Становление марксизма как течения в русской экономической мысли
Становление марксизмакак течения в русской экономической мысли было связано с переводом на русский язык произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, а также работ крупнейших представителей английской школы политэкономии и с распространением их идей в российских научных кругах и среди экономистов-практиков.
Первым переводчиком "Капитала" (первого тома) на русский язык был Герман Александрович Лопатин(1845-1918), сыгравший затем большую роль в последующем изучении марксистской литературы в России.
Значительный вклад в распространение идей марксизма в России внес также Николай Иванович Зибер(1844-1888), подробно изложив основные положения второго тома "Капитала" в цикле статей "Экономическая теория Маркса".
В 1885 г. Н.И. Зибер опубликовал свой главный труд "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях".
В этой работе он подробно изложил марксистскую теорию прибавочной стоимости, утверждая, что создавать прибавочную стоимость может только дополнительный труд, затраченный на производство тех или иных товаров.
Применяя марксистскую методологию к анализу историко-экономических путей развития России, Н.И.Зибер сделал вывод, что наступление эпохи капитализма в нашей стране неизбежно. При этом он полагал, что капиталистический способ производства, безусловно, более прогрессивный, чем предшествующий ему феодальный, и более открытый для дальнейшего совершенствования.
Зибер так же, как и Лопатин, не считал себя марксистом, хотя и разделял многие положения марксизма и в целом относился к этой теории с явной симпатией.
Первым российским марксистом,сыгравшим исключительно важную роль в становлении марксистского направления в России, был Георгий Валентинович Плеханов(1856-1918).
Плеханов не был профессиональным экономистом и не занимался разработкой собственно экономических вопросов. Проблемы хозяйственного развития интересовали его прежде всего как составная, хотя и очень важная часть его революционной теории.
Как теоретик Г.В. Плеханов прошел большой и самостоятельный путь, написал много работ, и взгляды его на протяжении его творческой жизни, естественно, менялись.
Для периода конца 70-начала 80-х гг. идеи Г.В. Плеханова наиболее четко были выражены в его известных работах "Закон экономического развития общества и задачи социализма в России" (1879) и "Поземельная община и ее вероятное будущее"(1880). В этот период он еще не был марксистом, а разделял взгляды народников, и, следовательно, пытался доказать, что Россия в силу своей историко-экономической специфики вполне может миновать стадию капиталистического развития. В любом случае, — подчеркивал Г.В. Плеханов, — масштабы капиталистической экономики в России не могут быть значительны. Залогом некапиталистической эволюции страны была крестьянская община, которая, как полагал Г.В. Плеханов, являла собой более высокую степень кооперации труда, чем это виделось ему в хозяйственной жизни западноевропейских государств.
Плеханов разделял народническую точку зрения по вопросу о происхождении крестьянской общины в России. Он противопоставлял общинную и коллективистскую по своему духу Россию индивидуалистическому Западу.
Г.В. Плеханов считал, что крестьянство, обладающее прекрасными задатками для установления полного коллективизма, является ведущим элементом хозяйственной жизни России. Что касается рабочего класса, то в этот период Г.В. Плеханов видел в нем не самостоятельную силу, а лишь полезного союзника крестьянства.
Степень промышленного развития России он оценивал тогда как минимальную. Как и другие народники Г.В. Плеханов полагал, что в стране нет достаточного рынка для полной реализации производимой в стране продукции и, следовательно, нет необходимых условий для развития капитализма.
Очень скоро, однако, во взглядах Г.В. Плеханова произошел коренной перелом. Он отходит от идеологии народничества и становится на позиции марксизма. Его взгляды периода 80-90-х гг. XIX в. отражены в работах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В.В.)" (1896).
Г.В. Плеханов пришел к выводу, что неправомерно чрезмерное противопоставление России Западу и не следует акцентировать внимание только на особенностях историко-экономического развития российского государства, так как увлечение спецификой мешает видеть общие для всех стран закономерности. Впрочем, он вовсе не стал затушевывать эти особенности. Так, он продолжал утверждать, что история России — это непрерывная борьба государственности с автономными устремлениями и личностью. Он считал, что если в Западной Европе основной движущей силой развития является классовая борьба, то в России эта сила – государство. В то же время государство в России – тормоз исторического прогресса, ибо Россия по характеру государственного устройства является восточной деспотией и идет по азиатскому типу эволюции.
