Сущность предприятия как объекта и субъекта рыночных отношений.

Сущность предприятия как объекта и субъекта рыночных отношений.

Виды деятельности предприятия.

Правовые основы функционирования предприятий.

Виды предприятий, их характеристика.

Литература:

1. Хозяйственный Кодекс Украины. – К.: ВЕЛЕС, 2004. – 164 с.

2. Экономика предприятия Учебник / М.Г. Грещак, В.М. Колот, и др. За заг ред. С.Ф. По кропивного. – Вид 2-е, перероб. но доп. – К.- КНЕУ, 2004. – 528с.

3. Афанас’єв М.В. Економіка підприємства (текст): Навч. посібник. – Х.: ІНЖЕК, 2009. – 410 с.

4. Крайник О.П. Економіка підприємства: навч. посібник. – Л., 2008. – 208 с.

5. Мельник Л.Г. Економіка підприємства: конспект лекцій: Навч. посібник для вищих навчальних закладів. – Суми, 2003. – 412 с.

6. . Фроловна Л.В., Бакунов А.А., Шарага Л.В. Экономика предприятия в структурно-логических схемах. Учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Донецк – ДонГУЭТ, 2001. – 166с.

СРС:

1.Основы создания и функционирования предприятия. (1бал)

2. Виды объединения предприятий (1 бал)

3. Что включает и регламентирует Хозяйственный Кодекс Украины (1 бал)

4. Примеры объединения предприятий на Украине (1 балла)

Сущность предприятия как объекта и субъекта рыночных отношений.

Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью люди создают определенные организации(трудовые коллективы), которые совместно выполняют какую-то миссию (реализуют программу или цель) и действуют на основе определенных правил и процедур. Однако цель и характер деятельности таких многочисленных организаций разная. По этим признакам их можно разделить на две группы: предпринимательские (коммерческие), которые функционируют и развиваются за счет собственных средств, и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства. Организации с предпринимательским характером деятельности называют предприятиями.

Предприятие— это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичное) звено производственной сферы народного хозяйства, которое изготавливает и реализует продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги).

Предприятие выступает как объект и субъект рыночных отношений.

Так как предприятие имеет свою стоимость и в определенный момент времени становится объектом купли-продажи, оно выступает объектом рыночных отношений.

Предприятие как субъект рынка должно быть конкурентоспособным по отношению к другим предприятием, а также взаимодействовать с предприятиями других отраслей и инфраструктурой, выступая продавцом и покупателем сырья, материалов, трудовых ресурсов, ценных бумаг и т.д.

Предприятие, функционируя на определенном рынке, в то же время в своей деятельности является активным участником других сегментов рынка. На рынке средств производства оно приобретает необходимое оборудование, инвентарь, другие материальные ценности; на рынке ценных бумаг покупает и продает акции, облигации, векселя. Рынок труда, с одной стороны обеспечивает предприятие квалифицированной рабочей силой, с другой – принимает избыточную рабочую силу и распределяет ее между предприятиями и отраслями. Предприятие нуждается в большом объеме кредитных ресурсов и других видах инвестиций.

Экономический механизм функционирования предприятия (ЭМФП) – это целостная система организации деятельности предприятия, основанная на определенной форме собственности, использующая соответствующие методы и рычаги предпринимательской деятельности с целью удовлетворения потребностей рынка и получения благодаря этому максимальной прибыли.

ЭМФП: формируется на основе экономических законов, присущих данному обществу.

Формируется – одновременно с созданием предприятия и развивается на основе законодательных актов.

Закрепляется – в Уставе предприятия и коллективном договоре.

Строится на коммерческом расчете.

Зависит от формы собственности на средства производства и результаты труда, от размеров капитала, от стоимости предприятия.

Важно знать, что каждое предприятие является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с собственным названием, а также товарный знак (марку) в виде определенного символа, рисунка. Фирменный знак (марка) служит для идентификации товаров или услуг продавца и их отделения на рынке от продукции (услуг) конкурентов. Также основными признаками предприятия являются наличие учредительных документов, наличие собственного имущества, способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. в соответствии с законодательством, заключать все виды гражданско-правовых договоров, право от своего лица быть истцом и ответчиком, в суде.

Предприятие считается юридическим лицом после его государственной регистрации в установленном порядке и должно обладать опредлеленными признаками:

· Наличие обособленного имущества

· Способность отвечать имуществом по своим обязательствам

· Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. в соответствии с законодательством, заключать все виды гражданско-правовых договоров.

· Наличие самостоятельного баланса

· Наличие законченной системы учета и отчетности

· Наличие расчетного счета в банке

· Наличие печати с собственным названием

· Наличие учредительных документов

· Право быть истцом, и ответчиком в суде.

Для эффективного ведения хозяйства существенным является определение целей создания и функционирования предприятия. Генеральную (главную) цель предприятия, то есть четко очерченную причину его существования, в мировой экономике принято называть миссией. По большей части миссией современного предприятия считают производство продукции (услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения максимально возможной прибыли.

На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются общие цели предприятия, которые должны отвечать определенным требованиям:

• во-первых, цели предприятия должны быть конкретными и поддаваться измерению. Формулировка целей в конкретных формах создает исходную базу отсчета для следующих правильных хозяйственных и социальных решений. Благодаря этому можно более аргументировано определить, насколько эффективно предприятие действует в направлении осуществление своих целей;

• во-вторых, цели предприятия должны быть ориентированными во времени, то есть иметь конкретные горизонты прогнозирования. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени. Долгосрочные цели ориентированы на 5 лет, иногда больше (7—10 лет) — для передовых в техническом отношении фирм; краткосрочные цели — в пределах одного года;

• в-третьих, целые предприятия должны быть досягаемыми и обеспечивать повышение эффективности его деятельности. Недосягаемые или досягаемые частично цели вызывают негативные последствия, в частности блокировка стремления работников эффективно хозяйствовать, уменьшение уровня их мотивации, ухудшение показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижение конкурентоспособности его продукции на рынке;

• в-четвертых, учитывая динамику эффективности производства множественные цели предприятия должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия (фирмы), ответственными за достижение разных целей.

В конечном итоге цели предприятия (фирмы) должны быть четко сформулированы для каждого вида его (ее) деятельности, что является важным для субъекта ведения хозяйства, который стремится наблюдать и измерять результаты этой деятельности.

Стоит также отметить, что цели предприятия будут частью стратегического планирования в том случае, когда они не только правильно сформулированы и эффективно систематизированы, но и достаточно о них информирован весь персонал предприятия.

Наши рекомендации