Россия в эпоху великих реформ Александра II . Отмена крепостного права
К середине XIX века экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, всё больше отставая от передовых стран Западной Европы, где уже завершался промышленный переворот. В России же даровой труд крепостных делал невыгодным внедрение новых технологий и машин. Так, выплавка металла за первую половину века в России выросла на 60%, а в Англии – на 1200 %. В стране была всего одна железная дорога от Петербурга до Москвы (построена в 1851 г.), почти не было пароходов. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве, где практически не росла урожайность и до сих пор на вооружении у крестьян стояли мотыги XII века, сделанные их далёкими предками. Стало очевидно, что дальнейшее сохранение крепостного права угрожает окончательным превращением России в отсталую страну. Крымская война показала это весьма наглядно. Экономический кризис сопровождался нарастанием социальных противоречий, о чём свидетельствовали крестьянские бунты, убийства помещиков и управляющих имениями, бегства крестьян, жалобы властям. Россия отставала от других великих мировых держав на целую эпоху:
· Если у Англии и Франции на вооружении уже имелся паровой, то у России только парусный флот.
· Российским гладкоствольным ружьям противостояли английские и французские с большей дальнобойностью и скорострельностью.
· В качестве основной тактической единицы в России был принят батальон, тогда как в Европе батальон был заменён более мелкой единицей- ротой.
· Сомкнутый боевой порядок, характерный для российской армии, в Европе трансформировался в стрелковую цепь, рассыпной строй, а акцентируемая в России штыковая атака была заменена в Европе индивидуальными стрелковыми действиями.
· Как уже было отмечено, в стране была всего одна железная дорога, что затрудняло быструю переброску сил по всей территории Империи к театру военных действий;
-Полиция погрязла во взятках и зачастую не справлялась со своими прямыми обязанностями;
-«Судебная система представляла собой море громадное и пространственное, и в нём же гадов несть числа», - такую характеристику ей давал сам тогдашний министр юстиции Трощинский, и у него были на это основания: тяжбы тянулись годами, чиновники всех рангов брали взятки, о правосудии не поминая.
Таким образом, в середине XIX века страна переживала системный кризис, выходом из которого могли быть всесторонние реформы или даже революция.
К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. 19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить. С выходом же Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить; он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В "Положениях "указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет "выкупными платежами". Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. До перевода на выкуп крестьяне находились во временнообязанном положении, т. е. были обязаны выполнять по установленным нормам барщину или платить оброк за предоставленные им наделы. Временообязанный крестьянин- это категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведенных на выкуп. Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землей временнообязанные крестьяне несли повинности (оброк, барщину, издольщину) Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе от феодализма к капитализму. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав помогало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Буржуазные реформы Александра II 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. 16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков — одним словом, торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т. п.). Одновременно с земской реформой была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. вводили бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меру же наказания определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился Мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях. Судебные уставы 1864 г. вводили институт "присяжных поверенных", адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время (лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления), но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей. В 1861 – 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1874 г. был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто богаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями. По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 – 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество (обычно на службу призывалось не более 20 – 25% призывников). Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней в течение установленных сроков: в сухопутных войсках — 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе); во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для всех, получивших начальное образование, срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, имевших высшее образование — до полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью их просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным). В 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов. - 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов. -реформа военно-учебных заведений -поступление на вооружение русской армии нарезного оружия - введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте. Реформа системы народного образования В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права каким-либо образом влиять на порядок в университете, что явилось поводом для частых "студенческих беспорядков". Под впечатлением таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков, и реальные, соответственно, без подобного изучения, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было установлено полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х гг. появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться и женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне. Последствия реформ Александра II Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования — освобождение крестьян — в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и возникли новые. Падение крепостной зависимости, уравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Появились мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. По словам А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: "Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855 – 1861 годы своего царствования" |