Таким образом, он признавал некоторые кардинальные особенности российского общества, так же, как славянофилы и народники.
Но если последние видели в этом определенное преимущество для России, то Г.В. Плеханов – не видел. В целом же он, как марксист, исходил из признания единства всемирно-исторического процесса и подчеркивал принципиальное единство историко-экономических путей стран Западной Европы и России.
В 80-е гг. XIX в. Г.В. Плеханов, анализируя на большом статистическом материале факты хозяйственной жизни России, пришел к заключению, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и упования народников на общину как на средство избежать капиталистического уклада, таким образом, несостоятельны. Он писал о том, что для общины конца XIX в. были характерны процессы расслоения крестьянства, крепкие крестьяне стремились выйти из общины и хозяйничать самостоятельно.
Он полагал, что внутренние, фундаментальные причины разрушения общины – развитие товарного хозяйства. Г.В. Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества – капиталистов и наемных рабочих, выступил против распространенной тогда теории бесклассовости русского общества.
Большое внимание он уделял сравнительному анализу экономических классов рабочих и крестьян, показав существенные различия между ними.
Г.В. Плеханов исследовал положение рабочих в России и их роль в социально-экономической жизни. Он утверждал, что пролетариат представляет собой самую могучую силу в историческом развитии страны.
Пролетариат, – полагал Г.В. Плеханов, – безусловно нуждается в союзе с либеральной буржуазией, так как в случае прихода к власти не сможет удержать ее в своих руках, не составляя большинства населения.
Одновременно Г.В. Плеханов полностью отрицал революционные возможности крестьянства, говорил о его реакционности и не отождествлял крестьян, занимающихся отхожими промыслами, с рабочими.
Г.В. Плеханов много сделал для популяризации взглядов западных экономистов в России, прежде всего ученых английской классической школы политэкономии. Вершиной всей предшествующей зарубежной экономической мысли он считал сочинения Д. Рикардо. Плеханов положительно охарактеризовал его методологию, высоко оценил его теорию трудовой стоимости. Г.В. Плеханов утверждал, что стоимость определяется не естественными свойствами вещи, а трудом, затраченным на ее производство. При этом он считал, что явление стоимости было и в натуральном хозяйстве первобытного человека.
Прибавочную стоимость он понимал как разность между вновь созданной стоимостью и заработной платой рабочего, доказывая, что она не может возникнуть в процессе обмена, а создается только в производстве.
Вместе с тем Г.В. Плеханов критиковал Д. Рикардо за его внеисторический подход к экономическим явлениям, не соглашаясь с тем, что капитализм – это вечный порядок, а капитал – это все средства производства, и, следовательно, мог быть и у первобытного охотника и рыболова.
Г.В. Плеханов разрабатывал проблему рынка,утверждал, что капитализм сам создает себе рынок. Его также интересовала проблема экономических кризисов перепроизводства. Их причину он сначала усматривал в анархии производства, затем утверждал, что их основная причина в том, что производительные силы просто переросли существующие производственные отношения.
В начале XX в. историко-экономические воззрения Плеханова по важнейшим вопросам хозяйственной жизни России опять в значительной степени изменились: он стал отходить от идей ортодоксального марксизма.
Новые явления в развитии капитализма с марксистских позиций были проанализированы В.И. Лениным(1870-1924) в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916). Ленин делает вывод о наступлении новой, особой эпохи в развитии капитализма. На основе изучения статистических материалов, характеризующих новейшее экономическое развитие капиталистических стран, Ленин выделил факты, касающиеся концентрации производства на крупнейших предприятиях и развития акционерной формы капитала, и связывал с этими явлениями дальнейшее развитие процессов монополизации капиталистической экономики, усиление гнёта синдикатов и трестов.
Одновременно с концентрацией производства и в связи с ней в развитых странах развернулся процесс быстрого роста банковского капитала и концентрация его в руках небольшого количества банков-гигантов. Вместе с этим изменяются роль и значение банков. Из скромных посредников банки превращаются в монополистов, распоряжающихся почти всем денежным капиталом страны. При этом банки начинают вкладывать свои капиталы в промышленные, торговые и другие предприятия.
