за изменения их во времени или за счет различий в уровне цен на разных биржах. Подавляющая часть существующих ныне товарных бирж — фьючерсные.
Товарные биржи играют ведущую роль в рыночной экономике. Они служат ее стабилизаторами и обеспечивают необходимый торговый порядок. Благодаря непрерывному потоку купли-продажи товаров и контрактов на их поставку эти биржи выравнивают спрос и предложение соответствующих товаров, одновременно смягчая ценовые колебания на рынке.
Фондовая биржа представляет собой место, где происходит купля-продажа ценных бумаг. Из средней цены заключенных на ней сделок складывается курс ценных бумаг (акций и облигаций), выпущенных отдельными компаниями. На основе информации, поступающей с таких бирж, планируют свои действия на рынке как отдельные менеджеры, так и правительства. Деятельность фондовых бирж в развитых странах находится под жестким контролем со стороны государства, так как недобросовестность при заключении биржевых сделок и определении курсов ценных бумаг может вызвать серьезные экономические потрясения.
Важное место в инфраструктуре принадлежит и биржам труда. Биржи труда — учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить место работы, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.
Экономический цикл и его фазы
Рыночная экономика в сравнении с другими хозяйственными системами обеспечивает наиболее быстрое развитие национального производства в течение длительного периода времени. Однако экономический рост происходит не равномерно, а циклически.
Экономический цикл представляет собой несколько следующих друг за другом фаз: кризис (спад), депрессия (или застой), оживление и подъем.
Наиболее благоприятной фазой экономического цикла является фаза подъема. В это время растет производство, а с ним доходы всех слоев населения. Совершаются крупные покупки, в том числе в кредит, так как есть уверенность, что доходы и дальше будут расти. Спрос на потребительские товары постоянно увеличивается, торговцы заказывают производителям новые партии товаров, побуждая последних расширять производство. Производители, получив заказы на потребительские товары, увеличивают заказы на сырье, нанимают новых рабочих, вкладывают капитал в новое строительство и т. д. Идет цепная реакция роста производства и доходов.
Однако наступает момент, когда совокупное предложение начинает расти быстрее совокупного спроса. Но так как многие сделки заключены с использованием кредита, то сначала этого никто не замечает. Заказы продолжают расти, спрос носит спекулятивный характер, поэтому цены тоже повышаются. Наконец диспропорция между совокупным спросом и предложением становится явной и наступает кризис — резкий переход от подъема к спаду. Многие фирмы обнаруживают, что они не могут заплатить долги и проценты по ним. Из-за них в трудное положение попадают и другие фирмы. Появляется потребность в деньгах, чтобы заплатить долги, что повышает ставку процента. По экономике проходит волна банкротств. Спекулятивный спрос исчезает. Начинается спад производства — предприятия закрываются. Рабочих увольняют. Цены на товары снижаются, распродается все, что может принести наличные деньги. Прибыли фирм сменяются убытками. Путем огромных потерь восстанавливается равновесие совокупного спроса и предложения, но на уровне более низком, чем в период роста. Начинается фаза депрессии. В период депрессии спад производства прекращается. Производители и потребители ведут себя очень осторожно. Производители ищут новые технологии, позволяющие им снизить издержки, потребители не рискуют совершать крупные покупки. Но постепенно производство приспосабливается к низким ценам и начинается его оживление, за которым следует очередной подъем, который опять заканчивается кризисом.
Кризисы разрушительно действуют на экономику, чтобы смягчить их влияние, проводится государственная антикризисная политика, основанная на применении кредитно-денежных и налоговых механизмов. Для предотвращения кризиса государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. С этой целью увеличивается учетная ставка (ставка рефинансирования) и норма обязательных банковских резервов. Повышаются налоги и отменяются налоговые льготы. Правительство может также прибегнуть к политике протекционизма во внешней торговле, изменяя таможенные пошлины и ограничивая импорт товаров.
Государственные методы
регулирования экономики
Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально-экономического права человека, как право на стандарт благосостояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существование вне зависимости от форм и результатов его экономической деятельности.
Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX века.
Сегодня государство становится все более активным участником рыночных отношений, проводя ту или иную экономическую политику. Экономическая политика представляет собой совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей. Оно берет на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы. Государство заботится и о работающих гражданах, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который позволил бы им выжить.
Другим направлением деятельности современного государства является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП. Наиболее развитые государства инвестируют огромные средства на проведение фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в те новейшие отрасли хозяйства, которые будут выпускать продукцию с не совсем ясными пока перспективами спроса.
Наконец, сегодня вполне очевиден тот факт, что ни одна экономика — ни рыночная, ни командная — не имеет врожденного иммунитета, по крайней мере, против двух тяжелых хронических «болезней» — инфляции и монополизма. А поэтому обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике. Для решения вышеперечисленных задач современное государство использует различные методы регулирования экономической жизни.
Первую группу методов составляют правовые методы, которые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения на рынке. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на стимулирование мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
Ко второй группе относятся финансово-экономические методы. Финансовая политика — это особая политика государства по урегулированию обращения денег. Оптимизация рыночных отношений связана с соответствием между количеством товаров и количеством денег. Если это соотношение нарушается (товаров меньше, а денег больше), то возникает инфляция, следствием которой выступает снижение жизненного уровня населения и обесценивание денег.
Причиной проведения финансовой политики может быть снижение и падение производства. Финансовая политика связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием тех или иных предприятий или отраслей экономики, инвестициями в эти отрасли, их кредитованием. В тех случаях, когда государство неспособно выделить дополнительные финансовые средства для стимулирования определенных отраслей экономики, оно прибегает к займам, в том числе и к иностранным. Средством этого может быть также приватизация тех или иных отраслей производства или их сокращение за счет уменьшения финансирования.
Государством осуществляются следующие финансовые функции: экономическая (управление государственным сектором в экономике), социальная (социально ориентирует рыночную экономику, чтобы ее следствием не было чрезмерное финансовое и имущественное расслоение населения), функция поддержания качества окружающей среды (для этого выделяются целевые ассигнования) и контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существуют еще и бюджеты субъектов федерации. Бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет (бюджет правительства), региональные бюджеты (бюджеты субъектов федерации — краев, областей и республик) и местные бюджеты (бюджеты городов, районов). Обычно бюджет государства составляется на финансовый год, который может не совпадать с годом календарным.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов. Налога — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица.
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг.
Кроме того, существует еще множество различных налогов. К ним относятся акцизы. Этим видом налога облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар и др.). Налогами являются и таможенные пошлины. Этот вид налога взимается за ввоз импортных товаров. Имеется также прогрессивный налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.
В Российской Федерации взимаются федеральные налоги. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, с биржевой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль предприятий и др. Существуют налоги республик, входящих в состав РФ, и налоги краев, областей, автономных округов: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду.
Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вмененный доход и др.
Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства:
— содержание государственного аппарата, армии;
— субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка;
— содержание бюджетных учреждений — образования, здравоохранения, социального обеспечения;
— инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону;
— государственное потребление (закупки).
Часто государственные расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, который покрывается внешними и внутренними государственными займами. Еще одним путем покрытия дефицита государственного бюджета является денежная эмиссия. Поскольку она ведет к неконтролируемой инфляции, то в странах с рыночной экономикой Центральный эмиссионный банк независим от правительства и не обязан его финансировать. Тем самым инфляционной денежной эмиссии поставлен законодательный барьер.
Однако у государства есть социальные задачи и обязательства, подлежащие обязательному выполнению при любом состоянии бюджета. Для решения этих задач создается ряд внебюджетных фондов, средства которых планируются отдельно и не включаются в бюджет государства. К ним относятся:
1) пенсионный фонд — обеспечивает выплаты пенсий по старости и инвалидности;
2) фонд социального страхования — помогает гражданам решать социальные проблемы (выплаты по больничным листам и т. д.);
3) фонд обязательного медицинского страхования — сосредотачивает средства и оплачивает расходы на медицинское обслуживания по полисам медстрахования;
4) фонд занятости населения — используется для социальной поддержки безработных.
