Структура задач материально-технической подготовки проектов
Изменение условий хозяйствования привело к появлению новой структуры задач материально-технического обеспечения проектов, которая укрупненно сводится к следующим шагам:
1. Подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг.
2. Планирование и организация процесса закупок.
3. Изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками.
4. Предварительный отбор участников торгов.
5. Подготовка документов для торгов.
6. Проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги.
7. Размещение заказа, включая переговоры о поставках.
8. Контроль за поставками (своевременность, комплектность, количество и качество) с принятием необходимых мер в случае появления отклонений.
9. Разрешение конфликтов.
10. Взаиморасчеты.
11. Найм на работу необходимых специалистов (подрядчиков), включая консультантов.
Планирование поставок.
Организация бухгалтерского учета.
Доставка, приемка и хранение товара.
Учет и контроль доставки.
Последние 4 позиции на Западе принято выделять в самостоятельный блок работ, называемый Поставками (Logistics). Остальные же работы относят к Закупкам (Procurement). Такое деление не случайно, так как Закупки осуществляет Заказчик, а Поставки — Подрядчик.
Рассмотрим требования к некоторым из вышеперечисленных шагов в цикле закупок и поставок, характерные для рыночной экономики.
Планирование и организация:
§ осуществляются на основе данных проектно-сметной документации;
§ графики разрабатываются на основе и в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность разработки проектно-сметной документации, цикла закупок и доставки грузов;
§ план должен охватывать весь проект в целом;
§ выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов;
§ в плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию, подлежащую поставке.
Выбор поставщиков:
§ осуществляется на основе изучения т.н. квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности;
§ список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта;
§ окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов.
Размещение заказов:
§ совместно с проектной организацией разрабатываются мероприятия по стандартизации (сокращению номенклатуры) закупок;
§ общие заказы оформляются только на основе работ по сокращению номенклатуры закупок;
§ оценка заявок и проведение торгов предшествуют заключению контрактов;
§ заключение контрактов производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.
Контроль за поставками:
§ организуется по каждому из перечисленных выше видов поставок (оборудование, работы, местные материалы, услуги);
§ основывается на общем плане проекта;
§ все изменения вносятся в общий график проекта;
§ основывается на стандартных формах отчетности.
Подрядные торги
В строительствеподрядные торги проводятся для выбора на конкурсной основе организации, выполняющей для заказчика в пределах согласованной стоимости требуемые объемы строительных работ, поставки, монтажа и пуска-наладки оборудования в установленный заказчиком срок и с требуемым качеством.
Целью организацииторгов является повышениеэффективностипроизводства, качества строительства и надежностисооружаемыхобъектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями.
Виды торгов
В зависимости от способа проведения торги могут быть:
Открытыми, к участию в которых привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.