Столь же естественным было стремление промышленных монополий проникнуть в сферу банковского дела, чтобы обеспечить контроль над этой важнейшей сферой бизнеса.
В.И. Ленин показал, что слияние монополистического капитала банков и промышленности привело к образованию качественно новой формы капитала – финансового капитала. На основе финансового капитала неизбежным становится господство финансовой олигархии– группы богатейших монополистов, контролирующих ключевые сферы экономики и политики (контроль над буржуазной прессой, "личная уния" с правительством, подкуп в широких масштабах парламентариев и государственных чиновников).
Ленин останавливается далее на особенностях вывоза капитала. Он показывает, что в отличие от прежней эпохи вывоз капитала при империализме превращается в типичное явление. Ускорив процесс накопления денежного капитала, монополии в то же время затрудняют его высоко прибыльное применение. Возникает относительный избыток капитала. Этот избыточный капитал вывозится за границу, особенно в регионы, где обеспечена высокая прибыль, так как в них капиталов мало, низки цена земли и заработная плата, дешевое сырьё и материалы. Вывоз капитала при этом приводит к возникновению зависимости слаборазвитых стран от высокоразвитых.
Затем Ленин выделяет такую черту империализма, как экономический раздел мирасоюзами монополистов, образование международных картелей. Это обостряет противоречия между ними на почве борьбы за раздел и передел мира. Такая борьба неизбежна по мере того, как изменяется соотношение сил участников дележа вследствие неравномерности их экономического развития. Отсюда вытекает последняя черта империализма – борьба за территориальный передел мира.
Проанализировав основные признаки империализма, Ленин отмечает особенность монополистического капитализма – тенденцию к "загниванию". Он показал, что наряду с быстрым ростом слоя рантье, эксплуатации зависимых стран, милитаризма, монополия порождает тенденцию к застою в той мере, в которой с установлением монопольных цен ослабляются побудительные мотивы к техническому прогрессу.
Но проявляются и факторы, противодействующие указанной тенденции. Они связаны с конкуренцией, с возможностью посредством технических усовершенствований снижать издержки производства и увеличивать прибыль.
Вывод, сделанный В.И. Лениным: империализм – высшая и последняя стадия развития капитализма, канун социалистической революции, так как подготавливает важнейшие материальные предпосылки (обобществление производства) и субъективные факторы (наличие организованного пролетариата и его партии) перехода к социализму.
Сейчас, в конце XX в., мы видим, что прогноз В.И. Ленина в целом не оправдался. Опыт построения нового общества в нашей стране и ряде других на данном этапе окончился неудачей, возвратом на проторенную стезю капитализма. Возврат этот сопровождался колоссальной растратой материальных и духовных богатств, потерей лидирующих позиций по ряду направлений экономического, научно-технического, гуманитарного характера.
Все это происходит на фоне процветания и стабильного роста высокоразвитых капиталистических стран. Что же помогло одолеть стихийные силы рынка, которые должны были погубить капитализм?
Дело в том, что капиталистическое государство научилось регулировать спрос и предложение — сердце рынка. Не нарушая самой природы и механизмов саморегулирования на микроуровне, оно создало мощное средство регулирования рынка на его макроуровне. Рынок стал регулируемыми были обузданы заключенные в нем грозные разрушительные силы стихийности. Это вызвано не только изменением роли государства, но и тем, что сама частная собственность, став другою по форме и структуре, отторгла монополию. Конкурентный характер современного капитализма выражается прежде всего в том, что в национальных рамках отдельных стран нет почти ни одной отрасли, где бы господствовала одна корпорация.
Во многих, весьма важных сферах и отраслях экономики концентрация и централизация производства и капитала не только не прогрессируют, а, напротив, в течение многих десятилетий находятся на одном уровне, а в некоторых случаях и понижаются. Многократно отмечалось такое положение: если дело доходит до одной корпорации в отрасли, такая монополия надолго не удержится — через 5-10-15 лет возникают мощные конкуренты. Число таких случаев настолько велико, что именно они отражают господствующую закономерность.