Средства всех этих фондов формируются за счет целевых отчислений, а направление расходов определяется законодательством.
Современные государства активно вмешиваются в экономику, стараясь воздействовать на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении государству. Вот почему основной принцип государственного регулирования экономики часто выражается фразой «не помешай рынку». Государство должно соблюдать меру в использовании экономических методов регулирования рынка, поскольку некоторые из них, например налоговая или денежная политика, по силе своего влияния на экономику вполне могут быть сравнимы с централизованным планированием.
Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым фактором, а основные направления его экономической деятельности сводятся к следующим:
— разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);
— обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства;
— гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.
Однако современный рынок предъявляет к экономической деятельности государства довольно жесткие и специфические требования. Везде, где деятельность государства соответствует этим требованиям, она способствует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния государственных финансов и обеспечению социально-экономических прав членов общества.
Рынок труда и рабочая сила
Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль
покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто, в свою очередь, способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т. е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.
На рынке труда продается и покупается особый товар, называемый рабочей силой. Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Как на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить. Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и цена, т. е. заработная плата.
Потребитель. Его доходы и расходы
Люди, чьи потребности удовлетворяются путем использования товаров и услуг, называются потребителями. Люди, которые производят товары и услуги, называются производителями.
Деньги потребителей являются единственным источником дохода производителей, поэтому в условиях рыночной экономики выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве. Решения, принимаемые потребителем, зависят от уровня его дохода. Существует два пути получения доходов: доход от профессиональной деятельности в виде заработной платы и доход от богатства, под которым понимается стоимость всех вещей и ценных бумаг, которыми владеет человек.
Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, которое работодатель выплачивает работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.
Объем предложения рабочей силы на рынке бывает разным и может определяться разнообразными факторами: удаленностью предполагаемого рабочего места, налоговой системой, социальными льготами и, конечно, заработной платой. Чем выше заработная плата, которую требуют работники за свой труд, тем меньшее их число смогут нанять работодатели, и наоборот, чем меньше заработная плата, предлагаемая работодателями, тем меньшее количество людей готово выполнять требуемую работу. Объем спроса на рабочую силу определяется потребностями работодателей, оснащением производства и общими нуждами экономики в целом. На пересечении интересов работников и работодателей образуется равновесная цена товара — рабочая сила. Она является показателем того, что число людей, готовых заниматься определенной работой, и число мест, предоставляемых работодателем, совпадают.
Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом.
Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах:
— повременная заработная плата;
— сдельная заработная плата;
— смешанная форма зарплаты.
Последняя форма оплаты труда сегодня наиболее популярна и представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повременной, и сдельной оплаты. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником времени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег. Реальная зарплата — эта сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при определенном уровне цен на товары и услуги.
Основная потребительская единица в экономике — это семья или домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов (одежда, питание, оплата образования, оплата коммунальных услуг, отдых и т. п.). Совокупность доходов и расходов составляет потребительский бюджет. Данные о семейном бюджете и, в особенности, о семейных расходах, как правило, характеризуют состояние дел в экономике страны. Чем больше развита экономика, чем больше люди зарабатывают, тем меньшая доля доходов расходуется ими на товары первой необходимости, в то время как доля расходов на предметы длительного пользования, предметы роскоши увеличивается. Обнаружил эту закономерность еще в ХГХ в. немецкий статистик Э. Энгель.
Составление семейных бюджетов помогает людям использовать деньги наилучшим образом. Каждый потребитель старается откладывать часть своих доходов как сбережения.
Сбережения — располагаемый доход (доход после налогообложения) минус расходы на потребление. Сбережения играют двоякую роль: во-первых, для потребителя — это будущие расходы на товары и услуги; во-вторых, для фирм (бизнеса) — это инвестиционные доходы. Сбережения являются источником инвестиций. Инвестированием называют вложение сбережений в какое-либо дело (бизнес), ценные бумаги и т. п. с целью их увеличения, получения дополнительного дохода.
