Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций
Актуальность задачи повышения устойчивости:
- с ускорением НТП, усложнением структуры экономики возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий;
- существует угроза террористических актов;
- несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны.
^ Под устойчивостью функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимается его способность удовлетворять оборонные и народно-хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.
^ Под устойчивостью функционирования территориального звена народного хозяйства (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях.
^ Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального звена народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.
Под устойчивостью работы (функционирования) объекта (отрасли, объединения) в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).
^ Устойчивость объекта - это его способность противостоять поражающим факторам ЧС, сохраняя эксплуатационные функции и обеспечивая защиту персонала и населения.
Под объектами экономики понимают жилые и производственные здания, сооружения, цеха, транспортные средства и др.
Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньевявляются:
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
- Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.
- Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.
- Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
- Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
Рациональное размещение производительных сил
Под рациональным подразумевается такое размещение и распределение ресурсов и средств производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.
^ На рациональное размещение ПС оказывают влияние такие факторы, как:
- энергетический, водный, сырьевой, связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;
- трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;
- земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на несельскохозяйственные нужды;
- транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также с себестоимостью продукции.
Мероприятия по рациональному размещению ПС
- размещение вновь строящихся промышленных объектов вне зон возможных разрушений и на безопасном удалении от источников вторичных факторов поражения;
- размещение самих объектов - потенциальных источников вторичных факторов поражения таким образом, чтобы ущерб при образовании этих факторов был минимальным;
- размещение в категорированных городах лишь предприятий жизнеобеспечения, зонирование территорий городов, установление оптимальной плотности застройки и населения в микрорайонах;
- ограничение концентрации промышленности, материальных ценностей и, как следствие этого, населения крупных городов;
- вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительное количество сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;
- ограничение размещения в больших городах НИУ (научно-исследовательские учреждения), КБ (конструкторские бюро), ПО (производственные объединения), имеющих особо важное, оборонное и народнохозяйственное значение, создание филиалов таких учреждений и организаций в некатегорированных городах и НП (населенных пунктах);
- комплексное использование подземного пространства.
В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти края, области, города, района.