Занятость и безработица
Занятость — это деятельность граждан трудоспособного возраста, не запрещенная законом и приносящая им заработок или доход. К занятому населению относятся работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, предприниматели, фермеры, члены кооперативов, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Все остальные граждане трудоспособного возраста относятся к незанятым.
Одной из главных целей национальной экономики любой страны является обеспечение наиболее полной занятости. Однако занятость, близкая к 100 %, оказывается неэффективной, так как делает экономику малоподвижной, консервативной, неспособной быстро реагировать на изменения запросов покупателей на рынке. В рыночной экономике часть трудоспособных граждан всегда оказываются незанятыми, в том числе безработными. Безработным считается человек трудоспособного возраста, который хочет работать, активно ищет работу, но не имеет рабочего места.
Существуют различные виды безработицы:
— структурная — невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации;
— фрикционная — необходимость для уволенного работника найти свободное место по своей специальности;
— застойная — работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом, и единственным выходом для потерявшего работу является, как правило, переезд на новое место жительства;
— скрытая — работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности.
Современные экономисты предлагают целый ряд мер, способных смягчить проблему безработицы. Среди них:
— забота государства о создании в стране достаточно гибкой системы образования, системы переквалификации и переподготовки, которая была бы способна быстро реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда;
— хорошо работающая информационная служба, в задачу которой входит информирование работников о наличии вакансий и работодателей об имеющихся предложениях рабочей силы. Государство должно поощрять склонность людей перебираться в те места, где есть работа, помогать им обустраиваться на новом месте, а также экономическая политика государства должна способствовать приближению рабочих мест к безработным.
В то же время современная экономика уже пришла к выводу, что полное искоренение безработицы невозможно. Более того, стране полезно иметь небольшой, так называемый естественный уровень безработицы. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда, поскольку данный рынок, как и любой другой, в случае если на нем отсутствует конкуренция, может прийти в состояние застоя. Однако если безработица в стране превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезного социального напряжения.
Безработица — это огромное социальное зло. Массовая безработица, лишая доходов значительную часть населения, создает экономические и социальные проблемы. В особенно сложной ситуации оказывается экономика и население когда безработица переплетается с инфляцией.
Обычно темпы роста инфляции и безработицы находятся в обратно пропорциональной зависимости: растет безработица — падает инфляция, и наоборот. Но в периоды глубоких экономических спадов инфляция и безработица могут расти одновременно. Это называется состоянием стагфляции (стагнация — застой, инфляция — рост цен). Выход из этой ситуации особенно труден, так как приходится одновременно бороться с двумя негативными явлениями в экономике.
Предпринимательство и его функции
Под предпринимательством (бизнесом) обычно понимают определенный способ хозяйствования, утвердившийся в экономике, цель которого — получение прибыли через удовлетворение потребностей общества. Предпринимательство развивалось сложно и противоречиво. Его первые ростки начали пробиваться одновременно со становлением рыночных отношений. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относится к XVII веку.
Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное. Индивидуальным предпринимательством называется любая созидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллективное предпринимательство — это некое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий бизнес (до 50 человек), средний бизнес (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч человек) бизнес.
Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства.
Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы — естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства — организационную. Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано способствовать достижению поставленной цели — получению высокого дохода. Третья функция предпринимательства — творческая — связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями НТП и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий.
Для современной России предпринимательство — явление относительно новое. Отсчет его нынешней истории начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в действие Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По действующему сейчас российскому законодательству предпринимательской признается такая самостоятельная деятельность, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В Гражданском кодексе РФ приведен основной критерий вычленения предпринимательства из общей массы экономической деятельности, а именно: присущая ему цель — систематическое получение прибыли.
Прибыль — это доход предпринимателя, получаемый в виде прироста, вложенного в производство капитала, т. е. превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и их продажу. Получение прибыли является главным стимулом и основным показателем эффективности любого предприятия.
Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства, т. е. денежными затратами на производство продукции. В экономике имеют место постоянные и переменные издержки производства. К постоянным издержкам относятся такие, которые предприятие должно нести в любом случае и которые до определенной степени мало зависят от объема производства (к примеру, аренда здания). Переменными называются издержки, связанные с затратами на покупку сырья, рабочей силы. Их применение непосредственно сказывается на объеме производимой продукции (чем больше продукции, тем больше используемого сырья, т. е. издержек). Поскольку основным ориентиром в рыночной экономике является рыночная цена, каждый предприниматель пытается найти такую технологию производства, чтобы средние издержки производства были ниже этой цены и, таким образом, предприятие приносило бы более высокую прибыль.
Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Избрание той или иной формы зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов и т. п. В каждой стране действует свое законодательство по организации предпринимательства. Вместе с тем существуют и некоторые типичные для мировой практики формы предпринимательской деятельности. К ним относят различные виды хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, а также типы государственных предприятий. В отдельных странах эти основные формы имеют свою модификацию.
Все те, кто занимается предпринимательской деятельностью, могут быть условно разделены на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Юридическим лицом может быть организация, учреждение или фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица: независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц; наличие имущества; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; право осуществлять от своего имени экономические операции; самостоятельная имущественная ответственность; право выступать от своего имени в суде.
Физическое лицо — это человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноправного субъекта. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, что необходимо юридическим лицам. Оно может заниматься предпринимательством, приобретя статус индивидуального предпринимателя. Для получения такого статуса необходимо обладать гражданской дееспособностью, которая в РФ наступает по достижении 18-летнего возраста.
Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами — индивидуальными лицами, семьей, государством и т. п., но основные функции производства в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, под предприятием понимают сложную материально-технологическую и социальную систему, обеспечивающую производство экономических благ, а с другой — саму деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.
Основной формой организации предпринимательской деятельности выступают фирмы или деловые предприятия.
Типы фирм: единоличная, партнерство, кооператив, корпорация, государственное предприятие.
Большинство малых фирм в развитых странах являются индивидуальными — это хозяйственная организация, создатель и владелец которой один и тот же человек. Он несет полную ответственность за дела фирмы, имеет право на всю ее чистую прибыль (часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей), которой не обязан делиться ни с кем.
Партнерство — фирма, находящаяся в собственности группы лиц (двух или нескольких).
Кооператив — похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
Корпорация — основана на акционерной собственности, крупная фирма.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций и физических лиц):
— индивидуальное предпринимательство, без образования юридического лица, в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства;
— совместное предпринимательство (партнерство):
1) хозяйственное товарищество, основанное на полном доверии друг к другу;
2) хозяйственное общество: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарной);
3) производственные кооперативы.
Корпоративное предпринимательство. Акционерные общества (АО) — хозяйственная организация, членами которой может быть неограниченное количество владельцев денежных средств. Каждый из них может свободно продавать свои права на часть имущества и доходов АО, на участие в управлении им, отвечая при этом только в пределах суммы, которую он вложил в дело. Акционерные фирмы позволяют вложить деньги в производство и торговлю гражданам, которые не хотят или не могут заниматься хозяйственной деятельностью. Они только дают деньги на развитие дела, покупая акции и становясь совладельцами фирмы. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. Государственное предпринимательство — в форме унитарных предприятий: казенных (федеральных) и муниципальных.
Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией производственных затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции.
Классификация предприятий по размерам:
мельчайшие предприятия — основаны на личном труде товаропроизводителя (семейные — 2-3 человека);
малые предприятия: в производстве — до 100 человек, в науке — до 60 человек, в непроизводственной сфере — до 50 человек, в торговле — до 15 человек;
средние предприятия — от 50 до 500 человек;
крупные предприятия — более 500 человек (АО).
В связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции. Акция — это ценная бумага, подтверждающая право ее владельца на определенную часть имущества и прибыли фирмы, а также участия в управлении ею.